В среду, 4 декабря, сотни представителей государственных структур, руководителей российских и международных компаний и инвесторов приехали в столичный Центр международной торговли, где стартовал XV инвестиционный форум ВТБ «Россия зовет!». Основная тема в этом году — «Будущее капитала и капитал будущего». Традиционно в течение двух дней здесь обсуждают ключевые макроэкономические тренды, укрепление финансового суверенитета страны и поиск новых возможностей партнерства, сообщают «Известия».
Приехали в Москву и сотни иностранных гостей — из Китая, Индии, Ирана и стран Африки. Немалая часть речи главы государства как раз была обращена к бизнесу из дружественных государств, с которыми РФ будет продолжать наращивать партнерство. Так, Путин рассчитывает на подписание нового фундаментального договора с Ираном во время предстоящего визита президента республики Масуда Пезешкиана в Россию, а также на создание со странами Африки специального фонда для развития сотрудничества.
Представителей государств коллективного Запада, которые тоже были на сессии, волновали перспективы восстановления экономических связей с Москвой. Первый вопрос Владимиру Путину задал бизнесмен из Германии, который интересовался возможностью возвращения ушедших из РФ компаний после начала СВО. Ряд стран действительно проявили себя как ненадежные партнеры в 2022 году, разрушив торговые отношения, производственные и логистические цепочки с Россией, заметил президент.
«Мы часто слышим и в политической сфере, и в военной, и в экономической, что этими странами была поставлена задача нанести России стратегическое поражение, в том числе на экономическом и технологическом направлениях, кардинально ослабить промышленность, финансы, сферу услуг нашей страны, создать на нашем рынке непреодолимый дефицит товаров, дестабилизировать рынок труда, снизить уровень жизни наших граждан. Очевидно, что эти планы потерпели крах, поражение», — заявил Путин.
Глава государства подчеркнул: власти РФ не выдавливали западный бизнес из страны. Более того, большинство компаний из США и Европы остались работать на российском рынке: около половины — в прежнем режиме, часть — передала управление подконтрольным организациям, но одна четверть действительно ушла, отметил он. Препятствовать возвращению западных компаний Россия не будет, пообещал Президент, но и на создание специальных условий они могут не рассчитывать. Просто так вернуться на свои прежние места ушедшим корпорациям теперь будет сложно.
«За два предыдущих года очень многие ниши, освободившиеся в результате ухода наших европейских партнеров, начали занимать и занимают активно компании из других стран. И очень быстрыми темпами, такими, которых, честно говоря, и мы сами не ожидали, идет так называемое импортозамещение российскими брендами, число которых в разы возрастает», — сказал глава государства.
Тем не менее, полагает он, отношения между РФ и Западом неизбежно нормализуются, поскольку обе стороны в этом так или иначе заинтересованы.
После такого сложного периода российская экономика полностью восстановилась: развивается технологический, производственный, логистический потенциал, укрепляются связи с перспективными партнерами, сказал Президент. По его словам, отрасль сегодня «обеспечивает качественные структурные изменения», что можно назвать главным результатом работы в сфере экономики за последние два-три года.
Рост экономики позитивно отражается и на бюджетной системе: за январь – октябрь нынешнего года профицит консолидированного бюджета страны и внебюджетных фондов составил около 2,5 трлн рублей, а ВВП России за этот период вырос на 4,1%, отметил Владимир Путин. Главным образом рост сосредоточен в обрабатывающих отраслях производства — за 10 месяцев эта отрасль прибавила 8,1%.
На этом фоне в РФ отмечается рекордно низкий уровень безработицы по сравнению с многими западными государствами — всего 2,3%, притом что во многих странах Европы он составляет 7% и выше, сказал Путин.
«Молодежная безработица — это проблема в очень многих странах мира. У нас тоже такая проблема существует или, точнее сказать уже, существовала. Здесь уровень безработицы ниже 9%, хотя в определенное время и даже совсем недавно он зашкаливал за 20–25% в некоторых регионах страны», — добавил глава государства.
Кроме того, уровень цифровизации финансового сектора в РФ сегодня превышает общемировой. Так, более 80% расчетов за товары в РФ и услуги проводится в безналичной форме, заявил Президент. Банк России поэтапно внедряет цифровой рубль. Путин анонсировал, что расчеты с помощью этой формы денег начнут использоваться в системе федерального бюджета России со следующего года, а с 1 июля 2025-го такая возможность должна быть в масштабах всей страны.
