Прежде чем перейти к докладу, я прошу внести в резолюцию конференции пункт о том, что 2 сентября 2024 го года исполняется 100 лет открытию концентрационного лагеря «Талергоф», и эту дату нужно отметить на самом высоком уровне. Почему? Я отвечу в своем докладе.
Донбасс пошел единственно возможным путем – домой в Россию. Это было единственно возможное решение в ответ на строительство «укрорейха» – естественного продолжения украинского сепаратизма как такового. Однако любое действие рождает противодействие. Бывшая УССР являет собой конгломерат древнерусских земель и новых территорий, освоенных Россией в 18 веке, искусственно согнанных большевиками в «Украинскую советскую республику». Такими великорусскими регионами являются Новороссия (пространство от Екатеринослава (Днепропетровска) до Одессы, Донбасс (эти супер-регионы переданы УССР в 1920-е годы, после чего были подвергнуты насильственной украинизации) и Таврия (Крым), подаренный УССР Хрущёвым.
Движущей силой украинского сепаратизма, «ереси украинства» стали галицийские пассионарии, которые с момента провозглашения «незалежности» заняли ключевые посты в сфере идеологии, образования и СМИ. Секрет их пассионарности прост – у них есть «руководящая и направляющая сила» – Украинская греко-католическая церковь.
Как известно, номенклатура Компартии Украины, ставшая у руля созданного Украинского государства, взяла на вооружение идеологию галицийского шовинизма. Феномен Галичины невозможно понять, не разобравшись в феномене униатства. Под давлением Речи Посполитой в 1596 г. киевским православным митрополитом Михаилом Рагозой и еще 4 епископами было подписано соглашение о подчинении Западнорусской митрополии Ватикану. Оно предусматривало признание догматики католицизма, но сохраняло за западнорусскими подписантами право на сохранение православной обрядности.
Православный народ Западной Руси отверг униатов как предателей. Но и традиционный католицизм не принял их, считая «недокатоликами», требуя полной ассимиляции. Таким образом, униатизм стал буфером между православно-русским и польско-католическим культурно-цивилизованными типами.
Именно греко-католический феномен (ни русский, ни поляк – а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской идентичности, украинской идеи.
Греко-католическая церковь (УГКЦ) стала основой и политического украинства. В этом процессе огромную роль сыграл львовский греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, лично финансировавший сепаратистские организации и гуманитарную деятельность Общества им. Шевченко, деятелей типа Грушевского. Именно финансовая и политическая мощь Ватикана позволила из микроскопических групп интеллигентов-романтиков создать в XX веке мощное идейное украинское движение. Однако до 1946 года униаты воспринимались как оккупанты и насильники (достаточно вспомнить австрийский геноцид 1882 – 1914 годов, когда было уничтожено более 60 тыс. православных русофилов и сочувствующих им галичан.
Следует отметить, что до 20-х годов XX века большинство жителей Галичины тяготело к Православию и русофильству, однако ослабленный австрийским террором, а затем антиправославной политикой Польши в 20-е годы, москвофильский лагерь был «добит» большевиками.
После насильственного подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В этой связи необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничала с Гитлером, и поэтому, частично действия победившей стороны – СССР – следует рассматривать в контексте Нюренбергского процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом Костельником перешла в РПЦ добровольно.
Естественно, легализация Украинской греко-католической церкви в 80-е годы была неизбежной. Однако ситуацию, возникшую после печально известной встречи Михаила Горбачева с папой Иоанном Павлом Вторым, иначе как сдачей всех позиций назвать нельзя. Именно реванш униатства 1989-1990 годов во многом предопределил нынешнюю общественно-политическую ситуацию на Украине.
В течение 1989-1991 годов в Галиции были захвачены многие сотни православных храмов, в 1990-1997 годах в этом регионе было более 600 «горячих точек». Захваты производились ОМОНом совместно с униатскими активистами. Массовые избиения православных верующих стали нормой в эти годы, сотни людей покалечены, тысячи избиты. Следует отметить, что в случае государственной поддержки Русской Православной Церкви результаты противостояния могли бы быть иными – ведь десятки тысяч людей запирались в храмах во Львове, Самборе, Почаеве, делало рейды и московское духовенство. Тогда было возможно создать ситуацию затяжного противостояния, «запереть» воинствующее украинство в пределах Галичины получить выигрыш во времени и не допустить полного отделения Украины. Однако Русская Православная Церковь осталась один на один с прекрасно подготовленным противником, имеющим и финансовую и политическую поддержку.
Таким образом, у галичан есть пусть ложная, но идея. Именно в преодолении марксистского взгляда на действительность лежит ключ к пониманию их, надеюсь, временного, успеха.
В 2014 году против униатского проекта Украина восстала Новороссия, чья русская идентичность подорвана атеизацией и насильственными кампаниями украинизации, поэтому тогда получилось только у Донбасса, а Харьков и Одесса были преданы компрадорской частью российской элиты, пролоббировавшей предательские «Минские соглашения». Однако жёсткие действия «победившей революции» против канонического Православия и русского языка, политические репрессии – уголовные дела против «сепаратистов», посмевших заявить о необходимости федерализации и двуязычия, разбудили «спавшую» при вялотекущей украинизации эпохи Кучмы элиту Донбасса, Крыма и Новороссии.
