Понятие и виды толерантности. Толерантность – понятие изначально положительное. Но, к сожалению, в наше время очень многими людьми оно искажается. Обществу в целом и каждому человеку в частности навязываются, и порой довольно агрессивно, глубоко ошибочные представления об этом явлении. Любую добрую вещь можно испортить, понятие и мысль исказить. Чтобы избежать печальных последствий, нам следует глубоко вникать, осмысливать происходящее, обращаться к основам тех или иных социальных понятий и процессов. Толерантность в этом не исключение.
Толерантность – глобальное понятие. В зависимости от сферы общественных отношений, в которых она проявляется, выделяют следующие ее виды:
– политическая: подразумевает уважительное отношение к людям, придерживающимся других политических взглядов;
– педагогическая: уважительное отношение к людям, независимо от их образованности и уровня интеллекта;
– возрастная: неприемлемость суждения о способностях и иных качествах человека на основании его возраста;
– религиозная: недопустимость ущемления людей, придерживающихся других религиозных взглядов;
– гендерная: все люди, независимо от пола, должны иметь равные права и возможности;
– физиологическая: каждая личность является полноправной, независимо от физических возможностей и ограничений.
Слово «толерантность» с латинского языка переводится «терпеть, переносить, выносить, привыкать».
Значит, толерантность понимается как терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поступкам, а также способность предоставить другому возможность свободы мысли и действия.
Большой Энциклопедический словарь дает такое определение толерантности: «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «Проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Толерантность в медицине. Первоначально термин «толерантность» употреблялся только в медицине и биологии. Он обозначает зараженные клетки, ткани или органы, неспособные восстанавливаться или защищаться от вирусов и штаммов. Например, раковые больные – толерантные, по медицинским понятиям.
Большой толковый медицинский словарь о толерантности говорит: «Толерантность (лат. tolerantia способность переносить, терпеливость; син. переносимость) в фармакологии – способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта».
Таким образом, толерантность в медицине означает, в том числе и неспособность организма к борьбе с инфекцией. Организм не может защитить себя от заразы, ему легче к ней приспособится, чем бороться. Толерантная клетка или организм теряет иммунитет, человек слабеет и умирает.
Христианство и толерантность. Понятие «терпение» для христиан – одно из основополагающих. «В терпении вашем стяжите (т.е. спасайте) души ваша» (Лк. 21, 19), – говорит Иисус Христос. Терпение – одна из главных добродетелей. Однако терпение в христианском понимании – безропотное перенесение скорбей и болезней, с упованием на волю и милосердие Божие – отнюдь не то же самое, что предлагает, по сути, культ толерантности.
Под влиянием Запада сегодня о толерантности говорят, как о форме равнодушия. Подчеркивается необходимость быть терпимыми ко всему и не обращая внимания на то, что происходит вокруг.
Христианство призывает не быть равнодушными друг к другу. Мы должны помочь и себе, и другим обрести спасение души, не дать другому человеку погибнуть. Православие призывает любить грешника и ненавидеть грех. Христос говорил не только о терпении – Спаситель призывает любить, и любить деятельно, жертвенно. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27-28).
Любить – значит стремиться спасти человека, даже если он сам не понимает, насколько это для него важно. Для этого я должен уметь дать оценку поступкам человека, чтобы уберечь его и окружающих от беззаконий и возможной гибели.
Одна из форм такой заботы – правдивая нравственная оценка греховных поступков человека: нужно уметь сказать, что грех – это грех. Однако в современное определение толерантности настойчиво вкладывают требование терпимо относиться к любым особенностям и проявлениям другого человека. Людям предлагают делать вид, что происходящее с другими их лично не касается, и якобы такие действия сохраняют добрые отношения, а значит общественную стабильность и прогресс.
Но одно – терпимость к недостаткам человека, с которыми он рождён, и совсем другое – отношение к порокам общества. Например, мы терпеливо относимся к человеку, у которого слабое здоровье. Бывает, что больной человек делает всё медленно, это может нас раздражать, но мы понимаем больного, прощаем и терпим его немощи.
Нельзя подменять толерантностью законы гостеприимства. Хозяин дома оказывает тёплый прием гостям, но и гость должен подчиняться правилам морали, культуры, которые есть в этом обществе и именно в этом доме. В своём доме хозяин – хозяин, а никак не гость, а современная «толерантность» предлагает хозяину и гостю «меняться местами», чтобы гость везде чувствовал себя, как у себя дома, нередко вопреки традициям, культуре и установлениям дома, в котором его принимают, а хозяин терпеливо к этому относился, не позволяя себе выразить недовольство, т.е. стал гостем в своем же доме. Об этом свидетельствуют проблемы миграции, особенно в европейских странах.