Инвестиции в основной капитал российского бизнеса увеличиваются третий год подряд, несмотря на возникающие проблемы, заявил Президент. В 2022 году прирост инвестиций составил 6,7%, в 2023-м — 9,8%, а за девять месяцев 2024-го — уже плюс 8,6%. В реальном выражении к 2030 году они должны подняться на 60% относительно 2020 года. По словам Владимира Путина, партнеры России по БРИКС уже согласились с идеей разработки инвестиционной платформы объединения. Дружественные РФ страны значительно нарастили вложения в российскую экономику, что обусловлено исключительно экономическими интересами.
По словам Путина, Россия практически адаптировалась к оттоку западного капитала из страны как раз за счет роста инвестиций в основной капитал и работы отечественных производителей. На этом фоне он поручил усилить работу по защите прав инвесторов и обеспечить необходимую информационную прозрачность компаний. Примечательно, что объем кредитования бизнеса в РФ растет, несмотря на ключевую в 21%, заметил Президент. Несмотря на завышенные ставки, ожидания относительно активности по вложениям в РФ сегодня умеренные, считает Светлана Фрумина. По мнению Натальи Мильчаковой, инвестиционный климат в России для многих отраслей в целом благоприятен, даже несмотря на высокую ключевую, во многом благодаря программам поддержки.
Значительную часть своего выступления Президент посвятил необходимости сдержать инфляцию в России. По его словам, сегодня для этого требуется скоординированные действия ЦБ и правительства, поскольку сейчас она находится «на достаточно высоком уровне» — 8,8% в годовом выражении. Глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на сессии перед пленарным заседанием, подчеркнула, что инфляция в РФ пока не начала замедляться — «тормозной путь» до таргета в 4% займет весь следующий год и даже частично 2026-й. Рост цен в октябре составил 8,5%.
«Ключевая ставка — это мощный инструмент. При остальных факторах, большинство из которых были очень проинфляционными в этом году — от состояния рынка труда до санкций, в этих условиях с помощью ставки удалось предотвратить вхождение в инфляционную спираль», — напомнила она.
«На наименее обеспеченных слоях населения лежит нагрузка в связи с тем, что цены растут, но, не имея депозитов в банках, они дополнительных доходов не получают, а таких, наверное, всё же много по сравнению с теми, кто имеет счета», — пояснил Президент.
Главным ответом на инфляционный вызов сегодня Президент назвал рост предложения товаров и услуг на рынке. Владимир Путин также призвал регуляторы использовать инструменты в борьбе с инфляцией «с умом» и не допускать перегибов, включая риски увеличения разрыва дохода граждан и сокращения доходной базы регионов России. Центробанк тем временем допускает возможность повышения ставки, но это не предопределено, отметила Набиуллина. Сейчас ключевая на уровне 21% годовых — на последнем заседании в октябре регулятор поднял ее сразу на 2 п.п. Следующее заседание по ставке пройдет 20 декабря.
О главных итогах форума рассуждает в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
В России из-за структуры экономики инфляция сопровождает экономический рост. Желание вводить новые технологии и реализовывать инновации весьма затратно: цена повышается, что даёт общий толчок росту цен.
К тому же стимулирующие меры 2022 года и отчасти начала 2023 года заложили основу для увеличения спроса. Инфляция сопровождает экономический рост – вот что нужно, наконец, понять. Её сильное снижение не является условием роста.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступала на форуме весьма агрессивно, объясняя, почему ключевая ставка «хороша», обещала довести страну до таргета к 2026 году. Но тут же она спрогнозировала, опираясь на аналитиков ЦБ, рост экономики в 2025 году всего около 1,5%.
В свою очередь глава Минэкономразвития Максим Решетников ей возразил, указав, что экономический рост имеет потенциал в районе 2,5%. Однако потенциал роста – это ещё не сам рост, а его оценка может оказаться условной и даже ошибочной.
Министр финансов Антон Силуанов в свою очередь заявил о контроле над бюджетными расходами, намекнув на ужесточение бюджетных расходов. Все эти установки могут существенно затормозить экономический рост.
Экономический рост последних двух лет связан с мультипликацией оборонных расходов, социальной поддержкой и переориентацией экономики на другие торговые мировые центры. Но рост уже сникает, что заметно по симптоматике – объему кредитов, поведению промышленных предприятий, интенсивности заказов и так далее.
Выступление генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова на финансовом форуме 26 ноября является показательным. Даже оборонным предприятиям не хватит собственных финансовых средств для реализации планов и проектов, нужны кредиты.
