Удивительное дело – страна у нас одна на всех, а история всюду разная. Сколько раз её писали, переписывали, подгоняли под текущий момент, убирали «неперспективные» фрагменты и в итоге получалась неполная, обглоданная… Особенно это чувствуется, когда приезжаешь на Север…
Вот и на этот раз, участвуя в дискуссии Круглого стола «Культура Северной Фиваиды. От Рюрика до наших дней» в Белозерске, в Центре имени поэта Сергея Викулова, слушая вступительное слово инициатора встречи, ревнителя культурного наследия края Сергея Николаевича Рыкованова, не оставляло это чувство. В его речи ощущался некоторый диссонанс меж вниманием к «Золотому кольцу России» и северному речному пути, хотя оба маршрута проходят по древним городам, где сохранились уникальные памятники истории и культуры страны, центры народных ремёсел…
Тревога за будущее звучала в эмоциональных выступлениях блогеров Фёдора Вологодского, Вовы со Львова и психолога, блогера Олега Глазунова о не всегда верном распределении приоритетов власть предержащими по созданию условий жизни на исконно русских землях; о том, что наши СМИ в связи с СВО достаточно часто говорят о Киевской Руси, но почти ничего не слышно о Северной Руси, где формировалось князем Рюриком будущее Русское Государство…
У многих возникает вопрос: кем был Рюрик? – Некоторые историки считают его варяго-русом, связанным родством со славянами, но также немало и тех историков, что считают Рюрика и всю его родню шведами-норманами…
Глядя в окно, как по Белому озеру неспешно движется рыбачий баркас, невольно поймал себя на мысли, что так же было на этом месте и тысячу, и две тысячи лет назад… Плыла по морю княжеская ладья, а на побережье из века век трудились русские строители, торговцы, ремесленники, крестьяне, преобразуя свой край в Северную жемчужину…
Диво дивное, как бы уловив мои мысли, откликнулся глубинным погружением в историю Белозерска, в его не раскопанные глубины, доставая артефакт за артефактом, потянул ниточку за иголочкой знаменитый подвижник, создатель Музея «Традиционные лодки Белозерского края» Михаил Столяров, рассказывая с юморком на белозерском наречии, как можно и нужно сохранять и развивать культуру родного края, передавать знания детям через традиционные игры, ловлю судаков и щук, через строительство легкого, доступного по цене простым гражданам речного флота, через народную археологию… Тут договорились научить ушаковцев, которые скоро приедут в Белозерск старинной игре в городки, лапту да и в другие старорусские детские игры…
Далее в разговор вступил известный вологодский подвижник, режиссер, писатель Анатолий Ехалов, автор книг «Дорогами Ермака: от Сухоны до Иртыша», «Сказки Деда-Всеведа. Мифы, предания и бывальщины, нашёптанные дорожными ветрами на Русском Севере», «Как у наших у ворот. 500 самолучших частушек», «Забытые ремёсла Русского Севера», «Родина наша. Есть ли будущее у северной деревни?».
Анатолий Константинович, как и Михаил Столяров, сторонник практических дел, чему свидетельство созданная им вместе с журналисткой Марией Ехаловой и известной художницей и исполнительницей народных песен Мариной Кулаковой «Ехалова артель» по возрождению традиций взаимопомощи, артельного труда. Добровольные участники «Ехаловой артели» со всей России помогают сельским жителям восстанавливать и приводить в порядок деревни.
Анатолий Ехалов в своем небольшом выступлении отметил, что нет смысла разговоры разговаривать, а надо браться и делать «Северное кольцо Руси», и дальше рассказал об опыте трудового ночлежного дома для бездомных в тяжелые 90-е годы. Так и пошло:
«Мы живем здесь в этих условиях тысячелетия. Более того, русский народ сумел создать такую уникальную культуру, которая позволила сделать этот чрезвычайно тяжелый, порой до кровавых кругов в глазах труд желанным и радостным.
Откройте календарь земледельца и вы увидите, что в нем нет практически ни одного дня, не опоэтизированного, не украшенного каким-либо обрядом, праздником, традицией… Легко заметить, что в русском языке “работа” и “праздник” имеют один корень.
