Увы, иногда можно услышать, что Церковь на протяжения веков преследовала учёных людей, и что есть учёные, которых Церковь принесла в жертву. В большинстве случаев говорят о двух людях: Джордано Бруно и Мигеле Сервете. Однако мало кто упоминает, что они были гонимы Церковью отнюдь не за научные труды, а за нападки на Церковь и отрицание религиозных догматов, что вводило в соблазн простых людей.
1. Мигель Сервет
Мигель Сервет – это учёный, врач, физиолог, географ. В частности, открыл малый круг кровообращения. Родился в Испании в 1511 году. В 16 лет Сервет отправился изучать право в Тулузский университет (Франция). Там он впервые прочитал Библию. Был потрясён разницей между написанным в Евангелии и поступками католического духовенства.
Возмущен был Сервет и тем, как вел себя Папа Климент VII на коронации испанского короля Карла V. Мигель не понимал, почему так роскошно и помпезно живёт Папа Римский, несмотря на то, что написано в Священном Писании.
При толковании Писания Сервет стал отступать от догматов Церкви. Он опубликовал труд «Ошибочность троичности», а позже «Восстановление Христианства». Церковь осудила его за эти книги, за него взялась инквизиция, которая заочно приговорила его к сожжению и даже сожгла на костре его изображение и книги.
Мигель Сервет хотел устроить публичные дебаты о вере с основателем одного из направлений протестантизма Жаном Кальвином в Женеве. Сервет делал оскорбительные пометки на полях трудов Кальвина (называя собеседника «ослом, бараном, собакой»), и только потом переходил к аргументам, после чего возвращал труды автору. Кальвин этим было очень недоволен.
Сервет скрывался от католической инквизиции, жил и совершал научные открытия под вымышленным именем, путешествовал по разным городам. В Женеве он был узнан Кальвином, который знал его лично. По приказу Кальвина Сервета бросили в тюрьму.
Несмотря ни на что, Сервет не стал атеистом. Своё прощальное письмо из тюрьмы он подписал: «Мигель Сервет, одинокий, но имеющий Христа своим верным защитником». Из тюрьмы он был отправлен в город Шампе, где в октябре 1553 года был сожжен на костре.
При этом и протестанты, и католики признают научные труды Сервета. В 1903 году ему был воздвигнут памятник в Женеве. Существует также улица имени Мишеля Сервета, на которой расположен медицинский факультет Женевского университета.
В 1908 году во французском городе Анмас, который находится примерно в пяти километрах от места казни Мигеля, в его честь также был воздвигнут памятник. На памятнике есть надпись: «Мигель Сервет… географ, врач, физиолог, сделавший вклад в достояние человечества своими научными открытиями, своей преданностью больным и бедным, а также неукротимым умом и совестью».
2. Джордано Бруно
Джордано Бруно родился в Италии в 1548 году. Он был монахом-доминиканцем, философом-пантеистом и поэтом, а также увлекался оккультизмом.
Он по-своему учил о Святой Троице, о Христе, о Деве Марии, за что и навлёк на себя обвинения в ереси и был вынужден скитаться по Европе. Жил в Швейцарии, Франции, Англии и Германии.
В 1592 году вернулся в Италию, проживал в Венеции. Здесь он был арестован, а затем передан инквизиции. Иезуит Каспар Шоппе, который присутствовал на суде, так описывает обвинения против Бруно: «В этих книгах он учил, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое…, что одна душа может находиться в двух телах, что магия - хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира.
[Что] Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне…
Христос – не Бог, он был знаменитым магом и за это по заслугам был повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами» (Рожицын В.С.Джордано Бруно и инквизиция. М. 1955, с. 369) и т.д.
Суд состоялся в 1600 году в Риме. Бруно отказался отречься от своих идей. Его лишили священнического сана и отлучили от Церкви, после чего сожгли на костре как нераскаявшегося, упорного и непреклонного еретика и нарушителя монашеского обета.
Никто из серьёзных исследователей не считает Джордано Бруно учёным. Причины, по которым он был сожжён, не имели отношения к науке. Некоторые специалисты считают, что Бруно хорошо знал учение Коперника и преподавал его в разных местах. Однако большинство исследователей считает, что Бруно был не столько пропагандистом учения Коперника, сколько глашатаем оккультных тайн герметизма, а также, что из теории Коперника он сделал выводы сколь же антинаучные, столь и антихристианские.
Известный доктор философский наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук Киссель Михаил Антонович говорит: «Бруно не столько популяризировал учение Коперника, сколько компрометировал его, вовлекая в контекст магических суеверий, по сравнению с которыми не только система Птолемея, но и схоластический аристотелизм в целом выглядели эталоном научного рационализма.
И только Галилей вернул Коперника науке, истолковав его учение в терминах настоящей, экспериментально-математической науки о природе, без всяких “знаков Зодиака” и каббалистической чертовщины».
Не мог Михаил Антонович, будучи крупнейшим российским исследователем философии английского абсолютного идеализма, автором трудов по современной западной философии, истории философии и философии науки, просто так высказываться такими словами о Джордано Бруно, не имея на это веских оснований.
3. Что стоит за кострами инквизиции?
Плохо, что людей сжигали за их взгляды. Так не должно быть. Бог каждому дал свободу, каждый должен решать для себя, как верить. Однако пострадавшие религиозные лжеучителя не являются мучениками науки. Сожжён был не учёный-астроном Джордано Бруно, а Бруно-еретик и оккультист.
На самом деле речь идет не о конфликте между религией и наукой, а о конфликте между двумя религиями: католицизмом и язычеством. Этот конфликт показал, что надо освобождаться от античного языческого наследия. Инквизиция преследовала не столько неверие, сколько лже-верие.
