Уникальные традиции русских хороводов сохранились под Казанью в селе Русское Никольское к середине XX века и даже до наших дней. Хоровод на русских диалектах Казанского края звучит где «каравод», а где, как в Русском Никольском – «каравон» – отсюда и название знаменитому уже теперь на всю страну празднику.
Хороводы – ещё дохристианская традиция – они в древней Руси символизировали солнечный ход, дополняя свастическую символику всевозможных коловратов – солнцеворотов. Но с принятием христианства, как и многие народные традиции, не были отторгнуты, лишь постепенно утратили сакральный смысл, оставаясь неотъемлемой частью нашей родной красивейшей обрядовой культуры, и даже вполне «христианизировались». Причём не только у русских, а, например, у чуваш и других народов, принявших христианство. А поскольку настоящее торжество Весны и Солнца начинается в мае, то очень логично эта древняя традиция легла в церковном календаре на День перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар 22 мая, в народе попросту называемого «Никола вешний», поскольку есть и «Никола зимний», празднуемый в канун Нового года 19 декабря.
Как было исстари в Русском Никольском?
Село названо по престольному празднику храма, освящённого в честь Святителя Николая. Так что утром все жители, включая гостей из окрестных деревень и Казани, шли на праздничную литургию в местный храм. После – молебен празднику. Потом – щедрая домашняя трапеза, и уж после – народные гуляния и сам Каравон. Пели «артелями», «беседками», а сам каравон играли под три старинные хороводные песни «Как по морю», «При долу» и «Как по речке». Пелись все три песни тоже трижды. Эта многовековая незыблемость грубо нарушена в наше время в результате придания празднику массовости, отчасти из-за не профессионализма и отсутствия нравственных и душевных стараний чиновников, среди которых – хоть в местном минкульте, хоть в администрации района – русских практически нет.
Первый фестиваль русского фольклора Каравон мы провели 22 мая 1993 г. «Мы» – это Общество русской культуры г. Казани в почти полном составе правления, Центр народного творчества и культпросвет работы минкульта Республики Татарстан в лице ведущего спациалиста Татьяны Чекмарёвой и местное самоуправление села Русское Никольское Лаишевского района РТ в лице тогдашнего заведующего сельским клубом Сергея Алексеевича Трусова, поддержала идею и заведующая отделом культуры Лаишевского района Вера Андреевна Баннова.
Идея развивалась, фестиваль год от года набирал обороты, в значительной степени силами преданных делу идейных энтузиастов Слагаева, Трусова, Банновой, Чекмарёвой, Гареевой, Кузьминой, Щеглова, Смирнова и многих других. В 2002 г. на встрече первого президента РТ М.Ш. Шаймиева с русской общественностью им было принято решение о ежегодном проведении фестиваля «Каравон» в качестве государственного праздника РТ, наряду с татарским Сабантуем. «Вот, Миша, ты всё писал Шаймиеву, мол, у татар есть Сабантуй, а у русских что? Вот, тебе пожалуйста, "русский Сабантуй"!» – шутила мне тогда Татьяна Чекмарёва. И правда, как сказано, праздник стал заорганизованным. Но я не жалею, ведь до первого государственного Каравона-2003 такую картину, чтобы председатель Государственного совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин громогласно вещал в микрофон на всю округу и СМИ о великом русском народе и родниках русских традиций невозможно было даже представить!
Позднее, когда сами деревенские жители и Сергей Трусов решили возродить подлинную традицию играть Каравон именно в самый Николин день 22 мая – все три хороводные песни по три раза, тоже поначалу были проблемы. «У тебя в воскресенье государственный праздник на носу, сам Шаймиев приезжает, а ты там ерундой занимаешься!» – при мне как-то звонил глава района Сергею с руганью. Но сейчас уже все смирились, и проводятся два Каравона – «официальный» и «народный». И это – прекрасно!
Уже много написано про наш Каравон под Казанью. А от главного отца-основателя Каравона Сергея Алексеевича Трусова (15.09.1958 – 14.10.2021) осталась книга «Русский вираж», доделанная и изданная его старшей дочерью Ангелиной. Потрясающий труд, по сути – краткая летопись деревенской культуры и быта с фотографиями от деревенского же комсорга, потом зав сельским клубом и главы сельского поселения, коим в разные годы трудился здесь автор. Можно купить эту книгу здесь
И нынче, в 2024 году, праздник Каравон в Русском Никольском пройдёт дважды. Официальный – по постановлению главы региона – в воскресение 26 мая с 10:00. А «народный», как и полагается, 22 мая, на Николин день, с 16:00. Первый собирает сейчас до 20 тысяч людей, организован во всех отношениях, и если хочется побольше событий и картинок, то вам туда, НО. Повторим, что с тех пор, как мы добились в 2002 г «государственного» признания этого праздника на уровне РТ, он стал утрачивать аутентичность, исходный смысл, и даже главную обрядовую составляющую – собственно хоровод. Мы как могли боролись с этим процессом, ругались с министерскими в пух и прах, писали статьи типа «Каравон: праздник для народа или начальства?», но процесс отчасти объективный.
Вот, поэтому, начиная примерно с десятых годов века нынешнего исходные инициаторы возрождения Каравона и прежде всего Сергей Алексеевич Трусов, начали играть его по традиции, 22 мая с выходом на хороводную поляну, троекратным пением трёх хороводных песен, как положено. А то на «государственном» Каравоне порой и вовсе до хороводной поляны дело не доходит. Как выступят официальные лица, поставят Минниханова или Мухамедшина в хоровод на асфальте, потом концерт из VIP-шатров посмотрят... А там уж обед с тостами, речами об «уникальной татарстанской модели» от многонационалов различного толка, и о его великих мудрых правителях, возлияниями, неформальным общением, и можно по домам сматываться. И носители традиций – вымотаны и высосаны чиновниками и зеваками – до «нуля». Какая уж тут хороводная поляна? Поэтому завтра 22 мая в Русском Никольском в храме Николая чудотворца в 8:00 начнётся литургия, а после обеда – выход процессии на хороводную поляну. Отсюда же, рядом с храмом и сельским клубом, где центральная площадь села.
Надо сказать, что на этот Каравон, за который инициаторов на чём свет стоит поначалу ругало начальство, собираются подлинные ценители русских народных традиций. Не так уж много, всего до ста человек собирается.
Что до меня, то тоже как отец-основатель этого праздника планирую посетить оба мероприятия. Добираться сюда не долго – по Столбищенско-Атабаевской дороге (на примерно 30-м километре будет указатель вправо на совхоз Волжский, Никольское, Каравон) и на личном транспорте и конечно на рейсовых автобусах. А в «государственный» день с 8 утра автобусы будут отходить с двух точек Казани каждый час, и обратно вплоть до 7 вечера.
Так что всем хрошо отпраздновать наш хоровод-Каравон!
Михаил Юрьевич Щеглов, Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
Фото из группы ВКонтакте Пресс-кабинет Общества русской культуры РТ и с личной страницы автора.