I. В скорбный День памяти (29 января – 11 января н.ст.) по утрате нашего национального гения, столь жестоко убитого коварным иностранцем на дуэли, всё же теплится малая радость на душе. Она исходит из факта, что Глава государства ещё два с половиной года назад – 5.06.2021 – подписал Указ (№404) о праздновании 255-летия со дня рождения А.С. Пушкина. А в наступивший 2024 год объявили Годом Пушкина.
Задумка, как говорится, замечательная!
Пора, пора от «скрытого забвения» классика, устроенного крутыми либералами РФ, от формального и бездушного почитания перейти к нормальному, полноценному изучению творчества великого писателя, как это было в 30-е и 70-е годы ХХ века. Но возникает вопрос: способны ли чиновники-либералы, в чьих руках «нити культуры», пойти на это?
Указ определяет в короткие сроки Правительству и органам власти в регионах «разработать и утвердить план по подготовке и проведению» юбилея. Наугад я набрал сайты правительств нескольких областей. Там, как говорится, и конь не валялся. Лишь в Тверской области кое-что наметили. Но это, наверное, потому, что в краю Пушкин провёл в разных местах в общей сложности более 100 дней и написал много разных произведений. Здесь традиционно проводят «Пушкинские дни» по «золотому кольцу Верхневолжья». А что же новенького? Ну, вот драматический театр в Вышнем Волочке готовит премьеру «Пиковая дама». Да, прямо скажем, очень «свежий подход» к «драматургии» Александра Сергеевича!
В других же местах, похоже, и такого нет! Один знакомый чиновник признался: «У нас «золотое правило»: полгода пишем планы, потом полгода пишем отчёты по этим планам, а что касается до конкретики, до выполнения намеченного, - это никого не волнует…». Не получилось бы нечто похожее и с юбилеем Пушкина? Мы же помним, как с помпой объявляли «Год русского языка», «Год литературы». И что в итоге? Если говорить о русском языке, то после «Года» накат на него пошёл невероятный: усиленно стали внедрять иностранные название на улицах сёл и городов, с непонятным вдохновением дикторы радио и телевидения потоком принялись изливать на головы обывателей всякие англицизмы, перевод которых даже и в словаре иностранных слов то не найдёшь. А что в быту? После «Года» мат простой и мат отборный, сквернословие, нецензурщина увеличили своё процветание всюду: от детского сада, до высоких кабинетов власти…
Какая уж тут культура речи?
На днях заглянул в магазин «Буковед», что на одной из центральных улиц Вологды. Может, думаю, увижу какую-нибудь книжную выставку, посвящённую Александру Сергеевичу. Но от того, что я увидел, чуть «кандаршка» не хватил. На большом столе при входе лежали самые-самые новые книги. Какие? Вот, к примеру, автор Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» (АСТ, Москва, цена 516 рублей); рядом с кладбищем – «главный триллер года» Майк Омер «Внутри убийцы» (тоже издано в Москве, цена 738 рублей); дальше – Холли Блэк «Жестокий принц» (Москва, цена 630 рублей)… Я насчитал на столе около ста книг (!!!), в основном, иноземных авторов, в основном, из США. Только как-то случайно затесались на стол С.Лукьяненко с романом «Форсайт» и Ю.Поляков с романом «Совдетство».
Кстати, об этих авторах. Первый недалеко ушёл от англосаксов, обильно пропагандируемых в «Буковеде». Название романа – английское, русскому человеку не понятное. Ну, берём словарь: force – сленг, обозначает процесс искусственной и массовой раскрутки чего-либо; ускорять, навязывать что-либо. Есть и ещё несколько значений, но не буду в них вдаваться, а то можно обидеть классика ХХI века. Про «Совдество» всё понятно: советское – плохое, гадкое…
Выйдя на улицу и размышляя о том, что увидел, почему-то вспомнил Святителя Феофана Затворника Вышенского, младшего современника Пушкина. Когда Александра Сергеевича убили на дуэли, монаху было 22 года. Он, наверняка, знал творчество поэта. Возможно, и разделял многие его творческие поиски. Поскольку точно так же, как и Пушкин, осуждал неистовое поклонение дворянского общества «ценностям Запада».
«Нас увлекает просвещённая Европа, – писал Феофан. – Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог её помиловал. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлёл на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему…».
Как это относится к нам! 30 лет Россия глотала «американский угар», плясала под «американскую дудку», чтобы разрушать себя.
Янкам многое удалось. Главное из многого – через «пятую колонну» в России они создали условия для стремительного сокращение русского населения. Как известно, 2 сентября 1998 года правительство РФ подписало МЕМОРАНДУМ с правительством США, по которому господа из-за океана фактически контролировали и направляли состояние дел в культуре, в сфере науки и образования, в СМИ. Теперь документ, якобы, отменён, но практика поклонения американизму осталась.
II. А ведь обо всём этом, то есть о грядущих бедах, нас всех постоянно предупреждал Александр Сергеевич Пушкин в многочисленных публицистических заметках, рецензиях, письмах, обзорах литературы и т.д. Но мы не внимали предостережениям, потому что «ленивы и нелюбопытны».
Едва ли не главной причиной нестроений и волнений в России, по мнению поэта, было утверждение либеральных идей, ставших необходимой «вывеской» общества. Более того, Пушкин обозначал это явление как «корень зла».
По просьбе Императора Николая I поэт подготовил заметки о народном воспитании, где в частности, отмечал, что « влияние чужеземного идеологизма погубно для нашего Отечества», что необходимо воспитывать подрастающее поколение на народных традициях. Особое внимание поэт предлагал уделять новейшей истории.
«Россия слишком мало известна русским; сверх её истории, её статистика, её законодательство требуют особенных кафедр, – считал Пушкин. – Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целею искренне и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».
…Когда шахтёр работает в забое изо дня в день, угольная пыль въедается ему в руки, в лицо. Так и американизм, долго поддерживаемый на государственном уровне, настолько вошёл во все поры общества в РФ, что избавиться от него весьма и весьма трудно.
Поэтому для нас представляет интерес обобщённый вывод А.С. Пушкина об Америке, сделанный после прочтения произведения Джона Теннера: «С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает своё поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали уже давно решёнными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось.
С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве.
Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному астракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами.
Отношение Штатов к индейским племенам, древним владельцам земли, ныне заселённой европейскими выходцами, подверглись также строгому разбору новых наблюдателей. Явная несправедливость, ябеда и бесчеловечие американского Конгресса осуждены с негодованием…
Остатки древних обитателей Америки скоро совершенно истребятся; и пространные степи, необозримые реки, на которых сетьми и стрелами добывали они себе пищу, обратятся в обработанные поля, усеянные деревнями, и в торговые гавани, где задымятся пироскафы и разовьётся флаг американский…».
«Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальное Европою; что история её требует другой мысли, другой формулы (выделено – Г.С), как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть».
Невольно подумал: хорошо бы приведённые слова русского гения вывесить на стенде в нынешней Государственной Думе. Чтобы «представители народа» помнили о России, а не бубнили, как попугаи, в своих выступлениях: «А вот в Америке, а вот в Европе…».
Есть же хорошая русская поговорка: «Своя рубашка ближе к телу…».
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологодская область
1. 1