В среду, 15 мая, в день 80-летия со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия, в доме причта Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы состоялась научная конференция «Патриарх Сергий и его духовное наследство», сообщает Патриархия.ru.
Мероприятие было организовано Российским православным университетом святого Иоанна Богослова, АНО «Русская экспертная школа» и Богоявленским кафедральным собором.
В конференции приняли участие руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского собора архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, президент Российской академии образования О.Ю.Васильева, профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин, ректор РПУ, заместитель главы Всемирного русского народного собора А.В.Щипков, декан философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова А.П.Козырев, директор Русской экспертной школы В.А.Щипков, преподаватели богословского факультета РПУ в священном сане — заведующий кафедрой богословия протоиерей Михаил Дудко, иерей Борис Вербовик, иерей Глеб Седов, иерей Борис Седов, диакон Анатолий Гольдман и студенты богословского факультета РПУ.
Перед началом конференции ее участники молились за панихидой по приснопамятному Святейшему Патриарху Сергию в Никольском приделе Богоявленского собора, которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Конференцию открыл архиепископ Фома, огласив послание Предстоятеля Русской Православной Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия.
А.В.Щипков приветствовал собравшихся и отметил, что направление Святейшим Патриархом послания в связи с означенной памятной датой выводит ее празднование на общецерковный уровень. Ректор РПУ выразил уверенность, что это послание станет важным материалом для будущих историков и его «будут перечитывать с карандашом в руках». В свою очередь А.В.Щипков зачитал Патриаршее приветствие участникам конференции.
«Христос Воскресе!
Этими радостными пасхальными словами сердечно приветствую всех собравшихся почтить память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия, 80-летие со дня преставления которого исполняется ныне.
Став у кормила Русской Церкви в тяжелейший период ее бытия, Патриарх Сергий, как и его предшественник святитель Тихон (Белавин), делал все от него зависящее, чтобы сохранить и защитить нашу Церковь в условиях беспрецедентных гонений и жесткого давления со стороны богоборческого режима.
За минувшие годы сложилась целая историографическая традиция в оценке этого трагического и поистине переломного периода. Нередко современники Патриарха Сергия, а также позднейшие и особенно зарубежные исследователи подвергали его труды резкой критике, в результате которой появился и широко распространился термин "сергианство", демонстрирующий зачастую однобокое понимание происходивших тогда событий и процессов. Мы призваны воссоздать объективную картину деятельности Патриарха Сергия, изучить его наследие и роль в укреплении Церкви. Убежден, что это поможет нам более эффективно противостоять и многим современным вызовам.
Хотел бы отметить важный вклад в изучение деяний Святейшего Сергия Русской экспертной школы и выходящего под ее эгидой научного журнала "Ортодоксия". Надеюсь, что представители духовных академий и семинарий также будут активно участвовать в разработке этого исследовательского направления.
Желаю всем вам доброго здравия, плодотворных дискуссий и успехов в совершаемых трудах, дабы через них прославлялось имя Христово, а благодарная память о Святейшем Патриархе Сергии и других ревностных делателях на ниве церковной бережно хранилась и передавалась грядущим поколениям».
Ректор РПУ представил собравшимся два тематических номера научного журнала «Ортодоксия», посвященных Святейшему Патриарху Сергию и приуроченных к памятной дате. «Необходимо правильно оценить деяния Святейшего Патриарха Сергия как церковного деятеля, отстоявшего Церковь в годы гонений, воздать должное его трудам и отразить их в учебниках истории Русской Православной Церкви. Осудить навязанное нам понятие "сергианство", рассказать правду о том, кто, где и с какими политическими целями создал и пропагандировал это понятие», — завершил ректор РПУ.
Доклад президента Российской академии образования О.Ю. Васильевой «Митрополит Сергий (Страгородский): служение и судьба» охватил вехи пастырского служения Его Святейшества, а также богословских, миссионерских, административных трудов, понесенных им на благо Церкви. Докладчик отметила, что служение митрополита Сергия можно считать по преимуществу мученическим: сознательный отказ от личной славы ради спасения Церкви — это подлинный подвиг Патриарха Сергия и его неоспоримая заслуга перед всеми верующими.
Выступление протоиерея Владислава Цыпина было посвящено анализу церковно-государственных отношений в советском государстве 1920-1930-х годов и роли митрополита Сергия в их формировании. Докладчик отметил, что «надеждам свидетелей катастрофы Российской империи Святейших Патриархов Тихона, Сергия, Алексия I на полную нормализацию церковно-государственных отношений в русле традиционной симфонии Промыслом Божиим суждено было начать исполняться уже только в XXI столетии. Речь не идет о том, чтобы копировать те модели симфонии, сложившиеся в Византии, допетровской Руси и Российской империи, ибо это процесс творческий».
