Недавно в Москве Движением «Русская Мечта» был организован круглый стол «Культурный, ценностный, мировоззренческий суверенитет России как страны-цивилизации». В нём приняли участие скульптор, Народный художник России Салават Щербаков; писатель председатель редакционной коллегии газеты «Литературная Россия» Владимир Еременко; пианист, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Юрий Богданов; певица, руководитель Музыкального театра-студии ANIMA (Нижний Новгород) Наталья Кириллова, а также художники — Алексей Гинтовт, Алексей Крюков, Александр Цыпков и Александр Алмазов.
Итоги мероприятия подвели модераторы круглого стола — Роман Максимов и Сергей Баранов.
Обсуждалась необходимость создания Общественного художественного совета, озвученная известным писателем, председателем Национальной ассоциации драматургов Юрием Поляковым.
Чтобы в полной мере понять перезревшую потребность нашей культуры в подобном рекомендательном (и хорошо бы – настоятельно рекомендательном!) органе, необходимо откатиться на несколько десятилетий в прошлое. Когда в России была отменена цензура и лукавыми соглядатаями чужих интересов провозглашена самоубийственная для культуры формула: «пусть цветут все цветы» (репьям, бурьяну и прочим сорянкам – готовность номер один!).
...С чего начинается колонизация тех или иных территорий/стран/культур? С необходимости убедить аборигенов в том, что стеклянные бусы дороже золота. А если усомнятся и начнут строптивиться – применить оружие.
Азбучный пример завоевания Америки наиболее нагляден для понимания сущности тех, кто победил Советскую Россию в «холодной войне».
Правда, в нашем случае – у аборигенов «стреляющие огнём палки» были не хуже, а, как правило, даже лучше, чем у колонизаторов.
Плюс к тому имелся богатый исторический опыт их применения ко всем, пытавшимся силой колонизировать одну шестую мировой суши на протяжении предыдущих столетий. С последующими походами на территорию колонизаторов и завоеванием их столиц.
Поэтому заготовленные Западом стекляные бусы духовного и физического порабощения народов России остро нуждались в толковых и убедительных комивояжерах от культурки.
Таковых можно было завезти извне или вырастить внутри. Последние убедительней – говорят без акцента и фамилии такие же, как у аборигенов.
Собственно, их и начали растить со времён «хрущёвской оттепели».
Ключом для понимания схемы культурной колонизации России могут послужить известные слова Кеннеди о том, что поколение победителей в Великой Отечественной войне и их дети – для манипуляций с бусами (джинсами/Плейбоем/Кока-Колой) бесполезны. А вот с внуками – поработаем.
И поработали...
Об этом более подробно я говорил в своём выступлении в Государственной Думе несколько месяцев назад: «Суверенная культура — основа государственной идеологии России».
Сегодня, когда специальная военная операция на Украине по сути стала эвфемизмом Новой Отечественной войны за государственный, культурный и цивилизационный суверенитет России – необходимо понять главное: Суверенитет – это необходимость себя защищать. На всех уровнях. Защищать свою территорию, защищать свой народ, защищать свой язык и свою культуру, защищать свою историю.
А для этого нужна новая элита. Ещё пятнадцать лет назад, задолго до открытого столкновения России с западными колонизаторами на Донбассе, я писал, что аристократия рождается на полях сражений, а не в пыли библиотек.
Программа «Время героев», провозглашённая Верховным некоторое время назад, реализует именно этот принцип – участники СВО должны стать ядром новой управленческой элиты России.
Но как быть с культурой?
Где нам взять суверенную интеллигенцию?
Плясавшую голышом на экранах, матерившуюся на страницах журналов и телеграмм-каналов, воспевавшую содом и некрофилию колониальную элитку и производимую ими культурку не будем даже обсуждать.
Наиболее упоротых и оголтелых «затопили волны времён». Точнее смыли на историческую и духовную родину (не только в Израиль, но и на Запад в целом). Остальные прижали ушки и ждут, что будет дальше.
Они уже получили установки. В начале СВО в «Новой газете» для них была опубликована програмная статья проживающего в Лондоне уроженца Киева, «сына юриста» В.Б. Петухова под названием «Операция "Русская хромосома"». Своеобразная методичка для оставшихся. Суть её предельно проста: не бегите на Запад вслед за быковыми*\ улицкими*\ шендеровичами*, сидите на местах, будем, как это было с СССР – тихой сапой валить путинский режим.
Один раз сработало, сработает и сейчас.
Прямым текстом...
И с этими всё ясно.
А вот суверенная интеллигенция? Русская. Национально мыслящая. В лосевском её понимании как «знание, осознающее себя как знание».
Где она?
А она никуда не девалась, жила, работала все эти тридцать лет. Не получая подачек от колонизаторов, без соросовских грантов и пен-клубовских печенек, мюнхенских выставок и букеровских сребряников.
Именно то, что на протяжении тридцати лет вслед за Кожиновым и Палиевским, Шафаревичем и Панариным писала и осмысляла суверенная русская интеллигенция, сегодня озвучивают из каждого утюга услужливые политологи и неповоротливые госчиновники.
Потому что война. Не кабинетная, далёкая и непонятная. Народная. Потому что твари взрывают Белгород и Донецк, бьют по Брянску и Орлу, дотягиваются до Нижнекамска и Энгельса, устраивают терракты в Москве и Питере.
И лакейская мудрость колониальной элитки про то, что, дескать, хорошо бы было, чтобы умная нация (хозяева-с) завоевала глупую-с (то есть нас с вами) – у русского народа не прокатит.
Все эти тридцать лет формировались центры кристализации суверенной русской мысли, и они хорошо известны: Союз писателей России (правопреемник Союза писателей РСФСР), журналы «Москва» и (до недавнего времени) «Наш современник», газета «Завтра», портал «Русская народная линия», Изборский и Зиновьевский клубы, Русское собрание.
В противовес захваченным колонизаторами творческим вузам, смыслогенерирующим профильным институтам и медиаструктурам – экспертное сообщество суверенной русской культуры не пребывает в растерянности, не пакует чемоданы и не переписывает номера зарубежных счетов.
Подлинная интеллектуальная элита России давно уже в окопах ведущейся войны, с гуманитаркой на передовой, с агитбригадами в госпиталях и в пунктах постоянной дислокации воюющих частей.
И вопрос формирования общественного художественного совета, который будет оценивать художественный и духовный уровень произведений современного искусства – это вопрос государственной воли.
Потому что без возможности отсеивать злое и бездарное, разрушительное и ничтожное – существование суверенной русской культуры невозможно.
Грядку, которую не возделывают, поливая доброе и благородное и пропалывая злое и ядовитое – обязательно забьют сорняки.
Такова логика жизни и искусства.
Алексей Алексеевич Шорохов, член Союза писателей России, главный редактор журнала «Политрук», заместитель главного редактора журнала «Отечественные записки»
Впервые опубликовано в газете «Завтра»
*лица, признанные иностранными агентами
1.