Поэтому на инвестфоруме «Россия зовет!» звучали идеи о локальном смягчении денежно-кредитной политики, о поиске вариантов льготирования для стратегически важных направлений и предприятий. На мой взгляд, подобная политика является паллиативной и несистемной, поэтому к существенным успехам она не приведёт, хотя относительные и какие-то может дать. Скорее всего, подобная политика привяжет экономику России к так называемым дружественным странам.
На форуме были реплики в виде заманчивых предложений по привлечению иностранных инвестиций из дружественных стран. И это настораживает. Нам нужно активизировать внутренний банковский капитал и внутренние инвестиции. Обработка существенно возросла (на 8%). Общие инвестиции – 8,8%. Но кто берёт и осуществляет инвестиции при столь высокой процентной ставке? Только те, кто имеет рентабельность (35-40%, а кредиты, условно, по 20% спокойно берёт и погашает). Но предприятиям с рентабельностью 12-17% проблематично брать кредиты по такой ставке.
Банковский капитал, как не работал с реальной экономикой, так и не работает – в необходимом стране масштабе. Конечно, банковский капитал чуть-чуть активизировался в последние два года, но его активы около 100 триллионов рублей, а инвестиции около 3 триллионов рублей. Вполне реально добавить 15 триллионов рублей. Хотя бы по 5 триллионов ежегодно для решения стратегических задач по созданию новой индустриальной высокотехнологичной архитектуры России. Так надо ставить задачу. Ежегодно вкладывать по 5-10 триллионов рублей с долгосрочными гарантиями государства в новые отрасли и реставрацию классических отраслей. И тогда будет эффект. А пока мы наблюдаем лишь браваду успехов и некие ожидания и политические призывы, причём часто некорректные оценки в области экономики.
Увещевания в духе «Мы выдержали!» и «Мы справились!» - для внутреннего потребления. В зале находились те, кто писал отчёты и тексты для высшего лица. А Президент в свою очередь им же и зачитал либо озвучил их же цифры и рассуждения, которые они для него подготовили ранее. Вот и консенсус, но он недолговечный, непрочный и даже в чём-то опасный! Некий внутренний междусобойчик – ни полемики, ни острого обсуждения насущных вопросов и серьёзных альтернатив. Только министр Максим Решетников создал видимость полемики, что Минэкономразвития не вполне согласен с прогнозом экономического роста ЦБ. Однако после словесной «пикировки» Решетников сидел вместе с Набиуллиной - они мило улыбались и прекрасно себя чувствовали (оператору за кадр – отдельное уважение и респект!).
Подобное поведение настораживает, ведь если вы концептуально расходитесь во взглядах, то вы должны вести принципиальную линию по обеспечению экономического роста. Нужно ставить вопрос о финансировании источников экономического роста – и их намеренном формировании! А этого и не было. На форуме говорили лишь о мерах поддержки, чтобы для отдельных сегментов экономики смягчить последствия сверхжёсткой монетарной политики Центробанка. Набиуллина признаёт, что в следующем уже году темп экономического роста России сократится, причём практически в 2 раза.
Как будет – никто не знает. Могут появиться добавочные факторы, оживляющие экономику, как было в 2023-2024 гг. Однако, откуда теперь появится добавочные факторы без специальных усилий – непонятно. Если рассуждать честно и откровенно – их не видно.
Поэтому мне кажется, что форум «Россия зовет!» обострил проблему: завлечение иностранных инвестиций и сетование напомнило мне либеральный период с 1999 по 2008 гг., когда говорили, что иностранные инвестиции нужно привлекать в Россию.
Подобная риторика настораживает. Эпоха всеобщего одобрямса, когда никто не может аргументированно предложить позиции, высвечивающие некоторые некорректности оценок инфляции и процентной ставки – не годится при решении стоящих задач стратегической важности для нашей страны. Более подробно можете ознакомиться с моими экономическими доводами по ссылке. Необходимо извлечь уроки из инвестиционного форума. Не нужны отчёты ради отчётов! Чтобы не было такого, чтобы те, кто готовили отчёты, с умным видом слушали свои же тексты. Оценку должен давать народ России – его надо спрашивать. Нужно выносить суровый приговор бездействию, безобразиям и «очковтирательству», а также возникновению ложной эйфории. Но будет ли эта эйфория оправданной и приведёт ли к устойчивому успеху? Мягко говоря, большой вопрос. Пока Россия стоит перед трудностями дальнейшего развёртывания экономической политики и развития экономики. Это видно между строк. Но на форуме не звучало, что и настораживает.