Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Как важны эти слова Фёдора Ивановича Тютчева сегодня для нас. Участвуя в торжествах Славянской письменности и культуры, когда взрослые и дети в национальных костюмах под гимны своих стран возлагали цветы к памятнику первоучителям словенским равноапостольным Кириллу и Мефодию, я невольно повторял призыв поэта: «Вы здесь не гости, вы – свои!» – такие простые и естественные слова для нашего единства...
День славянской письменности по обыкновению начинается Божественной литургией в главном соборе Москвы – Храме Христа Спасителя. «Стало замечательной традицией в этот день собираться вместе, чтобы немного подумать об истоках нашей культуры, об истоках того замечательного, огромного, я бы сказал, драматического и одновременно победного пути, которым прошли славянские народы, наш русский народ – от истоков письменности до вершин современных знаний. Но если бы не было начала, то не было бы и пути. И вот очень важно всегда помнить о начале», – сказал Первосвятитель.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирил отмечал: «Мы сознаем себя народом, единым целым тогда, когда мы скреплены, в первую очередь, общностью языка, культуры и общими нравственными и духовными ценностями, все остальное вторично. Это и есть базис, фундамент, на котором развивается и строится здание человеческой жизни. И наука, и искусство – все происходит от этого фундамента...»
На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховской, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе с сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской письменности и вместе со всеми учатниками поздравили с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, единым духом пропев их Святейшеству многая и благая лета... После молебна представители славянских государств, Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Союза православных женщин России, Славянского фонда возложили цветы к подножию памятника святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, первоучителям словенским.
Эта традиция в Москве существует с 1992 года, когда славянские страны, независимо от политических и экономических разногласий, вместе возлагают цветы к подножию памятника, звучат гимны всех славянских стран.
Начинает Болгария, а за ней идут Белоруссия, Сербия, Республика Сербская, Греция…
Приятно было видеть представителей стран Африки, которые тоже пришли поклониться подвигу просветителей славян...
На Славянской площади у Памятника Кириллу и Мефодию происходили удивительные события: играла музыка, произносились торжественные речи, и, главное, рядом останавливались заинтересованные прохожие, часть которых пыталась запечатлеть увиденное с помощью мобильных телефонов…
Шли к этой традиции долго.
В дореволюционной России Праздник славянской письменности проводился один раз в 1863 году. Побудителем тогда стал 1862-й год, когда отмечались две великих даты: 1000-летие России и 1000-летие славянского перевода Библии. Известный историк И.В. Платонов в том же 1862 году в журнале «Духовный вестник» писал: «Мы, по-видимому, хорошо бы поступили, если бы с народным торжеством по поводу тысячелетия России придумали как-нибудь соединить и празднование благословенной памяти первоучителей славян...» Ему вторил другой историк И. Беляев: «В наших современных святцах, печатающихся кириллицею, тою самою азбукою, которую изобрел Кирилл, нету и помину о Кирилле и Мефодии, просветителях славянских...
Неужели воспоминание о постройке константинопольских стен и дворцов для нас дороже, чем память о начале нашего просвещения и о первых просветителях?» Славянские комитеты тоже ставили вопрос о торжественном праздновании юбилея славянской письменности.
Праздник славянской письменности в Новгороде органично вписался в программу торжеств, посвященных 1000-летию России, но в Москве празднование ограничилось лишь службой в университетском храме.
«Как ни скромно было торжество 11 мая, – писал тогда Иван Аксаков, – оно все же было выражением не одной пробудившейся поздней признательности к творцам Славянской письменности, но и возникшей в нашем общественном сознании идеи Славянства. Это празднество служит залогом будущего духовного воссоединения всех Славян, звеном, связующим разрозненных братьев».
А в издаваемой Аксаковым газете «День» было высказано и пожелание, чтобы в будущем празднование «установилось по всей России, от Успенского собора в Москве до сельской церкви в самом глухом захолустье».
В 1863 году праздник отмечался уже сам по себе, и достаточно широко. Божественная литургия была совершена в Успенском соборе и еще в сорока храмах Москвы. А кроме Москвы торжества прошли также в Петербурге и Киеве, Харькове и Полтаве, Белгороде и Петрозаводске. Постепенно границы праздника расширялись…
Но после 1863 года в России больше этот День славянской письменности не праздновался. Лишь в 1963 году у нас было отмечено столетие первого Праздника письменности научной конференцией, посвященной 1100-летию создания славянской азбуки…
Праздник славянской письменности вернулся без малого тридцать лет назад. Начало ежегодных торжеств пошло из Мурманска – май 1986 года, но если учесть, что год ушел на его подготовку, то истоком все же следует считать 1985 год. Идея «учреждения» праздника, подготовка к проведению принадлежит писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, а написал книгу «Кирилл и Мефодий» в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия» о святых солунских братьях, их житиях Юрий Лощиц.
Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора