Как узнать о своих грехах?

Рассуждение в Великий пост

Великий пост 
2 alexandra_001008  Алкаш 
349
Время на чтение 13 минут

Почему нам порой бывает так трудно подготовиться к Исповеди? Почему мы, готовясь к ней, долго пытаемся вспомнить наши грехи, но, несмотря на все наши старания, зачастую пишем один и тот же «дежурный» список, который состоит из нескольких наиболее часто повторяющихся греховных поступков? А иногда, вместо того чтобы просто и кратко назвать на Исповеди свои грехи и раскаяться в них, начинаем рассказывать священнику длинные истории о своих взаимоотношениях с другими людьми, но при этом не всегда видим в этих делах и словах свои грехи, а вместо этого часто обвиняем наших ближних в их неправильном и несправедливом отношении к себе?

Эти и другие трудности при подготовке к таинству Исповеди бывают у нас по причине того, что мы не знаем своих грехов. Откуда же мы можем их знать, если наши пастыри не наставляют нас знаниям о наших грехах и страстях? Они не учат нас, своих прихожан, тому, что такое грех, какие бывают грехи, не приводят нам характерные примеры наших грехов, не рассказывают нам об их тяжести и их последствиях. Их вполне удовлетворяет, когда исповедующийся назовёт хотя бы несколько своих грехов, после чего над ним сразу читается разрешительная молитва.

И почему-то у священников в ходе Исповеди не возникает беспокойства – а не осталось ли у человека каких-то других нераскаянных грехов, кроме названных им? А вдруг он не осознаёт или не признаёт каких-то смертных грехов, и поэтому продолжает их совершать, не раскаиваясь в них и не исповедуя их?

А ведь такое вполне может быть. Но если у человека после совершённой им исповеди остался хотя бы один нераскаянный смертный грех, то таинство Причастия обернётся ему в осуждение и в смерть вечную. Об этом вполне определённо учат святые отцы Православной Церкви (об этом я не раз писал в предыдущих статьях). Так как же можно допускать человека до Причастия, не исследовав его на предмет того, не осталось ли у него нераскаянных смертных грехов?

Церковь позаботилась о том, чтобы избежать этих погибельных последствий – такое исследование предписывается каждому священнику его главной богослужебной книгой – Требником. Согласно чина Последования к исповеди (гл. 7), во время Исповеди пастырь обязан проверить у человека его веру, проверить, не имеет ли он еретических понятий и убеждений, нет ли у него нераскаянных и непрекращённых смертных грехов (для этого в Требнике приводится перечень некоторых из них), а при их выявлении – принять меры к деятельному раскаянию человека и отлучить его от причастия, назначив ему соответствующую каноническую епитимью.

Поэтому проверять духовное состояние всех, кто желает приступить к таинству Причащения – это обязанность каждого священника. Но, к сожалению, нынче современные пастыри этого по какой-то причине не делают, и в результате очень многие люди причащаются в осуждение себе.

Увы, наши пастыри забыли о своих обязанностях пасти стадо овец Христовых – учить их Вере и покаянию. Учить покаянию – значит обязательно рассказывать людям об их грехах, обличать их в грехах, объяснять их тяжкие последствия грехов и учить методам борьбы с ними. Ведь как, например, проповедовал покаяние святой Иоанн Креститель? Он конкретно называл людям их грехи: простой народ обличал в скупости и немилосердии, фарисеев и саддукеев – в лицемерии, мытарей – в жадности и любостяжании, воинов – в жестокости, лукавстве и сребролюбии. У разных людей разные грехи, и каждому нужно указать именно на его личные грехи. «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (см. Мф. 3:7, Лк. 3:10-18).

Но Иоанн Креститель был свят, и Сам Святой Дух через него обличал людей в их грехах и учил покаянию. А те из современных пастырей, которые пока еще Святого Духа не стяжали, для перечисления людям характерных примеров их грехов нуждаются в примерном ПЕРЕЧНЕ грехов современных людей. В прежние времена такой перечень с примерами смертных грехов всегда был у священников на исповеди, он назывался епитимийным номоканоном, и каждый священник обязан был зачитывать этот перечень каждому исповедующемуся, чтобы проверить у него наличие смертных грехов. И если такие грехи выявлял, то отстранял его от причастия, назначая ему соответствующую каноническую епитимью. Но сейчас эта спасительная практика забыта, а современные пастыри аскетического учения святых отцов Церкви о грехах и страстях не знают, а поэтому и научить покаянию ни себя, ни других не могут. Но как же тогда людям каяться и в чём? Если сами пастыри не знают того, как выглядят волки, какой у них образ жизни и повадки, то, как они смогут упасти от них свое стадо овец?

