В Telegrame явно началась кампания против самого известного проповедника Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Ткачёва. Причём, началась именно кампания травли, потому что стрельба по отцу Андрею наносится залпом.
И, судя по всему, за этим стоит известный сектовед, руководитель Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин. Хотя внешне всё выглядит так, что Александр Леонидович как бы здесь даже и не причём.
Всё началось с того, что на конференции в Болгаре, посвящённой лжестарчеству и конкретно извергнутому из сана бывшему протоиерею Владимиру Головину, совершенно неожиданно член РАЦИРС священник Александр Кузьмин из Саратова выступил с заявлением по поводу деятельности протоиерея Андрея Ткачёва. Причём, в контексте конференции это следовало понимать, что отец Андрей – это ещё один пример лжестарчества. При этом никаких доказательств лжестарчества о. Александр не приводил, а приводил лишь примеры каких-то резких заявлений и не вполне уместных высказываний отца Андрея.
Кстати, выступление отца Александра очень корректно прокомментировал председательствующий на конференции, глава Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий, выступление которого заснял и выложил у себя в телеграмм-канале священник Кузьмин. Рассуждая об особенностях и трудностях православного блогерства, особенно трудов блогеров-священников и покритиковав некоторые высказывания отца Андрея Ткачёва, владыка отметил, что у него миллионная аудитория и призвал снисходительно относиться к ошибочным или излишне экзальтированным заявлениям священника.
Естественно, выпад священника Александра Кузьмина против протоиерея Андрея не остался незамеченным, поскольку у о.Андрея довольно много поклонников. Он регулярно выступает на телеканалах «Спас» и «Царьград», его эмоциональные проповеди постоянно выкладывают его почитатели. Он очень популярен в церковной публицистике. Неудивительно, что в защиту отца Андрея 14 июня выступил генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников, сам активный блогер. Он обвинил священника Александра Кузьмина в клевете на о.Андрея и достаточно убедительно опроверг все обвинения в адрес известного проповедника. Действительно, в его проповедях и выступлениях можно увидеть много чего, но уж точно не признаки лжестарчества, а тем более – секты.
И вот после этого на защиту своего собрата по РАЦИРС встали другие его коллеги. В частности 15 июня автор тлг-канала «Chudo-iva», член РАЦИРС священник Кинешемской епархии Андрей Ефанов попытался опровергнуть уже утверждения Б. Корчевникова, заявляя, что не было никакой клеветы, а напротив, сам генеральный директор телеканала «Спас» клевещет на о.Александра Кузьмина. Между делом он проговорился, что кампания по отцу Андрею Ткачёву – согласованная позиция всех членов РАЦИРС. Там все считают деятельность протоиерея Ткачёва вредной.
И уже после этого на сцену неспешно вышел закулисный дирижёр кампании травли протоиерея Андрея Ткачёва Александр Дворкин. В своём тлг-канале он бросился защищать священника Александра Кузьмина и по ходу дела сообщил, что он сам накануне перестал быть алтарником в храме Святой Троицы в Хохлах, настоятелем которого является отец Андрей Ткачёв. Получается, что Дворкин, служивший алтарником в храме во времена запрещённого в служении священника Алексия Уминского, продолжал оставаться алтарником и при новом настоятеле, а значит, получал информацию изнутри процесса. Словом, партизанил.
Главные слова в краткой реплике Дворкина: раньше можно было сказать, что если там Дворкин (имеется в виду в храме у о.Андрея Ткачёва), значит это не секта; а теперь он ушёл оттуда, значит, этот аргумент не работает. Получается, что все под подозрением в латентном сектантстве, где нет Дворкина. Таким образом, косвенно (не прямо, а хитроумно) Александр Дворкин обвиняет о.Андрея Ткачёва в том, что он фактически создал секту.
Кстати, в качестве аргумента, подтверждающего создание секты, его критики упоминают, что протоиерей Ткачёв связался с «политической сектой НОД», привёл какую-то женщину на должность свечницы, которая является членом НОД. «Национально-освободительное движение» (НОД) вообще-то возглавляет депутат Государственной Думы Евгений Фёдоров. Поэтому провинциальные священники из Саратова и Кинешмы, походя обзывающие эту структуру «политической сектой», весьма рискуют. Депутат Госдумы или его соратники ведь могут и в суд на них подать. Будет скандал, поскольку доказать, что НОД – политическая секта не сможет даже хитроумный А.Л. Дворкин. И этот скандал поставит под удар Русскую Православную Церковь. Негоже священникам разбрасываться понятиями «секта» или «политическая секта», даже если они считают себя гуру в вопросах сектоведения и прошли курсы аж у самого Дворкина.
В этой кампании отметился и тлг-канал «О Церкви и людях», который, по слухам, ведёт весьма влиятельный московский протоиерей. Здесь уже история вокруг протоиерея Андрея Ткачёва используется для нападок на Священноначалие. Проблема излагается таким образом, что само решение назначить протоиерея Андрея Ткачёва в Хохлы вместо «изгнанного протоиерея Алексия Уминского» было ошибкой. Тем самым «патриарх Кирилл бросил вызов московской интеллигенции».
Очень лукавое заявление. Получается, что вся православная интеллигенция – прихожане храма Святой Троицы в Хохлах, другой православной интеллигенции, видимо, автор тлг-канала в упор не видит. И вот теперь, мол, православная московская интеллигенция выступает против Церкви. В качестве доказательства автор приводит реплику Дворкина против о.Андрея Ткачёва. И одновременно расточает похвалы сектоведу, возвышая его в могучую фигуру в Церкви. Мол, Чистому переулку с Дворкиным не справиться, он умеет бороться, он играет вдолгую, он ведёт войну, а не сражение, поэтому в итоге он победит. И пора, мол, Чистому переулку об этом задуматься и уволить протоиерея Андрея Ткачёва с настоятельства.
Похоже, история эта еще будет иметь продолжение, будут новые публикации. Кстати, появляются реплики совсем уж неграмотные, как например в тлг-канале «Украина православная», где решили покритиковать епископа Евфимия, назвав его по-старообрядчески Ефимием.
Словом, налицо все признаки травли протоиерея Андрея Ткачёва – самого известного и самого популярного проповедника Русской Православной Церкви.
Почему мы полагаем, что за всем этим стоит Александр Дворкин, ведь внешне активничают другие лица?
Во-первых, это излюбленная тактика Александра Леонидовича. Как правило, он выпускает вперёд брутального активного священнослужителя Русской Православной Церкви из провинции, а сам выступает в роли «тылового обеспечения». В итоге удары сыплются именно на священника. Впрочем, критикам выступать затруднительно, поскольку не все считают уместным полемизировать со священником. Это фирменный стиль Дворкина.
Другая особенность стиля Дворкина заключается в том, что он в любом факте разномыслия, народного православия сразу ищет признаки секты. И этим тяжёлым орудием сразу бьёт по противнику. В своё время Дворкиным были изобретены секты «царебожников», «григориераспутинцев», «иваногрозненцев». И теперь вот, похоже, создаётся секта «ткачёвцев».
Вот и задумаешься невольно: чего больше в деятельности знаменитого сектоведа Александра Дворкина – пользы или вреда для Церкви?!
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
139. Ответ на 137, Алекс:
П.с. - сейчас никаких иудеев нет....
почему же? Да, они ведут национальность (в данном случае именно этот термен уместен) по матери для большинства из них род отцов ничего не значит. Но не для всех. Недавно Сосновский у Соловьева заявил, что он 100% еврей - по мужской и женской линии из колена ... не помню из какого. А вот тех, которые только по матери ведут, думаю верно было бы назвать потомками допотопных каинитов. У Авдеенко интересно эта мысль развита.Я в чисто религиозном смысле сказал что иудеев нет, т.к. иудейство в как религия исповедывания Единого Бога и Закона Моисеева с ее жертвоприношениями в Храме закончилась с приходом Иисуса Христа, установлением Нового завета и разрушением Второго Храма. А то что сейчас называют иудаизмом никакого отношения к ветхозаветному иудейству как религии веры в Единого Бога и веры в приход Спасителя Мессии не имеет. Об этом много говорил святитель Иоанн Златоуст в своих Словах против современных ему иудеев. Да даже и не в религиозном ( иудейском) смысле - являются ли те, кто считает себя сейчас евреями, потомками Авраама, Исаака, Иакова по генетике это еще вопрос - слышал есть возражения и вопросы со стороны самих евреев))...
138. Ответ на 125, р.Б.Алексий:
По-церковнославянски тоже. Там слово "жид" употребляется в смысле "иудей". См., напр., словарь Срезневского, том 1, стб. 870 слл. Вообще в те времена на этничность вообще не обращали внимания.
137. Ответ на 136, р.Б.Алексий:
П.с. - сейчас никаких иудеев нет....
почему же? Да, они ведут национальность (в данном случае именно этот термен уместен) по матери для большинства из них род отцов ничего не значит. Но не для всех. Недавно Сосновский у Соловьева заявил, что он 100% еврей - по мужской и женской линии из колена ... не помню из какого. А вот тех, которые только по матери ведут, думаю верно было бы назвать потомками допотопных каинитов. У Авдеенко интересно эта мысль развита.
