Россия идет на восток. Наши высшие политики и руководители не первый год говорят о повороте на Восток, об отказе от западных ценностей и даже о полном разрыве с Западом.
«С чем, с какими идеями и смыслами, с какой стратегической идеей могла бы сегодня обратиться Россия к Азии и ее ведущему политическому и экономическому субъекту Китаю в своём новом движении на Восток?» – такой вопрос редакция журнала «Берег России» задала известным русским мыслителям и общественным деятелям.
Анатолий Дмитриевич Степанов: Россия могла бы обратиться к Азии с теми смыслами, с которыми веками шла на Восток Русская цивилизация. Смыслы эти кроются в нашей культуре, основанной на Православии, ими пропитаны сердца русского народа.
Тут уместно вспомнить, что наше освоение Дальнего Востока происходило совершенно не так, как происходила колонизация европейцами Америки: мы присоединяли территории с населением, сохраняя традиционный уклад жизни, европейцы присоединяли территории без населения (по крайней мере, в Северной Америке, которую колонизировали в основном англосаксы).
Россия шла на восток с идеями просвещения народов светом Христовой Истины и миротворчества, которые на протяжении веков являлись основой внешней политики Российского государства. С этим наше государство должно идти на Восток и сегодня.
Миротворчество (а это одна из заповедей блаженства) может и сегодня быть воспринята на Востоке, где мы видим много противоречий между народами и государствами. Именно Россия с ее многовековым опытом миротворчества, честного посредничества могла бы играть ключевую роль в недопущении войн, в умиротворении конфликтов.
Ну а следом вполне уместна и ненарочитая проповедь Слова Божьего, т.е. апостольское служение.
Пока в нашей восточной политике преобладают экономические, торговые интересы. Те смыслы, которые у нас самих доминировали на протяжении последних тридцати лет, когда мы были в идейном плену у западной цивилизации нетрадиционных ценностей, пока не выветрились из голов властьпредержащих. Тут нет ничего удивительного, ведь эти смыслы имеют глубинную основу – они заложены не только в либерализме, но и в социализме, основной философский постулат которого звучит как «бытие определяет сознание».
Но есть надежда, что конфликт с Западом на Украине поменяет сознание нашей элиты. Один из важнейших уроков нашей провальной политики на Украине заключается в том, что РФ с экономикоцентричным подходом проиграла США, которые вложили на порядок меньше средств в Украину, но вкладывали их преимущественно в идеологическую сферу и получили полный контроль над територрией.
Надеюсь, что в движении на Восток у нас начнут доминировать другие подходы. Трудность, конечно, заключается в том, что сегодня мы идём на Восток не размеренно с готовым планом, но на марше, сами вынужденные меняться.
Главным политическим и экономическим субъектом на Востоке является, конечно, Китай. Сегодня в России нередко задаются вопросом, как расположить Китай к Православию, к православным ценностям, чтобы наше единство было сиюминутным, а опирающимся на глубинные основы. По этому поводу я слышал от экспертов разные оценки, порой взаимоисключающие. Одни говорят, что самосознание китайцев (да и японцев) таково, что они в принципе не способны воспринять православное учение. Другие обращают внимание на то, что восточные народы, китайцы прежде всего, испытывают тоску по идеалу, находятся в поиске религиозных смыслов. Не случайно среди них довольно широко распространяется (пусть в неполноценных формах) христианское католическо-протестантское учение.
Я думаю, что наступает эпоха, когда все лучшие представители человечества будут испытывать религиозный голод. Сейчас мы наблюдаем попытку Запада уничтожить не просто христианскую культуру, но сами основы богоустановленной жизни. Западная цивилизация фактически становится цивилизацией смерти, легализуя эвтаназию (самоубийство) и пропагандируя те извращенные формы человеческих отношений, которые препятствуют размножению человека. Запад, который был почти 500 лет флагманом развития человечества, ведёт теперь все народы к смерти.
На этом фоне наверняка обострится поиск смыслов бытия. Возможно, в этих условиях и Восток, особенно Китай, повернётся к тем православным ценностям, носителем которых является русская цивилизация.
Словом Россия, опираясь на свои корневые идеалы и ценности, окажется нужна Востоку, нужна взыскующим правды народам Азии.
Вот только мы сами должны быть готовы к этой миссии. Сами должны вернуться к нашим корням и истокам…