За суматохой радостных Рождественских и Крещенских дней мы как-то забываем о тех, кто томится в застенках СБУ. Если вообще ещё томится. Сравнительно недавно скончался американский журналист Гонсало Лира. Наше Министерство иностранных дел по достоинству оценило это событие, назвав его актом жесткости и подавлением свободы слова со стороны СБУ и украинских властей.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила: «Трагедия Г.Лиры, позволившего себе иметь собственное мнение, в очередной раз ярко высветила лицо "коллективного Запада", на словах рьяно выступающего за свободу слова и журналистики, а на деле защищающего их только в случае, когда это работает в его интересах.
Призываем коллег Г.Лиры возвысить голос и присоединиться к защите тех, кто сегодня находится в застенках киевского режима. Это нужно тем, кто еще жив и кто еще может бороться за правду, и это – дань памяти погибшим мученической смертью во имя идеалов свободы».
Гонсало Лира был американцем. Он жил на Украине, а когда началась Специальная военная операция, жёстко критиковал режим Зеленского за тоталитаризм, жестокость, разоблачал постановку в Буче.
Очевидно, Лира думал, что декларация Зеленского о демократии соответствует истине и что демократия на Украине столь же безразмерна и велика, как в США. Но это вера в демократию Зеленского стоила ему жизни. В любом случае, стоит преклониться перед его памятью, перед памятью человека, сражавшегося за истину и честь.
Но при этом не стоит забывать и о других узниках СБУ. Например, про замечательного русского киевского историка Александра Васильевича Каревина, который написал целый ряд замечательных книг. В частности, «Русь нерусская», в которой аргументированно показал, что на самом деле так называемой Украины не существует. А существует южная Русь со своими культурными и языковыми особенностями. Но отметим, что и в великой России существует целый ряд диалектальных и культурных особенностей. Скажем, если мы будем сопоставлять казаков и новгородцев, то отличие будут весьма существенными. Однако это нам не даёт никакого права выделять казацкий или новгородский этнос. Или выдумывать мифическую страну «Казакию». Аналогичная ситуация с Украиной.
Александр Васильевич дал в руки российским властям ту самую аргументационную базу, которой пользуются и доныне. Этого ему не простили. В марте 2022 года к нему в квартиру ворвалось СБУ. Он лишь успел написать в социальной сети: Ко мне ломится СБУ. И всё! С тех пор о нём ни слуху, ни духу!
Возникает вопрос: а почему мы молчим? Почему со стороны Министерства иностранных дел нет запроса о судьбе Каревина? С формальной точки зрения дипломатические отношения между Россией и Украиной не разорваны, ведь идёт не война, а Специальная военная операция.
Почему не существует запроса о его судьбе в Совет по правам человека, который так любят на Украине? Почему нет обращения в ООН? Ведь, кажется, мы своих не бросаем?! Так почему же российские власти не заинтересованы судьбой человека, который столько сделал для России и для подлинной российско-украинской дружбы? Чем объясняется это молчание? Даже если человека уже нет в живых, даже если его запытали до смерти, то, по крайней мере, с нашей стороны это был бы долг памяти и благодарности по отношению к нему.
И ещё один момент: госпожа Таирова-Яковлева, как известно, 4 февраля 2022 года не только пожелала успеха вооружённым силам Украины, не только призвала к увеличению территорию Украины за счёт России, но ещё и в своём видеообращение «натравила» СБУ на тех историков, которые были не согласны с её завиральными проукраинскими концепциями.
Напомню её слова: Нынешнее вторжение России произошло благодаря тем историкам, которые игнорировали мои изыскания относительно независимости Украины, тем историкам, которые поддерживали великодержавные стремления России.
А одним из её критиков был как раз Александр Васильевич. Он написал рецензию на её тенденциозную и ненаучную книгу об Иване Мазепе, которую «разгромил» и доказал её несостоятельность.
Не исключено, что видеообращение Таировой-Яковлевой явилось спусковым крючком для гонений и ареста Каревина. Тем самым она совершила иудин грех, предав своего коллегу Каревина и многих других в лапы спецслужбистов. Таким образом, она обрекла их на гонения и погибель.
Известно как это называется с нравственной точки зрения и понятно, какие юридические последствия влечёт: речь идёт о соучастии и похищении человека, поскольку Каревина даже не арестовывали, а похитили. Над ним не было ни следствия, ни суда!
Поэтому в данной ситуации призываю власти России обратить внимание на судьбу замечательного русского историка Александра Васильевича Каревина, а также на его гонителей как за пределами, так и в пределах России.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии