Возмущенное общество в последнее время много сетует по поводу торжества и засилья ничтожного в культуре. Особенно в массовой.
Негодование достигало высокого градуса в связи с «голой вечеринкой» по чьему-то замыслу слитой в сеть. Дикие московские «звезды» привычно нежились в пыли одного из гадюшников в исподнем и без оного (их представление о высоком). Хороший повод для аудитории, чтобы окончательно разозлиться и потребовать изгнания участников сходки хотя бы из федеральных СМИ. Сыпались возгласы, требования, протесты от интеллигенции столиц и станиц, от известных медийных персон, депутатов самого разного уровня.
И вот заметалась, осознав, что не получится мило отшутиться, понимая, что благополучие находится здесь, увядающая труппа ельцинской сцены, чьим лицом после бегства Пугачевой стал её воспитанник Киркоров. Не придумал ничего лучше, чем отправиться на Донбасс и вызвать гнев со стороны тамошнего народа.
Народ, конечно, бывает наивен и доверчив и многое готов прощать. Но, до поры - до времени. Не слишком традиционную киркоровскую компанию больше ни видеть, ни слышать не хочет. А ведь сын болгарского подданного до сих пор уверен, что он король поп-музыки в «этой стране».
Однако нелепые вкусы и вечеринки «элитной» тусовки, провинциально воспроизводящие западный распад, последующие жалкие метания стали всего лишь одной из иллюстраций серьезной проблемы.
Страна вступила в полосу яростного идеологического, информационно-психологического, духовного противостояния. Эта война не менее важна, чем та, что ведется на полях сражений. В современной ситуации вести бой за души людей или хотя бы за их симпатии невозможно, не обладая мощным комплексом массовой культуры.
Конечно, работает архетипическое начало, воины воспроизводят, участвуя в СВО, подвиги дедов и прадедов. Ведут себя как русские солдаты, будто не было долгих лет растления и падения. Однако многим из героев далеко за тридцать, а то и за сорок. А вот те, кто помоложе, зримо разделились: есть когорта светлых душ, идущих за други своя, но на другом полюсе вырусь, готовая орать бандеровский глум и служить тому же НАТО хоть как-то, хоть кем-то, хоть при сортире.
Не последнюю роль в этой утрате многих молодых сыграла несостоятельность в культурной политике, а вернее в её полном отсутствии. Слишком долго верхи были готовы умиляться выходкам Собчак, смеяться вместе с ней такому непосредственному мальчику Дане Милохину, делать вид, что не понимают всю степень опасности и мерзости текстов существ, называющих себя, к примеру, «Инстасамка». А судя по тому, что существо просочилось на ТВ, кураторы умов продолжают вид делать. Да и любитель сценических перверсий Богомолов, он же супруг Собчак, натянув маску «нейтральности» и посоветовав сделать то же иным «испуганным патриотам», вновь становится едва ли не главным голосом российского театра.
Понятно, названные пародии на певцов и артистов, чьим собирательным образом долго будет служить несчастный Моргенштерн – корм для школьников, подростков, страдающих острым дурновкусием. После неизбежного эффекта тошноты всем, кто не успевает получить диагностированное умственное расстройство, приходится искать чего-то иного. И здесь происходит наиболее драматичный момент. Качественного своего за редкими исключениями нет в принципе. Вместе с двигателями для гражданских самолетов и много чем еще, мы утратили собственную эстраду, собственную массовую культуру достойного уровня. Неужто противопоставим сборище «инстасамок» Инстаграмму, запрещенному в России?
На данный момент мы почти не имеем качественной современной музыки, качественных исполнителей (исполнительниц). Выжженная земля, оккупированная до недавнего времени кружком питомцев Пугачевой, если говорить о поп-исполнителях.
Стареющие легенды Кинчев и Бутусов, изгнанные с экранов и из эфиров, одиноки на каменистом пустыре рока, не рождающем новых заметных имен и песен. Полный провал в электронный музыке (и это с наследием одного из её основателей гениального Артемьева). Ну и да простит меня читатель, русский рэп вовсе не та кляча, которой суждено вывезти из анабиоза массовое сознание.
Отсюда молодому человеку не остается ничего, кроме как слушать клятых-треклятых западных, читай англо-американских исполнителей. Слушая их, изучая их язык, он постоянно находится в особом ментальном поле. И это уже не ментальное поле «Битлз», представлявших во многом еще послевоенную Британию, страну хоть и противницу, но какую-никакую недавнюю союзницу в самой страшной войне. Да и пели, в основном, про любовь. На разного рода подтекстах студенты в СССР тогда еще не зацикливались. К тому же «жучки» и иже с ними были лишь частью актуальной музыки. Ведь свои коллективы и исполнители, как мы сейчас осознали, были на весьма высоком уровне.