Один лишь маленький пример, взятый наугад.
“Фролов день” – 5 декабря. В этот день все, от мала до велика, отправлялись на общественную работу по расчистке троп и дорожек к амбарам, овинам, к реке, провешивали ветками переходы и обозначали будущие дороги, чтобы в метель путник не заплутал.
А ближе к вечеру выносились на улицу столы, угощения и общинное пиво в честь такого славного трудового почина. А уже 7 декабря – Катерина Санница. Это уже не праздник, а сплошная поэзия души. Готовятся сани, возки, чистится упряжь, сами лошади, гривы и дуги украшаются лентами. В возке – медвежья полость, а в ней молодожены, которые сыграли свадьбы на Покров день. С ними тещи, свекры, девери, невестки, разодетые в пух и прах. Этакие смотрины семейного благополучия…
А что стоит, например, празднуемый в конце апреля “ляльник” – праздник любви, женщин и детей!
Когда противоречие между праздниками сценическими и подлинно народными стало критическим и не в пользу последних, тогда при поддержке губернатора области я написал сценарии и поставил до двадцати народных праздников, которые сегодня уже прижились и пользуются неизменной любовью и популярностью у народа.
Так, например, Праздник Коня с соревнованиями троек, с катанием с ледяных гор, взятием снежной крепости, гонками самодельной техники, смотринами молодых семей собирает по 15-20 тысяч человек, которые не просто зрители, а активные участники всех игрищ.
Праздники Топора, Коровы, Самовара, Русской Печки, Пирога, Живой воды, Шоу драндулетов, Банная ассамблея возвращают народу утраченную способность самому ежечасно и ежедневно творить свой мир, свою культуру. Праздники эти давно уже перешагнули границы Вологодской области и широко шагают по стране.
Подальше от сцены, от разрушающего влияния телевизора, поближе к своим корням, традициям. И жизнь наша наполнится новым осмысленным светом!
… В свое время Николай Верещагин, основатель маслодельческой отрасли в России говорил: что если есть заливные луга, то не нужны и золотые прииски. Действительно, в 1984 году СССР произвел сливочного масла больше, чем Франция, Англия, Германия и США вместе взятые…»
С сообщениями и конкретными предложениями на Круглом столе выступили руководитель Белозерского культурного центра имени С.В. Викулова Полина Викулова, режиссер Мария Ехалова, писатели, члены Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, главный редактор журнала «Новая книга России» Сергей Котькало, руководитель Ушаковского движения Марина Ганичева и др.
Порадовала, завершая Белозерские культурные посиделки участников и гостей вологодскими народными песнями Марина Кулакова, дети читали стихи земляков, поэтов-фронтовиков Сергея Викулова и Сергея Орлова...
Конечно же, не заглядывая вдаль, посетили старинные восстанавливающиеся храмы и музеи города, надышались дымком и вдоволь наелись белозерской ухи из шести видов рыб, сваренной гостеприимной хозяйкой руководителем Музея журнала «Наш современник» Полиной Сергеевной, посидели на бережку и уже хором пропели знаменитую песню Сергея Викулова:
«Я пил в жару у друга воду.
Пил из ковша. И как всегда,
мне показалось слаще меду обыкновенная вода…»
А дальше планы на будущее и проводы…
Круглый стол прошел при поддержке Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России, Центра Сергея Викулова и Центра Федора Ушакова.
Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного русского народного собора
Фото предоставлены автором
Культурный центр имени С.В.Викулова
Экспозиция
Поэт Сергей Викулов
Рабочий стол поэта Сергея Викулова
Гостиная Музея журнала «Наш современник»
Писатель Анатолий Ехалов
Анатолий Ехалов в гостях у белозерского лодочника Михаила Столярова
Мария Ехалова, Марина Ганичева, Анатолий Ехалов
Вместе с хозяйкой гостиного двора Полиной Викуловой
Олег Глазунов и Сергей Рыкованов
Вид из окна на Белое озеро
Разминка перед боем
Белые ночи Белозерска