В четверг, 22 мая, в рамках XIII Петербургского международного юридического форума руководитель правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) призвала внести в законодательство положение, согласно которому ребёнок нуждается в правовой защите как до, так и после рождения, сообщает РИА Новости.
Она напомнила, что 21 мая прошла презентация первых томов «Толкового словаря государственного языка Российской Федерации». По её словам, Русская Православная Церковь давала предложения к тексту этого словаря – «прежде всего просили правильно истолковать слово "жизнь" в связи с известной темой противостояния абортам и с антиабортной тематикой».
«К нашей радости, в этом словаре "жизнь" определяется как период бытия человека с начала его существования, то есть с зачатия. Здесь, как юрист, я должна сказать, что это не совпадает с положениями нашей Конституции, где сказано, что жизнь возникает с момента рождения. Но здесь и встаёт вопрос, что нужно менять: Конституцию или словарь. Я считаю, что уж если мы провозглашаем ценность русского языка и государственного языка Российской Федерации, об этом сказано и в специальном законе, и в 809-м указе Президента, то встаёт вопрос о необходимости корректировки нашего законодательства в этой части, в том числе, может быть, и Конституции», - сказала игумения Ксения.
В качестве первого шага игумения Ксения предложила «внести в законодательство об обеспечении гарантии прав ребенка в России положение, которое сейчас содержится в декларации прав ребенка и в конвенции о правах ребенка». «Оно звучит примерно так, что "ребёнок в связи с своей незрелостью нуждается в правовой защите как до, так и после рождения». Если мы такую фразу внесём в наше законодательство, то, наверное, в итоге сможем подкорректировать ситуацию, которая сейчас складывается с искусственным прерыванием беременности. Ведь странно, что в законодательстве об охране здоровья используется термин "искусственное прерывание беременности", а в Уголовном кодексе - слово "аборт", и нигде не сказано, что это идентичные понятия. И таких несуразиц очень много в сфере правового регулирования этой темы», - пояснила она.
Также игумения Ксения предложила обратить внимание на зарубежную практику, когда аборт разрешается в единственном случае – «когда рождение ребёнка угрожает жизни и здоровью женщины, причем перечень медицинских показаний довольно жесткий и устанавливается законодательством».
«У нас он (перечень медпоказаний для аборта – РИА Новости) установлен приказом Минздрава, и этот приказ - на десять страниц: любое заболевание может послужить основанием для искусственного прерывания беременности на любых сроках. Это ненормально, нужно этот список сокращать и нужно уважать жизнь человеческого существа... Перечень социальных показаний для аборта сейчас сокращён, но тоже определяется подзаконным актом. Раньше (в перечень входил – РИА Новости) и уровень жизни семьи. Сейчас эту норму исключили. Это хорошо. Но я считаю, что социальные показания, если даже они могут быть, они должны регулироваться законом, а не подзаконными актами, которые меняются каждые пять минут. Хотя во многих государствах социальных показаний нет», - заключила глава правового управления.