А ведь практически каждая овца приходит на исповедь, имея в своём сердце множество этих волков, которые, довольные и сытые, с окровавленными мордами, смеются над тем, как совершается таинство Исповеди современными пастырями. И такая исповедь ничуть не обжигает их и не мешает им оставаться в благополучной сытости и всяческом довольстве. Ведь грехи, которые обычно называют люди – это лишь малая и незначительная часть их настоящих грехов, о которых они подчас ничего не знают.

Часто люди исповедуют только то, в чём их «обличает голос совести». И не знают они о том, что этот «голос совести» на самом деле часто бывает голосом злого духа, который маскируется под совесть. Ведь бесам свойственно представляться нам светлыми ангелами (см. 2Кор. 11:14). А мы об этом не помним и привыкли доверять своим мыслям и рассуждениям, чувствам и желаниям. При этой нашей привычке доверять себе злому духу совсем не сложно бывает, представляясь голосом совести, подсказать человеку несколько его малозначительных и даже значительных грехов и вызвать у человека чувство раскаяния в них. А настоящего покаяния у такого человека нет, потому что всех его настоящих тяжких и смертных грехов злой дух ему ни за что не откроет, и они останутся в его сердце нераскаянными и непрощёнными, и узнает он о них только на Страшном Суде, после чего они неизбежно утянут его в ад на вечную муку. Настоящий же голос совести такому человеку бывает просто не слышен, потому что его совесть давно завалена грудой нераскаянных тяжких и смертных грехов и еле дышит, и ее предсмертный писк уже не доносится до человека.

Но бывает, что человек еще не совсем завалил свою совесть своими нераскаянными грехами и еще имеет возможность услышать её голос. И вот совесть подсказывает ему и убеждает его в том, что такое-то дело является грехом. Человек вроде бы соглашается, но злой дух не может допустить его раскаяния и покаяния, и поэтому начинает приводить ему оправдания греха. Как часто мы (читай – злой дух) приводим себе оправдания наподобие: «Да я ведь не монах, это ко мне не относится»; «Да это было раньше грехом, а сейчас другие времена»; «А как было этого не сделать, ведь он первый начал»; «А если бы я этого не сделала, то было бы то-то и то-то…» и т.п. Бывает, что бедный человек не знает, что делать, кому верить – совести или бесу. К сожалению, при немощи и неведении современных христиан и отсутствии искусных пастырей, чаще всего люди верят бесу. А бывает, что и сами пастыри убеждают людей, которые искренне хотели бы исповедать и оставить свой грех, в том, что это вовсе не грех. Беда, да и только! И если человек всерьёз не озаботится изучением трудов святых отцов Церкви, которые оставили нам свои аскетические творения с описаниями грехов и страстей, то неизбежно его совесть в конце концов будет убита его нераскаянными грехами, и он останется один на один с бесом, голос которого будет считать голосом совести.

Вот и получается, что многие люди из раза в раз приносят на исповедь несколько своих обычных «дежурных» грехов уже по привычке, а их остальной и основной массы, в том числе смертных, не видят и не знают. Разве может в подобных случаях на таинстве Исповеди осуществиться реальное прощение грехов человеку? А ведь редко кто из пастырей задумывается над такими вопросами, чаще всего привычно накрывают епитрахилью, читают заученную молитву и отправляют на причастие, которое такому человеку в очередной раз обернётся в осуждение, как и самому пастырю.

Поэтому нам, современным верующим людям, нужно самим позаботиться о том, чтобы не заблудиться, не попасть в пасть к волкам и не погибнуть. Для этого нам нужно постараться самим узнать о своих грехах, о том, как и откуда они возникают, каковы их примеры в жизни современных людей, как вести с ними правильную борьбу. Всё это описано в творениях святых отцов, но редко кто из современных христиан внимательно и тщательно изучает их. Поэтому и грехов своих люди не видят и не знают, поэтому и в Таинствах многие участвуют себе в осуждение.

Что же такое грехи и как они возникают в человеке? Святые отцы учат, что грехи – это результат действия в человеке его греховных страстей. Поэтому, чтобы иметь правильные понятия о грехах и о борьбе с ними, нужно прежде узнать о том, что такое греховные страсти и откуда они появились в человеке.

Что такое страсти? Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением… Нужно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей... и потому не стоит удивляться проявлению и восстанию ни одной страсти».

Святые отцы называют их смертельными болезнями наших душ. Если не вести с ними решительной и качественной борьбы за своё спасение, то нашей вечной участью неизбежно окажется вечная мука в аду. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании учения древних отцов Церкви: «Страсть, оставленная без борьбы, подлежит вечной муке». И в другом месте: «Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом».

