В последнее время часто слышу со стороны различных патриотических деятелей, военных корреспондентов, политиков, общественников тезис о том, что нам сегодня нужна всеобщая мобилизация. Они уверены, что без всеобщей мобилизации мы не победим.
Нередко мы слышим критику «справа» в адрес Верховного главнокомандующего, который не объявляет мер по всеобщей мобилизации. Мол, почему у нас продолжается Специальная военная операция, почему мы не объявляем войну Украине, почему в стране не вводится военное положение, почему проведена только частичная мобилизация в армию?
Психологически это можно понять, особенно глядя на развлекающуюся «золотую молодежь» в столице, которая прожигает жизнь в ресторанах и ночных клубах, а ограничения касаются разве лишь иностранных агентов...
Но нужна ли нам мобилизация? Казалось бы, что за странный вопрос, если все говорят о её необходимости.
Однако я вот задумался над этим, размышляя о характере нашей истории. Вспомним, что мобилизация сил общества была проведена во времена Царя Ивана Грозного. Это было сверхнапряжение сил народа ради достижения определённых целей. И эта мобилизация была оправдана, конечно, ибо стоял вопрос: быть или не быть России.
Но после этого сверхнапряжения народных сил, как мы помним, была Смута на Руси, которая очень тяжело преодолевалась нашим народом.
Была тотальная мобилизация во времена Императора Петра Великого, когда также потребовалось сверхнапряжение сил, ведь Россия вела тяжелейшую войну со Швецией, которая длилась 21 год. Война потребовала напряжения сил армии, куда проводились постоянные рекрутские наборы из-за постоянных потерь, было тяжелейшее напряжение в финансовой системе и экономике. И эта мобилизация закончилась после смерти Петра Великого «женским веком» русской истории, временем гвардейских переворотов, временем духовного упадка в стране, из которого Россия начала выходить только в правление Екатерины Великой и Павла Первого.
Потребовалась всеобщая мобилизация и во времена Сталина, когда остро стоял вопрос: быть или не быть России? Это было сверхнапряжение народных сил, которое закончилось тем, что народ и элиты захотели отдохнуть. После Сталина к власти пришёл Хрущёв, потом Брежнев, который, прежде всего, пообещал элите, что не будет никакого напряжения и никаких репрессий – все будут умирать собственной смертью.
Данная закономерность наводит на размышления, что после сверхмобилизации наступает охлаждение, часто сопровождающееся политическими потрясениями. Поэтому и возникает вопрос: а нужна ли нам сегодня всеобщая мобилизация? И в этом смысле я понимаю Верховного главнокомандующего, который не принимает мер ко всеобщей мобилизации, думая в отличие от тех, кто его к этому подталкивает, на два хода вперёд – а что будет потом? А потом могут наступить потрясения…
Поэтому, думаю, стоит оставить эти бессмысленные призывы ко всеобщей мобилизации, а лучше ориентироваться на мнение нашего национального лидера.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», историк, член Союза писателей России