В докладе А.П.Козырева были рассмотрены некоторые обстоятельства, связанные с церковной полемикой вокруг книги протоиерея Сергия Булгакова «Агнец Божий», вышедшей в Париже в 1933 году, и участием в ней заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), издавшего в Москве в 1935 году два указа, обличающих богословские ошибки профессора догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института. Докладчик коснулся также некоторых аспектов критики учения о Софии со стороны В.Н. Лосского, которые связаны с упомянутыми указами митрополита Сергия.
Участники конференции также затронули вопрос о возможности канонизации Святейшего Патриарха Сергия. А.В.Щипков рекомендовал докладчикам и слушателям обратить внимание на слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им перед началом панихиды по Патриарху Сергию в Богоявленском соборе: «Мы вспоминаем Святейшего Патриарха как исповедника. Он не был мучеником, но все его служение на посту Патриаршего Местоблюстителя и Патриарха было, несомненно, исповедничеством».
В завершение мероприятия А.В.Щипков поблагодарил всех участников, выразив уверенность, что конференция стала историческим событием, которое, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, побудит представителей духовных академий и семинарий также активно участвовать в разработке этого перспективного исследовательского направления.
67. Ответ на 66, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: Такой факт имел место.
Св. Амвросий Медиоланский
жил и подвизался в 4 в.
Вы совершенно правы. Кстати, и Карла XII, противника Петра I, тоже называли Великим.
66. Ответ на 59, С. Югов:
Карл Великий жил и действовал в 8-9 вв.
Св. Амвросий Медиоланский
жил и подвизался в 4 в.
Вы совершенно правы. Кстати, и Карла XII, противника Петра I, тоже называли Великим.
65. Ответ на 58, kuzanez:
64. Ответ на 57, Владимир Николаев:
Эти вопросы не хотите задать относительно новомучеников?
63. Из 16 русских патриархов было канонизирвоано только три
62. Ответ на 55, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии: И то правда
Естественно, западные "ястребы" в этой борьбе против Советского Союза использовали РПЦЗ.
Именно тогда зазвучали "богословские" идеи о "безблагодатности" Московской Патриархии.
Если вы, антисоветчики, честные люди (в чём я глубоко сомневаюсь), то выйдите из МП. Присоединитесь к РПЦЗ. Или к КП. Только не мешайте Русскому народу свободно строить своё будущее.
Кстати, вы отбросы мирового империализма. Вас уже использовали. Вы уже никого не интересуете. Пока в РФ вас терпят. Пока...
61. Народная мудрость
60.
Оказывается, это зависит от времени. Вот новость!
59. Ох уж эти двоечники!
Карл Великий жил и действовал в 8-9 вв.
Св. Амвросий Медиоланский
жил и подвизался в 4 в.
58. Ответ на 54, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Только идолопоклонники-сталинисты готовы прославлять своего кумира и его темные и кровавые дела.
Кто ещё, окромя названных Вами, обличал земные власти?
Например, прп. Иосиф Волоцкий.
Каким образом? Источник.
Прп. Иосиф обличал царя Иоанна III за покровительство ереси жидовствующим, которые были в том числе и ближайшими родственниками царя. Прп. Иосиф сказал царю, что если тот не хранит веры православной, то он и не царь вовсе. В "Просветителе" написано: «Если какой царь властвует над людьми – пишет святой Иосиф – и над ним самим царствуют скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправда, гордость и ярость, злее же всего – неверие и хула – такой царь не Божий слуга, но дьяволов, и не царь, но мучитель». История известная. Популярно: https://dzen.ru/a/Y01ZwM-42FRuzshc , научно: https://cyberleninka.ru/article/n/iosif-volotskiy-apologet-ili-kritik-samoderzhavnoy-vlasti-velikogo-knyazya/viewer
Это не обличение, но призыв власти к определённым мерам со ссылками на Священную историю. Например, и Вассиан Рыло тоже призывал не бездействовать Ивана III при стоянии на Угре. Обличение - это то, что говорил Христос фарисеям и книжникам.
На мой взгляд, только один-единственный святитель действительно обличал власть. Это наш современник - митр. Иоанн (Снычев).
Согласен в отношении приснопамятного митр. Иоанна. А прп. Иосиф в глаза в разговоре с царем его обличил, все-таки. Я, кстати, вспомнил еще известнейший факт из истории Церкви: как свят. Амвросий Медиаланский обличил и заставил подчиниться императора Карла Великого. (Если что, это было еще до схизмы, так что свят Амвросий - наш, православный ссвятой).