О «русском вопросе»

О некоторых ошибках архиепископа Саввы (Тутунова)

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская Православная Церковь  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
1100
Время на чтение 6 минут

Недавно один из самых популярных церковных блогеров заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Савва (Тутунов) в своём тлг-канале «Cogito ergo sum» опубликовал две пространные реплики, посвящённые «национальному вопросу», теме особенно важной в наши дни. Здесь можно прочитать первую часть текста, здесь – вторая часть.

Конечно, для России «национальный вопрос» был важен во все времена, но сегодня, он, как никогда, актуален. И нечасто архиереи высказываются по острому «русскому вопросу». Уже по этим двум причинам нельзя пройти мимо заметок Владыки. Автор подчёркивает, что эти заметки просто «размышления вслух», чтобы не судили строго, видимо, и что они предназначены «для размышления и обсуждения».

Вот давайте и обсудим. Со многими мыслями автора вполне можно согласиться, особенно с вопросом определяющей роли русских в формировании Российского государства, значения православной веры и русской культуры. Однако в целом, на мой взгляд, статья архиепископа Саввы создаёт впечатление незавершённости, я даже бы сказал, недодуманности. Предложенный им способ решения «русского вопроса» грешит схематичностью.

Владыка пишет: «Русские – это этнос тех, кто, кто сами считают себя русскими, став таковыми по рождению или по искреннему присоединению, тех, кто любят русскую культуру и историю, чтят русские обычаи (уклад жизни), знают (не обязательно в совершенстве) и уважают русский язык, разделяют русские духовные идеалы (т.н. духовно-нравственные ценности), являются православными или, не будучи таковыми, относятся с почтением к Православию как к нашей народообразующей вере».

Следом он вводит понятие «Русский мир». По его определению: «Русский мир – это духовное, культурное и частично географическое пространство пребывания Русской Православной Церкви и русского народа (этноса)».

Так русские это этнос или не этнос? Если этнос, то к нему принадлежат люди только по рождению, этнически русские. Но в определение русских как этноса включены те, кто присоединился к русским и даже не очень хорошо говорит по-русски, т.е. это – этнически нерусские. Тогда причём тут этнос?! И чем отличается «Русский мир» от «Русского этноса»?

Далее. Если «Русский мир» – это «пространство пребывания Русской Православной Церкви», то почти вся планета Земля – «Русский мир», потому что Русская Церковь отсутствует только в некоторых странах нашей планеты. Но тогда и понятие «Русский мир» обессмысливается.

И если русскими считать всех, кто решил присоединиться к русским, даже тех, кто не очень хорошо говорит на русском языке, то это непозволительно расширяет и понятие «русские». Если человек в несовершенстве знает русский язык, значит, он и в несовершенстве знает русскую культуру. Как можно, не зная русского языка, постичь русскую культуру?

Словом, возникает смысловая путаница. К сожалению, эта путаница характерна не только для Владыки Саввы, она является характерной чертой состояния мысли в решении «национального вопроса», который присутствует в значительной части церковного народа. Поэтому об этом и стоит говорить подробно.

Конечно, нельзя не согласиться с Владыкой, что недопустимо использовать понятие «национальность» в том смысле, в котором оно использовалось в ХХ веке и ранее. Правда, не очень понятно, при чём здесь советская традиция, которую, походя, пинает архиепископ Савва? Ведь национальность – понятие, рождённое в европейской культуре. Скорее уж следует говорить, что нам нужно отказаться от «европейничанья» (как любил выражаться Н.Я.Данилевский), от попыток использовать европейские схемы, в том числе рождённые во Франции, когда национальность является синонимом гражданства. Владыка как раз и упоминает знакомую ему ситуацию во Франции.

Мне уже не раз доводилось касаться проблемы «Русского вопроса». На мой взгляд, правильная логика обсуждения этой проблемы должна быть такой.

Есть русские в России как этническая общность, к которой мы с архиепископом Саввой и принадлежим. Но у нашего этноса сегодня неправильное название, мы называем себя русскими. А правильно нам называть себя великороссами. К сожалению, это слово сегодня изгнано из обыденного языка и науки. Это произошло на волне борьбы с «великорусским шовинизмом» в советское время. Помимо нас есть русские в этническом смысле на Украине – малороссы и русины, в Белоруссии – белорусы. А вместе мы – триединый (или, если уважить русинов, четверосоставной) Русский народ, или Русский этнос, если использовать понятие этнологии. Сегодня мы проживаем в трёх разделившихся частях Русского государства. Пока вопрос государственного объединения 3(4) частей русского народа продвигается медленно, даже с Белоруссией, но когда-нибудь логика этнической общности, этнических корней возьмёт своё.