Если спросить либерала-грешника: «Готовы ли вы принять мою точку зрения, что гомосексуализм – это грех? А также и то, что вы не имеете права пропагандировать аморальные деяния, тем более совершая массовые шествия по городу?». Он ответит, что мы не имеем права так рассуждать, что это ненормально, и что я должен отказаться от моих взглядов, ибо они не толерантны.
Проявлять толерантность – не значит уступать, попустительствовать греху. Но никто не должен жертвовать нравственными законами и терпимо относиться к безнравственным взглядам и поступкам людей, ибо это несет угрозу обществу.
Нравственный закон существует в каждом обществе, он сохраняется государством, религиозными требованиями, народными обычаями. Этот закон должны соблюдать все, в противном случае создается большая угроза для социальной стабильности и благополучного развития общества в целом.
Нравственный закон – это «соль», это фундамент, на котором стоит наш мир. Соль – продукт, который сам не гниет и в соприкосновении с другими продуктами не дает загнить и им. Поэтому Господь наш Иисус Христос и приводит своим ученикам в пример именно соль. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Не будет фундамента – мир рухнет.
Свобода слова и печати – хорошее дело. Но важно знать, какого слова и какой печати, ведь через телевидение и печатные издания можно легко вбрасывать в массы аморальные понятия и нормы, например, призывать к насилию, разводам или суициду.
Православные христиане имеют полное право сохранять тёплые дружеские отношения со всеми людьми, в том числе и с теми, кто иначе верит или совсем не имеет веры, но это не значит, что мы не должны возражать по тем вопросам, которые нас разделяют.
Запрет говорить о пороках общества – один из принципов толерантности. На самом же деле это нарушение и уничтожение основополагающих принципов человеческого общежития. Мы осуждаем грех и должны быть готовы помочь человеку избавиться от него.
Можно ли быть терпимым к сатанизму, если это мировоззрение конкретного человека? Конечно, нет. Если мировоззрение несет зло человеку, то я должен бороться с этим явлением.
Можем ли мы быть терпимы к убийству, насилию, воровству и прочим беззакониям? Нет, ни в коем случае! Должны сочувствовать грешнику, но обязаны ненавидеть грех. Так, я могу сочувствовать алкоголику, понимать, что он болен и не может самостоятельно справиться со своим недугом, но не могу быть терпимым к пьянству. Могу быть терпимым к вору как человеку, пораженному греховной страстью, но не к воровству.
Ученые не могут быть толерантны. В научной среде постоянно ведутся дискуссии, и это нормально. Без этого наука не может развиваться.
Религия – это тоже в немалой мере наука, которая касается духовной сферы нашей жизни. В каждой религии есть и своя практика, и своя теория по тем или иным основным аспектам вероучения, которая предполагает нетерпимость к внесению искажений, неверному толкованию вероучения или агрессивным нападкам на то, что дорого верующему человеку, осквернение святынь его религии.
Современное понимание толерантности на Западе. Приведем два примера современного понимания толерантности в Европе, когда это понятие трактуется крайне искаженно. Так, широкое обсуждение получило принятие в Швейцарии закона о запрете строительства минаретов. Еще более острые дискуссии вызывает одобрение парламентом Дании законопроекта, обязывающего все церкви страны венчать гомосексуальные пары. Рассмотрим подробнее эти ситуации.
1. Толерантность и строительство минаретов в Швейцарии
Законодательство Швейцарии допускает выдвижение народных инициатив по изменению конституции и выставление их на референдум независимо от того, одобрены ли эти инициативы парламентом страны. Один из вопросов, решавшихся на референдуме, касался строительства в стране новых минаретов. Голосование состоялось 29 ноября 2009 года. По его итогам против строительства выступили 57,5 % принявших участие в голосовании граждан. Явка избирателей при этом составила 53%.
Недовольные этим решением люди прочили стране большие экономические трудности, ведь «швейцарцы ежегодно получают от бизнеса с мусульманскими странами более 10 миллиардов долларов прибыли; из одних только стран Персидского залива ежегодно приезжают 170 тысяч человек».
Народ понимал, с какими трудностями страна столкнется. Тем не менее, выбор был сделан. Однако необходимо помнить, что минарет – не просто часть исламской архитектуры. Это башня, которая строится, в том числе для того, чтобы с нее несколько раз в день муэдзин, служитель мечети, призывал мусульман на молитву. При этом в последнее время практически повсеместно используются средства звукоусиления. Кто хоть раз слышал это, тот понимает, насколько эта культура, столь естественная в мусульманских странах, чужда культуре стран Европы.