Теперь же западная индустрия масскульта гораздо более жестко идеологизирована, наполнена спектром смыслов прямо противоположных тем самым традиционным ценностями, о которых мы начали говорить.
Обсуждая «голые вечеринки» и нюансы личной жизни российских артистов, мы привычно упускаем главное – их полную творческую несостоятельность, их низкий профессионализм, частое отсутствие каких-либо необходимых для работы на сцене данных. Без фонограммы их представления превращаются в посмешища, не говоря уже о том насколько бездарен музыкальный ряд, пусты тексты песен. Почти все они – торговцы залежалым, никому не нужным товаром.
Рассматривая плохую съемку непривлекательного тела с подвешенными на нем как бы бриллиантами, мы забыли спросить: «Кто эти люди?» Почему вообще эти уже не очень молодые, некрасивые, пошлые и обладающие сомнительными талантами проходимцы должны нас интересовать? И почему об этих людях и только о них идет речь, как о российской эстраде?
Скажут, других нет. Или мы о них ничего не знаем. Значит, надо искать. Но главное запускать действенную индустрию собственной массовой культуры, где выразила бы себя и русская мелодическая основа. Где нашли бы свое место таланты, которых у нас по-прежнему много. Где заняло бы свое место наше великое слово. Где появились бы новые красивые лица и красивые голоса.
Иначе шаг за шагом, мы проиграем всю мало-мальски ищущую, думающую молодежь. Не берем здесь с детского сада посещающих с бабушкой консерваторию и Большой театр, листающих дома фамильные энциклопедии и тома классиков в редких изданиях. У них к поглощению западной субкультурой надежная прививка Чайковским, Рахманиновым, Достоевским, которая рано или поздно заявит о себе. Берем то большинство, которое привычно ищет лучшей доли. И на этапе формирования, отвергая вторичный шлак массовой культуры РФ, большинство уходит с головой в поглощение чужой музыки, чужих сериалов, чужих компьютерных игр.
Девочки и мальчики со всегдашними наушниками и взглядом, устремленным не вдаль, но в экран носимого устройства – все они видят, слышат звук, призыв, установку, мотив, эмоцию постоянно уводящие их в другой мир. Мир ярко расцвеченного гедонизма, насмешливо враждебный по отношению не только к России, но и к самим основаниям христианской цивилизации и вместе с тем изощренный, привлекательный, «вкусный». И это уже не просто вкусная жвачка, которой манили иностранцы наивных советских школяров. Это серьезная работа с сознанием, в результате которой появляются стада манкуртов настороженно глядящие в сторону не то что священника, но даже и купола православного храма. Готовые, бросая всё, истерично бежать «из рашки» в Верхний Ларс, на Марс, в Турцию, да куда угодно!
Конечно, в создании собственной массовой культуры велик риск наступить на грабли тотальной идеологизации. Когда «верность идеалам Октября» часто перевешивала художественные достоинства конкурентов и затеняла никчемность композитора и (или) певца. Существует много иных подводных камней. Но надо учиться, надо вкладывать средства, надо творчески заимствовать у других, брать лучший опыт предшественников, умевших магнетизировать большую аудиторию, искать в отечественной музыкальной основе – от хора Донских казаков Жарова до «Песняров», от поисков национального мелоса Свиридова до удачных версий русского рока.
Приходя в спортивный зал, молодой человек должен заниматься под свою музыку со словами на родном языке. Развлекаясь в сети, он должен играть в увлекательную игру, насыщенную своими смыслами, следя за киносюжетом, он должен восторгаться своим героем, утверждающим правильный мир, а не тот, где картинно разделываются с «ужасными русскими».
Прописные истины? Разумеется. Но пока мы от бесплодных обсуждений низкосортных вечеринок и пугающих ничтожной пустотой телешоу не перейдём к созданию качественно иного, способного побеждать в духовном противостоянии массового искусства, мы лишь будем терять все новые и новые поколения и, в конечном счёте, проиграем битву за будущее.
Александр Белов, публицист
3.
Всё упирается, как всегда - в современное образование. В хорошие для школы времена были уроки пения, где ученики действительно пели, а не что-то записывали в тетради. При этом на классических детских песнях, потом патриотических, воспитывался хороший вкус. Множество детей бесплатно обучались игре на самых разных инструментах. Не было проблемы присоединиться к этим занятиям. Опять же в основном это была классическая музыка, народные песни.
2.
1.
"Но пока мы от бесплодных обсуждений низкосортных вечеринок и пугающих ничтожной пустотой телешоу не перейдём к созданию качественно иного, способного побеждать в духовном противостоянии массового искусства, мы лишь будем…"
////////////////
Ну как непонятно, что это Задача, не имеющая решения в предлагаемом "горизонте"? Объяснение же тривиально…