Люди, не знавшие кто они – великороссы или украинцы, проснулись после «оранжевой революции» людьми второго сорта, без права на историю (употребление слова Новороссия считается признаком «сепаратизма») и стали понимать, что никакого компромисса с украинством, как таковым, которое не успокоится, пока не превратит всех в себе подобных, быть не может.
Доктрину украинцев как отдельного от русских народа разрабатывали польские реваншисты Фаддей Чацкий и Франциск Духинский, причём, за счет бюджета Российской Империи, – беспечность а таких вопросах, как религиозная и национальная идентичность, появилась не сегодня.
Они создают Уманский лицей и Харьковский Коллегиум, в которых куются кадры первых «украинцев». Духинский публично гордился тем, что ему удалось блокировать открытие первой русской школы в первой русской столице Киеве до 1811 го года.
Однако их труды не принесли никакого результата, более того воспитанные ими столпы «украинства», такие как Михаил Максимович и Пантелеймон Кулиш, разобравшись в исторических документах, публично отрекаются от «украинства» и пишут научные манифесты русского воссоединения («О наименовании Киевской Руси Россией», «История воссоединения Руси»), Гоголь пишет своего «Тараса Бульбу», в котором убивает «украинство» и «европейский цивилизационный выбор» в лице Андрия.
Действительно отрицательно выдающейся личностью, реанимировавшей хиреющую идею «украинства», стал Львовский униатский митрополит Андрей Шептицкий. Видя грандиозные масштабы русского религиозного и национального возрождения в Галиции, когда в десятках галицких сёл ставятся бюсты Пушкину, издаётся 34 русских газеты и журнала, он понимает, что остановить его можно только путём геноцида и силового подавления Православия. Он убеждает в этом власти Австро-Венгерской империи, которая развязывает геноцид православных русских. Людей свозили и истребляли в концлагерях «Терезин» и «Талергоф», самыми жестокими палачами которых были боевики Шептицкого – «сичевые стрельцы» (их именование является особенным издевательством, так как Запорожская Сечь считала себя русской и насмерть боролась с унией).
После Первой мировой войны, в которой они дружно работали на германский Генштаб, эта агентура досталась нацистам, Шептицкий идеологически и организационно обеспечил создание дивизии СС «Галичина» и батальона «Нахтигаль», его ученик Степан Бандера создал ОУН-УПА (организация запрещена в РФ). Таким образом, «украинство» и нацизм неразделимы.
Главное, что завещал Андрей Шептицкий императору Францу-Иосифу в своей аналитической записке «О мерах по отторжению русской Украины от России», это то, что отделение украинцев от русских только тогда будет необратимым, когда будет отделена Церковь и она после отделения будет подчинена Ватикану. Но публично эта новая уния будет провозглашена после соответствующей идеологической обработки верующих, а «Восточные патриархи, оплаченные правительством поддержат мои начинания».
Я неслучайно уделил столько места фигуре Андрея Шептицкого, вся религиозная политика государства Украина является чёткой, продуманной последовательной реализацией его плана.
Исходя из этого факта, следует понимать, что раскольничья Православная церковь Украины (ПЦУ) является не самоцелью, а средством давления на Украинскую Православную Церковь с целью её окончательного отрыва от Московского Патриархата, апофеозом чего должен стать анонсированный на днях визит Папы Римского в Киев, который должен стать символом объединения под омофором Ватикана УПЦ (уже без МП), ПЦУ и УГКЦ (униатской церкви), которое анонсировал на днях реальный лидер ПЦУ Луцкий «митрополит» Михаил Зинкевич.
Я не знаю, кто, зачем и почему принял решение об отмене освобождения Киева, но Зеленский, в соответствии с давно проработанным планом, максимально использует факт отступления России для уничтожения Православия как такового, ибо УПЦ без МП – уже не будет Православной Церковью.
В качестве меры устрашения иерархии УПЦ СБУ и тероборона похитили известных апологетов УПЦ драматурга Яна Таксюра, священников Лавра (Березовского) и Василия Мирошниченко.
Фракция «Слуга народа» и депутаты нацистской «Свободы» внесли на рассмотрение Верховной Рады законопроекты о ликвидации УПЦ. Из Офиса президента приходят написанные в СБУ типовые тексты обращений к иерархам УПЦ о выходе из Московского Патриархата. Им ясно говорят, что нужно делать, иначе указанные законы будут приняты, машина работает чётко.
Зеленскому как хлеб, как воздух нужна капитуляция России с видимостью «уступок со стороны Украины» для того, чтобы завершить свою спецоперацию по ликвидации Православия на Малой Руси, что сделает процесс смены ее религиозной идентичности и трансформацию в антиРоссию необратимым. И в качестве апофеоза «похабного мира» уже анонсирован визит Папы Римского в Киев.
Сейчас спасти Русское Православие, отстоять колыбель Крещения Руси, русского языка, государственности и культуры – город Киев можно только путём его освобождения, полного и бескомпромиссного выполнения всех задач специальной военной операции, являющейся для православных христиан, в контексте вышеуказанного, «священной военной спецоперацией».
Поэтому великое возвращение Донбасса в Россию является важным шагом для победы в Священной Войне за Православие, которой является СВО. Ликвидация униатского проекта Украина и воссоединение русского народа Новороссии и Малороссии является и национальным, и православным религиозным долгом русского народа и Российского государства.
Кирилл Александрович Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