Вечером 28 мая Минфин внес в правительство пакет поправок по совершенствованию налоговой системы России. Предполагается, что изменения примут в весеннюю сессию. Как подчеркивается в материалах ведомства, главная задача изменений — сделать систему более справедливой и сбалансированной. Она должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач — сокращения неравенства и решения проблем социально-экономического развития регионов. Нововведения также направлены на стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов, сообщают «Известия».
Большинства граждан налоговые изменения не коснутся. Из 64 млн работающего населения прогрессивная шкала затронет только 3,2% от трудоспособного населения, оценили в Минфине.
«Предлагаемая прогрессивная шкала не должна касаться подавляющей части населения. Для правительства это стало главным условием», — заявил министр финансов Антон Силуанов.
Для граждан, чей годовой доход ниже 2,4 млн рублей, ставка НДФЛ не изменится. То есть россияне, зарабатывающие в месяц менее 200 тыс., будут по-прежнему уплачивать 13-процентный налог. При этом для тех, кто получает от 2,4 до 5 млн в год, НДФЛ предварительно составит 15%. Это эквивалентно заработку от 200 тыс. до 416 тыс. в месяц. Увеличенной ставкой будет облагаться только сумма превышения. Например, человек, зарабатывающий 250 тыс. рублей в месяц, уплатит в бюджет всего 1 тыс. дополнительно (или на 12 тыс. больше за год с дохода в 3 млн).
«Важно, что люди будут платить повышенный налог не со всей суммы, а только с превышения порогов прогрессивной шкалы. В пределах 2,4 млн рублей по-прежнему будет взиматься 13%», — подчеркнул министр.
Сейчас в РФ уже действует прогрессивная шкала налогообложения — повышенный НДФЛ в 15% платят состоятельные россияне с доходами от 5 млн рублей. Поправки предусматривают увеличение ставки налога до 18% для зарабатывающих от 5 млн до 20 млн в год. Речь идет о гражданах с ежемесячными поступлениями от 416 тыс. до 1,7 млн.
В свою очередь, заработок от 20 млн до 50 млн будет облагаться НДФЛ в 20%. Изменения могут коснуться богатых россиян, получающих ежемесячный доход от 1,7 млн до 4,2 млн.
Верхняя граница прогрессивной шкалы распространится на доходы от 50 млн рублей в год. Физлица с таким заработком будут уплачивать налог по ставке 22%.
Нововведения не затронут участников спецоперации — для них будет действовать прежний порядок уплаты налога, следует из материалов Минфина. Доходы бойцов СВО связаны с риском для жизни ради защиты России, что соответствует пониманию справедливости в обществе. Об этом договорились на площадке Госдумы во время парламентских слушаний.
Вместе с тем для малообеспеченных семей предлагают ввести налоговый вычет, который снизит НДФЛ более чем в два раза — до 6%. То есть власти будут возвращать уплаченный сбор в сумме 7%. Поправки хотят распространить на родителей с двумя и более детьми, чей среднедушевой доход на члена семьи составляет менее 1,5-кратного прожиточного минимума (ПМ) в месяц.
«За счет налоговых выплат ставка НДФЛ для семей с двумя и более детьми фактически составит 6%», — подчеркнул Антон Силуанов.
По подсчетам Минфина, в 2025 году вычет может быть предоставлен родителям с месячным доходом до 53 тыс., если оба работают, и не более 106 тыс., если занят только один член семьи.
Такую выплату может получить около половины из числа всех семей с двумя и более детьми, следует из материалов Минфина. Ранее на парламентских слушаниях министр финансов Антон Силуанов сравнил такую поддержку с кешбэком.
При этом нагрузка на региональные бюджеты не увеличится — пособие будет предоставляться только из средств федеральной казны.
Помимо этого, по предложению Президента РФ Владимира Путина, налоговый вычет по НДФЛ будет предоставляться также гражданам при сдаче нормативов ГТО и прохождении ежегодной диспансеризации, подчеркивается в бумагах ведомства.
В материалах Минфина подчеркивается, что действующая ставка НДФЛ на дивиденды сохраняется: 13% на доходы до 2,4 млн рублей и свыше этой суммы — 15% без дальнейшей прогрессии.
В Минфине заявили, что работа над законопроектом по совершенствованию налоговой системы будет продолжена на площадке Госдумы совместно с парламентом, бизнесом, экспертными и общественными объединениями.
Поправки Минфина проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Я отношусь к ярым противникам пропорциональной налоговой системы, о чём есть свидетельства в моих первых публикациях на «Русской народной линии» и в других СМИ, десяти и более лет тому назад.