Святитель Игнатий вместе с другими святыми отцами выделял восемь основных греховных страстей – это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые святые отцы придерживались несколько иной классификации, но суть дела это не меняет. Мне, как воспитанному на творениях святителя Игнатия, удобнее писать о восьми вышеназванных.

Если не будем вести борьбы со страстями, то благодать Святого Духа не сможет нам помочь в деле нашего спасения. Ведь Бог не нарушает свободы человека, а если человек добровольно сохраняет в себе греховные страсти и любит их проявления – грехи, то и Бог уважает свободный выбор человека и насильно не навязывает ему спасение. Как в одном сосуде не могут пребывать огонь и вода, так и благодать Святого Духа не может пребывать в сердце человека, который добровольно сохраняет там греховные страсти. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:14-15). «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор. 6:16). Итак, чтобы наши сердца сделались храмами Божиими, чтобы Бог мог вселиться в них Своею благодатью, мы должны очистить их от идолов. Идолами святые отцы называют наши греховные страсти.

Страсти имеют свойство помрачать наш ум. Если мы не ведём качественной борьбы с ними, то наш ум находится как бы в помутненном состоянии. Такой ум иногда может очень качественно рассуждать о мирских, житейских делах и проблемах, он может очень логично и грамотно решать различные математические задачи, он может преуспевать в земных науках, философии, бизнесе и финансах. Но он никогда не сможет правильно рассуждать о вещах духовных и не сможет правильно руководить человека на его пути к спасению, в этих духовных вопросах он почти всегда будет ошибаться. При этом он почти никогда не способен признать свои ошибки, потому что главная страсть человека – гордость – ни за что не позволит ему это сделать.

Страсти появились в человеке в результате грехопадения наших прародителей. Значит, если мы хотим исцелиться от последствий этого грехопадения, то есть спастись, нам обязательно нужно бороться с нашими греховными страстями.

«Тяжек подвиг против страсти; продолжительно и многотрудно целение ее покаянием. Вступить в этот подвиг – необходимо; необходимо подчиниться томительному целению: без них нет спасения... «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu. Проклята земля в делех твоих: в печалех снеси тую вся дни живота твоего. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную» (Быт. 3: 19, 17–18). Таково определение, произнесенное Богом над падшим человеком. Не престает исполняться оно по вселенной видимой; не престает исполняться оно и таинственно в душе каждого служителя Божия. Вместо райского наслаждения предоставлено ему поприще покаяния; землею изображен весь человек, преимущественно же его сердце; терниями и волчцами – страсти; печалию назван плач со всеми отраслями его и начальными причинами; хлебом – спасение. Хлеб этот добывается в поте лица, то есть с великим трудом душевным и телесным, при многочисленных скорбях и лишениях. Подвиг покаяния и борьбы со страстями предначертан пожизненный», пишет святитель Игнатий.

Через наши греховные страсти, с которыми мы не ведём борьбу, нами удобно управляют злые духи, которые ведут нас туда, куда им нужно – в погибель. А мы этого даже не в состоянии увидеть и понять. «Страсти – суть бесы», – сказали святые отцы. Бесы легко управляют нами, возбуждая страстные чувства и желания наших сердец и влагая нам мысли, которые мы часто считаем своими собственными, правильными и даже богоугодными. В этом и состоит наш плен страстям и бесам, наша вечная погибель. Мы – как куклы, которых они дергают за нитки, управляя нами. А мы этого даже и не замечаем, а иногда вообще сомневаемся в их существовании.

Если мы хотим вести качественную борьбу за своё спасение, то обязательно должны бороться со всеми проявлениями наших греховных страстей. Если мы не будем этого делать, если решим ограничиться борьбой с отдельными грехами, а другие «оставим на потом», то толку от этого не будет – страсти нас обязательно обманут. Бесы легко могут нам уступить в одних видах грехов, чтобы незаметно для нас развить другие грехи, которые мы в себе или не видим, или не хотим с ними бороться. В этом смысле страсти можно сравнить с сообщающимися сосудами, опыты с которыми многие помнят из школьных уроков физики. Если в сообщающиеся сосуды налить жидкость, то везде будет один и тот же уровень. А если на жидкость в одном из сосудов надавить поршнем, то вся жидкость из него уйдет в другие сосуды, а общее количество жидкости не изменится. Также и страсти могут легко передавать свою греховную энергию друг другу, переливая ее из одного вида грехов в другие.