К сожалению, духовенство в Европе практически не занималось христианским просвещением. По этой причине народ плохо знал христианское вероучение. Формально люди были христианами, но в быту и народных традициях больше походили на язычников. На этом фоне рос «авторитет» колдунов и ведьм, которые возвеличивали себя, говоря, что у них есть сила, и что они могут безгранично влиять на людей.
Нередко люди обвиняли в колдовстве тех, кто не имел никакого отношения к магии. Причиной всему был страх и необразованность народа. Люди винили тех, кого считали колдунами и ведьмами, в болезнях и смерти близких, неурожаях, войнах, стихийных бедствиях и т.д. Иногда народ восставал против них, нередко совершая самосуд. Реакцией со стороны Католической Церкви стало появление инквизиции.
Во всех странах мира во все времена отношение к колдунам было резко отрицательное. Их всегда осуждали на казнь или просто умерщвляли. В соответствии с законодательством, например, Древнего Вавилона, Индии, Японии, колдунам грозила смертная казнь, если в результате колдовства умирал человек. Однако обвиняемый или обвинявший должны были доказать свою правоту. «Доказательство» соответствовало уровню религиозного сознания.
Так, в Вавилоне, в соответствии с законом царя Хаммурапи, «если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться. Если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя».
Преследовали волхвов и в России. Хотя первое упоминание о сожжении волхвов, содержащееся в Никоновской летописи за 1227 год, описывает именно народную расправу: «В лето 6735. Явились в Новгороде волхвы, ведуны… и многие волхования, и потворы и ложные знамения творили, и много зла сделали, многих прельщая.
И собравшись новгородцы взяли их и привели их на архиепископский двор, и слуги князя Ярослава вступались за них: новгородцы же привели волхвов на Ярославов двор, и сделав огонь великий во дворе Ярослава, и связав волхвов всех, бросили в огонь, и там сгорели все».
Обвинения в колдовстве и народные расправы можно наблюдать во многих странах мира и в наши дни. Примеров тому немало.
Что касается инквизиции, то мнение о ней как об отправляющей на костер каждого, кого обвиняли в ереси, колдовстве, или кто своими научными трудами якобы ставил под сомнение католические истины, как считают исследователи, было во многом сформировано протестантами и масонами.
В 2004 году было опубликовано исследование, которое в течение шести лет вели светские историки по просьбе Римского Папы Иоанна Павла II. Из него следует, что те же протестанты поступали намного жёстче, чем католики.
«Из 125 000 испытаний, проведенных в истории испанской инквизиции, 59 "ведьм" были приговорены к смерти. В Италии казнено 36 ведьм, в Португалии – 4. Если мы складываем эти данные, мы не получаем и ста случаев.
Хуже (особенно в пропорции к численности населения) было в протестантских регионах:
- в Швейцарии с населением около 1 млн. сожгли 4000 ведьм;
- в Речи Посполитой с населением 4 млн. 400 тыс. – около 10 000 человек;
- в Германии с населением в 16 млн. – 25 000 человек;
- в Дании-Норвегии с населением 970 тыс. – 1350 человек».
Инквизиция была организована для того, чтобы проводить расследования по обвинению в колдовстве и выяснять, кто прав, а кто виноват, чтобы оградить народ от колдунов, а чаще наоборот – защитить людей, подозреваемых в колдовстве, от расправы толпы.
Инквизиция предоставляла слово обвиняемым, давая им возможность оправдать себя, доказать, что они не повелители тёмных сил, что они не навели порчу на людей или скот и т.д.
От обвинителей инквизиция требовала ясных доказательств вины. Инквизиция больше защищала от преследований, нежели наказывала людей. Об этом свидетельствуют многие источники, в том числе и нехристианских авторов.
Американский историк Уильям Монтер пишет: «Средиземноморские инквизиции, в отличие от светских судов, выглядели более заинтересованными в понимании мотивов, двигавших обвиняемыми, нежели в установлении самого факта преступления…
Последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и оказывались вполне способными прийти к корректному, а зачастую и снисходительному приговору…
Инквизиторы пытались проникнуть в сознание людей, а не определить правовую ответственность за преступление, поэтому протоколы инквизиторских допросов выглядят совсем иначе, чем протоколы светских трибуналов, и предоставляют историкам богатый материал об обычаях и народных верованиях…
В отличие от многих светских уголовных судов раннего Нового времени, инквизиторы мало полагались на пытку как на средство установления истины в сложных и неясных обстоятельствах…
Их культура была культурой стыда, а не насилия».
Многие исследователи сходятся во мнении, что ни один другой суд в истории не выносил так много оправдательных приговоров.
Если сравнивать осуждения и казни инквизиции и гонений на христиан, то увидим ужасную картину. В Советском Союзе верующих людей преследовали и отправляли в места лишения свободы, а также расстреливали за веру в Бога. Мало кто из тех, кто кричит об ужасных методах инквизиции, готовы осудить действия палачей Союза. Пострадавших, замученных и убиенных в СССР было намного больше, чем тех, которых казнила инквизиция (около тридцати тысяч из всех стран за несколько столетий).
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с гонениями на христиан первых веков, а также репрессиями в Советском Союзе в ХХ веке.
Инквизиция спасала людей от неминуемых расправ толпы. Она воевала не с наукой, а с магическим суеверием. Ведь и наука, и инквизиции требовали доказательств, они не верили доносам и заявлениям людей.
Практически все ученые тех времен были религиозными людьми. Они не создавали такую картину науки, которая противостояла бы Библии.
Епископ Орский и Гайский Ириней