Но есть и другие русские – «нерусские русские» – русские грузинского, татарского, немецкого, французского, польского, сербского, еврейского, башкирского, якутского, чеченского, калмыцкого, бурятского и т.д. происхождения. Этнически нерусские, ставшие русскими (порой, как отмечает Владыка, в несовершенстве знающие русский язык). Они могут не принимать православие, но уважительно относятся к вере русского народа. Они любят и чтут свою культуру и свои традиции, но уважают и любят русскую культуру и чтут русские традиции.

В нашей истории есть огромное количество примеров таких «нерусских русских» – русских святых, русских полководцев и флотоводцев, русских учёных, писателей, композиторов и художников. Эти люди, которые стали русскими, а порой даже более русскими, чем коренные русаки. Если иностранец без капли русской крови вырос в русской среде – общался и учился вместе с русскими детьми, впитал русскую культуру, он с полным правом может считать себя русским, невзирая на монголоидные или негроидные черты лица.

Использование понятие русский как суперэтнического (=имперского, =цивилизационного) понятия сегодня пока плохо приживается в науке и обыденном языке. К примеру, Иосиф Сталин называл себя русским грузинского происхождения, а вот Рамзан Кадыров называет себя чеченцем, гражданином России. Поэтому вполне уместно использование понятия «российская нация» для обозначения той многонациональной общности, которая проживает на территории России. Хотя я бы предпочёл называть нас всех Русской нацией, при том, что этнически русские будут называться великороссами.

На мой взгляд, ныне российская нация выковывается в сражениях на Украине, когда плечом к плечу сражаются за Россию русские, чеченцы, тувинцы, якуты, татары, калмыки и другие – большие и малые – народы нашего Отечества.

Кстати, в России сформировалось совершенно справедливое отношение к тем русским по крови, кто стал предателем нашего Отечества. Мы не хотим считать русскими коренных русаков генерала Власова или князя Курбского. Но готовы признать русским адыгейца, в котором не было ни капли русской крови, политрука Хусена Андрухаева, который, окружённый немцами, кричавшими «рус, сдавайся», погиб с возгласом «Русские не сдаются!». Или комиссара Брестской крепости еврея Ефима Фомина, погибшего за Отечество. Поэтому для нас этничность всегда была, хоть и важным, но не определяющим фактором русскости.

А вот понятие «Русский мир» сегодня наиболее расплывчато, нуждается в уточнении. Наверное, «Русский мир» – это круг людей, тяготеющих к русской культуре, к Русской Церкви, не являющихся русскими по рождению и проживающих в других государствах. Впрочем, сегодня за границами России проживает и большое количество эмигрантов, выходцев из России, Украины или Белоруссии и других стран постсоветского пространства. Они в массе своей не предполагают возвращаться на историческую Родину (что, конечно, печально), но это – русские люди, выросшие на русской культуре и русских традициях (по крайней мере, эмигранты в первом поколении). Они тоже «русский мир»? Или они русские? Сложный вопрос.

Таким образом, иерархия понятий, на мой взгляд должна выстраиваться таким образом. Русский этнос (или русский народ в этническом смысле) – это великороссы, малороссы, белорусы и русины. Русская (или российская) нация (или русский народ в суперэтническом смысле) – это русский этнос плюс все большие и малые народы России, сознательно связывающие свою судьбу с судьбой русского народа. Русский мир – это Русская нация и представители всех других наций, проживающие на всех континентах планеты, любящие Россию, тяготеющие к русской культуре, особенно принимающие православие (но это не обязательно), понимающие значение России в борьбе за традиционные ценности, словом – все друзья России.

Такая иерархия решения «русского вопроса», на мой взгляд, наиболее перспективная и приемлемая.

Но в любом случае, хочу поблагодарить архиепископа Савву за то, что он привлекает внимание к этой, несомненно, важной и, к сожалению, мало обсуждаемой проблеме. Мало обсуждаемой, потому что «русский вопрос» сложен для решения сегодня. Поэтому многие политики, не имея концепта решения проблемы, уходят от «русского вопроса». Но обсуждать его необходимо.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25.

Эту статью можно было бы назвать "О терминологии в отношении русского вопроса". Все понимают необходимость такой терминологии - четкой, однозначно понимаемой и всеми признанной. В статье автор, по моему, великолепно провел логическую цепочку: русский народ - русская нация - русский мир. Призываю Д. А. Степанова, А. В. Сошенко и других толковых специалистов в этом вопросе, объединиться и создавать такую терминологию. Если не вы, то кто и когда её создаст?
РОНОЛ / 04.06.2024, 14:55

24. 3. Этническая принадлежность определяется рождением и воспитанием. Если ребенок родился в смешанной (или даже в нерусской) семье, но в русском окружении, получил такое же воспитание и образование, его все считают русским и он сам себя считает русским, если не сделает другой выбор.