Страсти можно сравнить с гнездом змей, поселившихся в сердце каждого человека, которые постоянно «кусают» нашу душу и впускают в нее свой греховный яд. Этот яд отравляет все наши дела, все наши слова, помышления, чувства и желания. Причём у каждого человека страсти развиты по-своему, поэтому и грехи, которые от них рождаются, у каждого человека имеют свои особенности и свои проявления. То есть, соотношение количества пород этих «змей» в сердце каждого человека индивидуально, и поэтому и их яд на каждого человека действует по-разному. У каких-то людей его действие более заметно и очевидно окружающим людям, потому что оно проявляется более в его греховных поступках – делах и словах. А у кого-то он действует скрытно и замаскированно, и поэтому такой человек может казаться даже добрым и благочестивым на вид, потому что действие этого яда направлено больше всего на его внутреннее состояние – на его мысли и чувства. Результаты действия этого яда на жизнедеятельность человека называются грехами.

Наши страсти питаются нашими нераскаянными грехами. То есть, грехи рождаются от страстей, а если остаются нераскаянными, то затем они же и дают новую пищу страстям. Страсть можно сравнить с деревом, а грехи – с плодами на нем. Плоды, не сорванные вовремя и не уничтоженные (т.е. нераскаянные грехи), падают на землю, перегнивают и служат новым питанием для дерева страсти. Если мы не будем вовремя срывать плоды с этого дерева (то есть вести борьбу со своими грехами), а наоборот, будем обильно поливать и подпитывать его, то рано или поздно на нем может вырасти огромный плод – смертный грех.

Но для того, чтобы вести качественную борьбу со страстями, нужно знать, каковы их конкретные проявления – грехи. Каждая страсть обнаруживает себя через грехи, которые она рождает. Если будем знать конкретные примеры грехов по каждой из страстей, то сможем бороться с этими грехами, а значит – и с самой страстью.

«Глубокая и сокровенная тайна – падение человека! никак не познать ее человеку собственными усилиями: потому что в числе последствий падения находится и слепота ума, не допускающая уму видеть глубину и тьму падения… Мало – изучить страсти с их многоплетенными отраслями в чтении книг отеческих: надо прочитать их в живой книге душевной и стяжать знание о них опытное. Очевидно, что нужны многие годы для того, чтоб таковое упражнение было плодоносно. Зрение своих согрешений – не так легко, как может показаться по наружности, при первом, поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение, – нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание Закона Божия, без чего нельзя знать положительно – какие именно дела, слова, помышления, ощущения принадлежат правде, – какие греху. Грех часто принимает вид правды! Нужно знать подробно свойства человека, чтоб знать – в чем заключаются греховные язвы ума, в чем язвы сердца, в чем язвы тела», пишет святитель Игнатий.

Итак, правильная борьба с грехами заключается в том, чтобы сначала точно узнать – какие именно дела, слова, мысли и чувства являются грехами, запомнить эти примеры грехов, а затем не позволять себе их совершать, а если грех все-таки совершен – то нужно должным образом раскаяться в этом грехе и стараться в будущем его не повторять.

В заключение, если редакция РНЛ будет не против, воспользуюсь этой возможностью для того, чтобы проинформировать читателей о своей странице ВК, где я также публикую свои статьи, касающиеся вопросов Православной веры.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Что же такое начётничество?
Объяснение с автором РНЛ
11.01.2025
О страсти уныния
Попробуем посмотреть на этот вопрос с двух разных точек зрения
03.01.2025
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Великий пост
Что огорчало св.Иоанна Кронштадтского на Масленицу?
Как проводил Сырную седмицу св.Иоанн Кронштадтский
28.02.2025
Не в русской традиции
Виталий Милонов не одобрил сожжения в Донецке чучел Бориса Джонсона, Урсулы фон дер Ляйен и Макрона
28.02.2025
Доживём до весны!..
Перед Великим постом
27.02.2025
«Работать головой и не сбиваться с маршрута»
Во время Масленицы стоит отказаться от идеи «погулять как следует»
24.02.2025
Кто признает Христа своим Царем, должен все положить к Его ногам
Евангелие понедельника (Лк, 96 зач., 19, 29—40; 22, 7—39)
24.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
28.02.2025 17:02
«В стране до 40 процентов матерей-одиночек»
Новый комментарий от Ленчик
28.02.2025 16:27
Покупка Трампом Малороссии юридически ничтожна
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.02.2025 15:58
Не нужно делить православных на «сталинистов» и «антисоветчиков»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
28.02.2025 15:46
«Разговоры о демографических спадах – это ни о чём»
Новый комментарий от Ленчик
28.02.2025 15:17
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.02.2025 14:09
«Для нас это неприемлемый вариант»
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.02.2025 13:50