Говоря о выборе народа в данном вопросе, швейцарские эксперты отмечают, что в стране никто не выступает против мусульман и мечетей, не нарушается свобода вероисповедания. Однако минареты – это, скорее, попытка навязать народу, хозяину в своей стране, народу иной культуры чуждые ему шариатские законы.
Тем не менее, поток критики всё более набирает обороты. Основной аргумент – нарушение принципов той самой толерантности. Но в чём?! Народ высказался в своей стране, принято общее решение. Почему нельзя принять его выбор? Ведь в стране не запретили молиться в мечетях, никто не преследует мусульман. Речь идет исключительно о строительстве минаретов.
2. Закон толерантности в Дании и венчание гомосексуальных пар
В 1989 году Дания стала первой страной, легализовавшей гражданские гомосексуальные союзы. С 1997 года такие пары добивались права на венчание в Церкви. Право это они получили в 2012 году, когда парламент страны принял закон, обязывающий все церкви страны венчать гомосексуальные пары.
Согласно этому закону, любой священник может отказаться от венчания таких пар, но в таком случае местный епископ должен найти ему замену.
Однако представители власти забыли, что толерантность предполагает выбор, который не относится к тому, что человек не имеет права совершать. Священное Писание и каноны Церкви прямо запрещают это делать. Апостол Павел говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).
Конечно, можно возразить, что Церковь венчает и воров, и пьяниц, но важно, что эти пороки осознаются как грех, люди стараются каяться в них, и даже если продолжают грешить, то или вновь каются, или грешат тайно, не считая порок нормой. В случае же легализации венчания однополых пар речь идет о том, что Церковь должна благословить и принять как норму страшный грех, прямо названный в Священном Писании грехом. По мнению датских законодателей, священники, которые будут венчать такие пары, должны забыть и слова апостола, и церковные каноны.
В этом случае представители парламента страны продемонстрировали лишь собственное невежество. Судя по всему, им неведомо, что Таинства Церкви – не услуга, которую надо осуществлять по предъявлению оплаты за нее. Человека можно заставить совершить всё, что угодно. Однако Совершитель церковных Таинств – САМ БОГ. Его не заставишь. Будет ли Бог венчать такие пары? Нет. Православный священник только свидетельствует, что венчаются «раб Божий» и «раба Божия».
Общие выводы о толерантности. Православный христианин может и должен сохранять хорошие отношения с теми, кто придерживается других религиозных или философских взглядов. При этом он имеет право дискутировать с такими людьми, обсуждать и доказывать свою точку зрения. Апостол Павел сказал: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19).
Нет ничего предосудительного в том, чтобы прямо и спокойно говорить человеку, что вы с чем-то не согласны. Если же мы чувствуем неправоту собеседника, нужно терпеливо и полно объяснять её с точки зрения христианской религии.
Христиане не могут согласиться с тем, что не имеют права критиковать те или иные религиозные взгляды или откровенный сатанизм. Верующие призваны проповедовать мир между людьми. Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). При этом дискуссии допустимы. Но их итогом должно быть только укрепление взаимопонимания, исключение недоумений, недосказанности.
Православные христиане принимают толерантность как терпимость к праву каждого человека иметь свое мнение по разным вопросам. Но для нас толерантность – никак не закон, запрещающий обсуждение иных взглядов. Многое из того, что под призывом сохранения «толерантности» навязывает современный мир, нами решительно отвергается. Такое понимание толерантности чуждо не только христианам. И оно слишком далеко от настоящей, глубокой сути этого понятия.
Епископ Орский и Гайский Ириней
1. Нам не нужна заморская «толерантность»
Иван Ильин говорил, что «Толерантность - удавка свободы». С какой стати несколько лет назад новый главный полицейский Москвы грозил: «Я научу вас всех толерантности!»?
«...Сегодня под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и как бы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность, то есть вместо любви к ближнему как образу и подобию Божию и вместо свободы совести пытаются навязать некую терпимость, и исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по своим западным меркам».
(Епископ Иринарх «Это прямая экспансия против российской государственности»
https://ruskline.ru/news_rl/2009/02/11/episkop_irinarh_to_pryamaya_e_kspansiya_protiv_rossijskoj_gosudarstvennosti/ )
Таким образом, «толерантность» - полный пофигизм, безразличие, неразличение добра и зла, уравнивание в правах добра и зла. Это навязывание мысли, что одной истины быть не может, что «у каждого своя истина».