Выступал против пропорциональной налоговой системы и против аргумента, что, дескать, богатые будут уходить от налогов, в связи с чем оправдывали ранее пропорциональную налоговую систему. Будто бы нет ни налоговой инспекции, ни налоговой полиции, ни уголовной ответственности. Столь дикий аргумент поощрял увод средств и незаконное обогащение, концентрацию капитала и так далее. Шла работа на внутреннее алчное «обуржуазивание» и налоги, получается, на это работали. В итоге пропорциональная налоговая система способствовала и росту бедности, и неравенства. Эти два явления я рассматривал в теории и на практике совместно – неравенство подогревает и обеспечивает бедность. Писал и научные статьи, например, с оценкой расчётов по влиянию адресной помощи, доказывая, что адресная помощь не может решить проблему бедности и неравенства в самостоятельном варианте, без прогрессивной системы налогов.
Поэтому я категорически приветствую прогрессивную шкалу налогообложения. Прогрессивная система – моё личное давнее предложение. Поэтому поправки Минфина – для меня, с юмором сказать, торжество справедливости. Наконец-таки осуществлены подвижки – вводится прогрессивная налоговая система. Хотя шкала является умеренно прогрессивной (можно сказать слабо прогрессивной) – базовая часть населения будет выплачивать всё те же 13%. Да и на богатых сами величины ставок, мягко говоря, не большие. Это своеобразная «социальная кость» населению от буржуазной системы – можно и так посмотреть. Но это и существенный шаг вперёд – который нужно приветствовать!
Кроме того, к глубокому сожалению, Правительство России не пошло навстречу многодетным семьям, полностью освободив от выплаты налогов. Это было бы полезно. Но на это не пошли. В чём причины? Видимо, в непродуманности шкалы или в опасениях, что будут увеличиваться количество маргиналов по отдельным слоям населения – трудно сказать. Эту проблему нужно добавочно исследовать.
Добавочные вычеты воспринимаются населением как некое нагромождение, что отчасти так и есть. Не исключаю, что система может быть построена на принципе возврата – собираешь справки, подаешь документы, а затем государство компенсирует налог. Так принято сейчас по медицинским делам. Однако это жуткая система, на мой взгляд! Я лично этим не занимаюсь, а мои родственники затрачивают колоссальное время и здоровье на компенсацию затрат по медицине (получение справок, сбор и хранение всех чеков и т.д.). Надеюсь, что для многодетных семей сделают чисто формальный и некий уведомительный режим, без похожих на медицину экспликаций.
Если в Правительстве анализируют наши публикации, то это свидетельствует о налаживании правительственной аналитической работы. А если сами додумались – печально. Ведь уже столько лет мы говорили о необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Но создали её как пробный шар – это видно по вводимым ставкам налогов.
Я предлагаю Правительству, пока идёт обсуждение, предусмотреть увеличение прогрессии от 24 миллионов доходов в год до 30% и до 50% тем, кто выводит капитал в установленном размере (продумать ту величину дополнительно!). И налог на прибыль для них 30- 35%. А для тех, кто вкладывает в фонды снизить до 15% в зависимости от размеров обновления фондов, например, и до 10%, если оборудование полностью российское и до 15%, если частично импортное (до 30% состава).
Это мои предложения Правительству. То есть усилить прогрессию с дохода в 24 млн. до трети и 35 процентов, а при оттоке капитала за рубеж – до 50% и по прибыли также. Если инвестируют в отечественную фондовую базу снижать налог на прибыль до 10% и 15% соответственно в зависимости от состава этой базы. Тем самым создадим мотивационную сетку – она должна быть заложена для высокотехнологичного развития. Также можно снижать этот налог и для тех, кто инвестирует новые НИОКР (это отдельный разговор, так как в отличие от фондов отчёты по НИОКР могут быть «бумажные»). Важно налогами сказать – те, кто инвестирует капитал, будут на коне, те, кто уводят, проиграют по всем статьям, начиная с НДФЛ и прибыли и далее по предпринимательскому рейтингу.
В целом я приветствую поправки Минфина. Будет в основном распределительный, а не мотивационный эффект, но общий крен на снижение бедности и отчасти неравенства (так как прогрессия слабая). Прогрессию нужно будет повысить. Например, годовой доход в 24 миллиона рублей. В месяц – 2 миллиона рублей, из которых ежемесячно изымать 600 тысяч рублей в качестве налогов. В месяц один миллион четыреста тысяч рублей – весьма приличный доход.
Ещё раз отмечу, такой подход создаст мотивационную сетку более значимую для экономики, да и снизит неравенство, что крайне необходимо. Сейчас это выглядит как некий буржуазный паллиатив, но в целом полезный и нужный. Но запрос на справедливость живёт в народе не сегодня, и не сегодня возник, а с 1990-ых и 2000-ых гг. Поэтому риторическую трескотню надо убрать и ориентироваться на чисто научные основания и последствия применяемых мер, которые требуют своего совершенства и развития, хотя бы такого, которое указано в этом материале.