136. Ответ на 134, Алекс:
На мой взгляд, правильнее было бы в данном вопросе опираться на родовую или родоплеменную принадлежность Спасителя.
Согласен. Национальность это современное понятие, секулярное. Поэтому глупо на нем зацикливаться. Как глупо отрицать и родословие Иисуса Христа, когда в Евангелии прямо сказано, что Он Сын Давида и Авраама, и что престол Давида это Его законный наследственный Престол... Просто не надо понимать это только в узконациональном еврейском смысле. Как Бог, как Законодатель Он выше Закона Моисеева и в этом смысле Иисус Христос не иудей - Он выше еврейства, т.е. иудейства, но как человек исполнивший Закон, Он всем иудеям Иудей, я так понимаю... П.с. - сейчас никаких иудеев нет....
135. Ответ на 128, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Я вам, как историк, как человек, имеющий обширный работы в партийных, советских и комсомольских органах, всегда помогал. Всегда старался заслонить вас от нападок буржуазных и деклассированных элементов.
Неужели вы, христиане, не могли поставить на место этого жидовствующего "алекса" и примкнувшим к нему, когда он и его приспешники грязно лили грязь и ложь на меня, русского православного священника?
Вы христиане?
Знаете, священническое служение заключается трояко: принесение Бескровной Жертвы, молитва за народ, учительство. О последнем. У священника надо спрашивать, но не учить его. Трусливый "алекс" пытался учить русского православного священника. Это и есть жидовство. Но вы дружно промолчали.
Оставайтесь рабами. А я ухожу. На РНЛ больше священников не остаётся. И это не случайно...- это где же я лил грязь на вас? Где худо вас назвал? С вашей позицией спорил, правда, но ведь священник РПЦ это еще не папа римский на кафедре? За то вы как только меня не обозвали. Хороша аргументация ученого богослова - хуцпа какая то.
- разделение Церкви на учащих и поучаемых - это римско-католическая ересь.
- сколачивание на форуме группы, целью которой является не честная дискуссия, а исключительно и только поддержка своего лидера, вне зависимости от того, верна ли его позиция. Главное это затравить оппонента. Это же ваш "развед признак".
134. Ответ на 124, р.Б.Алексий:
На мой взгляд, правильнее было бы в данном вопросе опираться на родовую или родоплеменную принадлежность Спасителя.
133. ответ на 114
132. Ответ на 131, Анатолий Степанов:
131. Жаль
Жаль, что отец Александр покинул форум. Надеюсь, он вернется еще, ну или хотя бы останется читателем РНЛ. Но, справедливости ради, хочу заметить, что о. Александр единственный священник не на РНЛ, а на форуме, среди наших авторов много священников, есть и архиереи.
Что же касается вопроса национальности Спасителя, то я не понимаю о чём может быть спор - разумеется Бог не имеет национальности. А что был послан к погибающим овцам народа израильского, так это и понятно, остальные народы были язычниками. И если иудеи могли еще спорить о воскресении, чем воспользовался апостол Павел на суде Синедриона, то представление о едином Богу, а не о многих богах-идолах, у них присутствовало, они понимали о чем речь.
Евангелия - метафизический, но одновременно и исторический документ. Два евангелиста сочли нужным привести родословие Спасителя по его псевдоотцу праведному Иосифу, явно это было адресовано иудеям, которые любили утверждать, что мол Христос не может прийти из Галилеи. Но у Марка и Иоанна родословия нет, их аудитория была иная.
Что же касается роли евреев, то есть один анекдот, который мне очень нравится, его приводит митр. Антоний (Храповицкий) в одной из статей. Некий интеллигент пытал крестьянина-малоросса - почему он плохо к евреям относится. Мол, и Божия матерь, и Апостолы, и первые мученики были евреями. Тот призадумался, репу почесал и ответил: "Так то когда было?! Тогда евреи были русскими".
И это глубокая мысль (не знаю реального неведомого крестьянина или самого владыки Антония?) - действительно древнееврейский народ в духовном смысле был предком русского народа, по своему служению. Среди этого народа, конечно, были и те, кто побивал камнями пророков, кто стал богоубийцами, в безумии вопившими, что кровь Его на нас и детях наших. Так и среди русских было немало изменников и негодяев, которых мы стыдимся (Кучковичи - убийцы ВК Андрея Боголюбского, кн. Курбский, Отрепьев, гетман Мазепа, Пугачев, профессор Печерин, генералы-предатели Царя, русские цареубийцы, Власов, нынешние РДКашники, воюющие на Украине, да и сами хохлы, возлюбившие США и возненавидевшие Россию).
130.
Продолжим?
От развязной болтовни до кощунства один шаг.