Как волка не корми,он всё равно в лес смотрит!
Русский Иван / 31.05.2024, 17:21

23. ответ на 14, Анатолий Степанов

За этот пост я поставил вам лайк, Анатолий Дмитриевич! Ибо он по существу и со здоровым чувством юмора.

22.

"Русский этнос (или русский народ в этническом смысле) – это великороссы, малороссы, белорусы и русины. Русская (или российская) нация (или русский народ в суперэтническом смысле) – это русский этнос плюс все большие и малые народы России, сознательно связывающие свою судьбу с судьбой русского народа. Русский мир – это Русская нация и представители всех других наций, проживающие на всех континентах планеты, любящие Россию, тяготеющие к русской культуре, особенно принимающие православие (но это не обязательно), понимающие значение России в борьбе за традиционные ценности, словом – все друзья России".

Абсолютно точная формулировка, как с языка сняли. Дает четкое различие между этносом и нацией. Можно еще добавить, что русский этнос - не столько государствообразущий, сколько нациеобразующий (так как это одно и то же, но нациобразующий точнее), так как составляет 83% в российской нации. И теперь можно не путаться, и говорить, что Левитан - русский художник, родившийся в еврейской семье, то есть еврей по этнической принадлежности, и русский по национальной. Крузенштерн - по этносу немец, по нации русский. Есенин - русский по этнической и национальной принадлежности. А кто-нибудь типа Максима Галкина - еврей по этнической, и еврей, как гражданин Израиля, по национальной принадлежности. Сложнее с Владимиром Набоковым - русский по этнической принадлежности. А по национальной - возможно русский, возможно американец. Тут уж как раз человек должен сам решать. Куда относил себя Набоков - не знаю.

21. Ответ на 16, prot:

Православная цивилизация. В это понятие входят и Русский этнос,и Российская нация,и Русский мир,и многое другое.Православная цивилизация - это попытка сохранить учение Христа и следовать за Ним.Такая попытка была у православной Византии,у православной России.Почему многие народы присоединялись к России - да потому что они чувствовали в ней"запах"правды и Истины.Православная цивилизация не может вместиться в историю т.к.она выше истории.И с разрушением православной цивилизации разрушается и заканчивается история.Отсюда - Четвертому Риму уже не бывать.Но горе тому кто разрушал и разрушает православную цивилизацию.

Более как России, Императорской России, стать Четвёртому Риму некому, потому ему и не бывать! Что касается крушение Российской Империи в 1917 году, то у нас есть чудо ВОСКРЕСЕНИЯ. Россия всем богата, у её Церкви самая богатейшая богословская база (на русский язык переведены деяния святых Отцов первого тысячелетия христианства), Русская Церковь богата преподобными, украшена Новомученниками и Исповедниками, кровью Царя Николая II и его Семьи, к тому же принимали Христианство не демократии, а Монархии - Великие князья, Цари и Императоры. У нас к тому и идёт и пророчества наших святых Русских сродников о том имеются.
Мировая проповедь Православного Христианства, возможна ТОЛЬКО в условиях Третьего Рима - Императорской России! Дай то Богъ!
Апографъ / 30.05.2024, 07:46

20.

Чем глубже (до начала сотворения мира) мы будем понимать Историю в мудрости видения в ней своей хитрости (исследователь как наблюдатель за Историей как в себе и во вне, ибо История есть человек), чем более явным будет видение Всемирной истории в связи с личной мудростью каждого человека в ней, то есть чем больше будет видна собственная хитрость во всем нашем опыте, - тем быстрее мудрость распространится в наших чувствах лично каждого, и всех, вообще. Тем быстрее мудрость станет опытом современных народов - и раз это пойдет от России, то - опыт Русского понимания мира во времени. В прошлом, будущем и настоящем.
Игорь Бондарев / 30.05.2024, 07:30

19.

Концепция двадцатого века до сегодня, позволяет использовать понятие "русский" в исследовании философии Истории, как инструмент особенного, выясняя генезис исторического происхождения особенного из единичного и всеобщего Истории. От сотворения мира, до сегодня. Включая индукцию и дедукцию накопленного знания. То есть, понимая как в Истории появилась хитрость грехопадения, и как народы преодолевали (снимали) эту свою хитрость своим видением ее в себе в Культуре, Культурах мира.
Игорь Бондарев / 30.05.2024, 06:18

18. Ответ на 12, Анатолий Степанов:

Это Россия не может поместиться в Историю. Россия как Удерживающий, как Третий Рим - выше Истории, поскольку она страж Истории.


