«Невозможное человекам возможно Богу». Замечательная подробность этого события — то, что редко бывает в Евангелии, — мы не знаем, чем все кончится. Мы не знаем, что стало с этим человеком, который отошел с печалью от Господа. Что означает эта печаль? На какой глубине раскрывает она его стремление узнать, что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Может быть, в конце концов он пошел за Христом? Этот вопрос евангельское повествование оставляет открытым.
Точно так же бывает с нами, прежде всего в личном плане. Забудем на мгновение о плане коллективном. В нашей жизни, с человеческой точки зрения, некоторые ситуации остаются неразрешимыми как некие тупики: мы либо не видим, как выйти из них, или даже если видим, не можем выйти. Нам недостает либо света, либо сил.
И ответ на это Господа: «Невозможное человекам возможно Богу» — не теоретический ответ. Когда Он говорит так, Он знает, что говорит. Вспомним хотя бы два момента, два решающих события в Его жизни — Благовещение Пресвятой Богородицы и Его смерть и Воскресение.
В этих двух событиях их осуществление абсолютно невозможно для человека. В первом — Архангел отвечает Пречистой Деве, Которая спрашивает, как это может быть: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 38). И в Его Воскресении — когда, рассуждая по-человечески, все кончено с Его смертью, будет действовать сила Духа Святого, проникающая все Его человеческое естество. Вот почему Христос — Живой, Тот, Кто всегда посреди нас. «Невозможное человекам возможно Богу». Христос прошел через это раз и навеки, и отныне проходит с нами. Вот почему это относится к нам, как и к Нему, неразделимо. В нас, как и в Нем, по дару Его принявших усыновление Богу в крещении во имя Пресвятой Троицы, все, что живо, жизненно, существенно, исходит от Отца в Духе Святом. Невозможное для нас — мертвая зыбь, в которую попала наша жизнь. Но Господь вводит нас в воды Иордана, чтобы мы стали живыми. Он знает, что с нами происходит, и открывает нам Отчую любовь и долготерпение. В этой любви и долготерпении Отца Небесного — наша сила. Во всех невозможных ситуациях Господь открывает нам также, что Отец Небесный всегда нам верен. Верность Отца Небесного — свет, который на каждом шагу освещает наш путь. Ибо в своей верности и в своем долготерпении наш Бог надеется на нас. И когда мы растерянно останавливаемся среди наших тупиков, Он верно и терпеливо ведет нас дальше. Он надеется на нас, Он предает Себя за нас. Он, как говорят святые отцы, рискует с нами в том, что есть наша жизнь.
Это означает, что мы со своей стороны должны принести Ему молитву и надежду. Молитву, которой вместо того, чтобы заполнять себя пустыми разговорами и ненужными рассуждениями, мы должны предавать себя с закрытыми глазами Духу Святому как Пречистая Божия Матерь в час Благовещения, Ее заступничеством, как Спаситель — Крестной смерти и гробу, благодатью Его. Ибо это Дух истины, Дух света, самой верности, запечатленной в наших сердцах. Дух Святой напомнит нам — и это будет время благоприятное — все, что Отец Небесный говорит нам во Христе. Потому от нас требуется молитва, молитва сердца, от которой рождается надежда.
Христос сказал этому человеку: «Одного тебе недостает». Нам недостает Духа Святого. Оттого мы и оказываемся в наших тупиках. Но надежда восполняет недостающее, возвращает нас, отходящих от Господа, на прежнее место, дарует нам безусловную, спокойную и твердую доверчивость детского сердца, предающего себя Духу Отца Небесного. Сила Духа Святого это и есть верность любви и долготерпения Божия в нас. Поистине во Христа крестившиеся отныне в молитве и надежде обретают свое спасение.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России