Как известно, именно Казань подарила миру Фёдора Ивановича Шаляпина, и благодаря прежде всего этому факту, наверное, в Казани есть свой театр оперы и балета, в котором наряду с классическим русским и мировым оперным и балетным искусством, процветает татарская опера, татарский балет, в основе которых глубоко народные сюжеты татарских сказок и других шедевров татарского народа.
А в феврале здесь ежегодно проводится Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, в этом году он сорок второй, XLII, если писать римскими цифрами. Продлится фестиваль до 1 марта, а 13 февраля, традиционно в рамках фестиваля идёт «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Шедевр русской оперы, в основе которого одноимённый литературный шедевр Пушкина. Потому что 13 февраля – день рождения Фёдора Ивановича Шаляпина, такова ежегодная традиция нашего фестиваля. Сюжет, конечно, мне знаком, и читал, и слушал многократно как фрагментами, так и всю оперу в записях и экранизации, но нынче решил оставить все дела и, наконец, побывать «вживую», а то ходишь столько лет по родному городу, и всё мимо родного театра. А в партере, будучи полностью погружённым в происходящее в опере – конечно, совсем иное дело, иначе бы мы всему внимали в записи да в цифре. Особенно, когда в нашем случае – особый день, особый фестиваль, собравшие уникальных исполнителей. Плюс в антрактах прямо в фойе подают шампанское и дорогой коньяк, и живую музыку играет струнный квартет. И пофотографировать можно лепные колонны, обстановку и прочее – на память.
Кроме местных наших тоже выдающихся и заслуженных артистов в спектакле участвовали знаменитости Мариинки, Большого – Питер, Москва, жаль не записывал имён. А впечатлений и чувств – непередаваемый поток. Надо слушать и быть, а описать словом – если только мазками.
Самый русский персонаж – Варлаам – был безподобен. Поначалу, правда, образ, созданный артистом, показался мне несколько суетливым – должен же быть грозным или по-русски степенным, как ранее представлялся и обыгрывался другими артистами. Но как запел – стало ясно, что это никакая не суетливость, а русская живость, уверенная проворность. И, ведь, ни слова не вырезано из оригинального текста, хоть и ТАТАРСКИЙ наш театр-то, оперы и балета. Сейчас поясню и напоминаю текст его знаменитой песни с сайта нотного архива.
Как во городе было, во Казани:
Грозный царь пировал да веселился.
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять.
Он подходом подходил да под Казань-городок;
Он подкопы подкопал да под Казанку-реку.
Как татаре-то по городу похаживают,
На царя Ивана-то поглядывают,
Зли, татарове!
Грозный царь-то закручинился,
Он повесил головушку на правое плечо.
Уж как стал царь пушкарей сзывать,
Пушкарей всё, зажигальщиков.
Зажигальщиков.
Задымилася свечка воску ярого;
Подходил молодой пушкарь-то к бочечке.
А и с порохом-то бочка закружилася,
Ой, по подкопам покатилася,
Да и хлопнула!
Завопили, загалдели зли татарове,
Благим матом заливалися.
Полегло татаровей тьма-тьмущая,
Полегло их сорок тысячей,
Да три тысячи!
Так-то во городе было, во Казани... Э!
История, классика, что попишешь… И всё равно, Варлаама, созданного Фёдором Ивановичем Шаляпиным, уже никому и никогда не повторить! Уместно ещё раз уже дома послушать его, нашего гениального земляка, эту его залихватскую песнь Варлаама в записи Советской фирмы «Мелодия».
Вообще, из всей оперы эта сцена в шинке – самая живая, остросюжетная что-ли, не даром всем её участникам пришлось выйти перед первым антрактом из-за кулис, зрители им долго аплодировали.
Образцовым плутом и интриганом получился образ Шуйского. И, безусловно, всем запомнился поистине величественный во всём, включая рост, и где-то даже монументальный бас, Пимен. То ли летописец, то ли провидец, почти пророк?
А когда драматично пели и играли «Отрепьев» и «Мнишек», наверное, все в зале отмечали в который раз про себя: «Да-а-а-а... Что с мужчиной делает любовь к расчётливой манипуляторше!» К тому же всё умножается на достоверно сыгранные глубоко национальные характеры, ох уж эти надменные кичливые ляхи, хоть мужского, хоть женского пола! «Поди сядь в Москве на престол – буду твоя, а просто влюблённые нюни твои мне не нужны» – даёт Марина посыл Гришке. Но хоть и Гришка пытается «зубы показать», мол, сяду на престол, так и не подступишься ко мне, бабье коварство всё-таки побеждает. Люблю, мол, люблю! Но мы-то ведь знаем же, что потом всю жизнь золотую рыбку для неё мужику ловить придётся, и не оценит она ни мужика, ни даже золотую рыбку эта шляхтичка...
Юродиевый был «классическим», вели, мол, зарезать мальчишек, что копеечку отняли, как ты царевича зарезал… Кажется, что и сложно его сыграть как-то по-особенному, лишь высокое ведро-колпак удачно выделялось. Вообще, в костюмах и декорациях видна кропотливая и удачная работа мастеров.
Царь Борис – воплощение драмы, причём на протяжение всей оперы. А когда артист, «умирая» в конце, грохнулся у трона прямо головой о помост – уж не знаю, в результате тщательно проработанных тренировок так получилось, или случайно, однако весь зал по-настоящему охнул.
С одной стороны – игра, она и есть игра, годы тренировок, так сказать, плюс таланты. Ведь исполняли роли, повторим, величины международного уровня. Однако один персонаж оставил мне, человеку всё-таки знакомому с пением, серьёзный вопрос. Это мальчик, сыгравший и спевший Фёдора, сына Бориса Годунова. Звонкий подростковый голос, откуда он? И ведь неизбежна ломка голоса, какова будет судьба этого юного артиста? Где взять следующего, кто будет петь потом эту партию? И, вообще, какими экзерсисами может быть достигнут такой невероятный голос-звоночек?
Воистину, полна талантами земля Русская!
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения международной организации «Русское собрание», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
Фото предоставлено автором
Струнный квартет в фойе оперы