Вот это и есть тавтология. Причем не явная, а скрытая от чувств. Тавтология мистическая. Идейная.
История не индукция человеческого опыта собрания писаных фактов о ней. История начинается с сотворения мира, осмысливается верой. Но и факты следует воспринимать как то, через что открывает себя вечность веры, ибо до Истории существует вечность (которая и говорит о себе в осмысливании фактов Истории). Поэтому История - свята. Если этот тезис не верный, то и все факты исторические - ложные.
Большая хитрость в том, чтобы утверждать, что Россия выше Истории. Но хитрость, если не видеть ее своей, содержит обман себя.
Хорошо то, что уже косвенно признается великая тавтология современного дня России. Потому, что вывести тавтологию на чистую воду - следующим шагом будет ее признание в себе как видение своей хитрости. То есть как мудрость.
Но пока, увы, мы такие большие, что нам все - ничего.
Игорь Бондарев / 30.05.2024, 06:11

17. Ответ на 12, Анатолий Степанов:

Если ребенок родился в смешанной (или даже в нерусской) семье, но в русском окружении, получил такое же воспитание и образование, его все считают русским и он сам себя считает русским, если не сделает другой выбор.


Подтверждаю это полностью. Мой дядя Георгий Бушуев, муж старшей сестры моей матери, был, как определяли раньше, метисом. Отец у него был китаец, а мать - русская. Его отец остался в СССР, когда в 20-х годах закрыли границу с Китаем. В 41 году дяде Георгию было уже 18, и его ещё до начала Войны призвали в армию. Всю войну он прослужил на Дальнем Востоке в частях, противостоявших Квантунской армии. Дядя рассказывал, что японцы устраивали множество провокаций, в том числе с убийством пограничников. Но всё равно советские войска были заняты мало, и солдат загружали выращиванием свиней, мясо которых зимой отправляли на фронт. Для откорма свиней солдаты выращивали картофель и турнепс. Если ни грамма свинины для питания в войсках на месте использовать не разрешали, то картофель и турнепс можно было есть сколько угодно. К сожалению, у дяди была какая-то наследственная предрасположенность к диабету, и он из-за такого питания заболел. Поэтому война сделала своё дело - хотя у дяди не было ни одного ранения, он умер очень тяжело от диабета. Дядя был вполне русским человеком, не говоря уже о его сыновьях, моих двоюродных братьях.

16. Св.Дух прост по сущности,но многообразен в проявлении/Св.о.о./

Православная цивилизация. В это понятие входят и Русский этнос,и Российская нация,и Русский мир,и многое другое.Православная цивилизация - это попытка сохранить учение Христа и следовать за Ним.Такая попытка была у православной Византии,у православной России.Почему многие народы присоединялись к России - да потому что они чувствовали в ней"запах"правды и Истины.Православная цивилизация не может вместиться в историю т.к.она выше истории.И с разрушением православной цивилизации разрушается и заканчивается история.Отсюда - Четвертому Риму уже не бывать.Но горе тому кто разрушал и разрушает православную цивилизацию.
prot / 29.05.2024, 23:28
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Нужна ли нам мобилизация общества?
Верховный главнокомандующий думает в этом вопросе на два шага вперёд
06.12.2024
О договорах и «договорняках»
Как нам относиться к предлагающемуся мирному плану и прекращению войны на Украине
05.12.2024
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Первый Комментарий к итогам прошедшего 26-го Собора ВРНС
29.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Русская Православная Церковь
О духовном оздоровлении общества
В нынешнее непростое время священнослужители должны проявлять особую заботу о духовном окормлении людей
06.12.2024
«Враги России есть враги Бога и человечества»
Двенадцать тезисов патриотического катехизиса
05.12.2024
Удерживающая Россия в поисках идеи
Впечатления участника Всемирного Русского Народного Собора
29.11.2024
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
А исполнителем злодейского плана является Константинополь
28.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
08.12.2024 19:07
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Валерий
08.12.2024 18:53
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Константин В.
08.12.2024 18:15
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от С. Югов
08.12.2024 17:55
Ватикан – главный бенефициар уничтожения Православия на Украине
Новый комментарий от Владимир Николаев
08.12.2024 16:58
Халява скоро закончится, сэр!
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:30
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
08.12.2024 16:12