Популярные проповедники: успех, искушение или крест?

О лишении сана протоиерея А. Уминского, искушениях публичности и духе века сего

Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
1 JG 
535
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Многое видится на расстоянии. С годами жизненный опыт все более увеличивается, и на многие вещи начинаешь смотреть по-другому. Не скажу за других, а у меня терпения чуток прибавилось, а вот терпимость почти на нет сошла. Начал я понимать, что если игнорировать даже малейший грех, т.е. терпимо к нему относиться, то в будущем он ого-го какой вырастет. Больше баобаба, так что и самого человека под его корнями не разглядишь. Нагляделся уже, как сие чудо премерзкое происходит. Был человек как человек, даже вполне неглупый и достойный, глядь – словно подменили, кроме себя никого не видит. Один он в целом свете самый умный да нравственный. Напыжится, надуется, куда там индюку. А то в позу страдальца безвинно обиженного встанет и всему свету жаловаться на несправедливость и притеснения станет. Мол, рот ему затыкают, житья не дают. А ведь никто его даже по шее-то не съездил, а лишь замечание сделал, чтоб за ум взялся.

К чему это я? Видите ли, когда смотрю на выступления разных православных проповедников наших известных, ужасно за них переживаю. И чем более известен проповедник, тем больше поводов за него беспокоиться. Ведь это какое великое и ответственное служение! Сами апостолы к проповеди специально готовились. Постились, молились, а не просто экзамен по богословию сдавали. А ведь они обращались обычно к нескольким десяткам, сотням, изредка к тысячам людей. Миллионные аудитории им и не снились. А тут вещай себе, что считаешь нужным, поучай, наставляй и, главное – обратного отклика то и нет, мгновенного, во всяком случае, как при обычном общении бывает, глаза в глаза. Как легко тут в искушение впасть, и, увы, впадают. Человек-то ведь существо страстное, подверженное греху, даже великие святые себя грешными видели. А в проповеди легко увлечься, эмоциям волю дать. А им только и дай волю, мигом тебя захлестнут. С другой стороны, монотонно и бесстрастно говорящего, кто слушать-то станет? Особенно в наше время столь привычное к развлечениям.

Опять же ответственность за каждое слово какая! Не приведи Господь что-нибудь не так сказать, кого-нибудь обязательно в искушение введешь. К тому же не только слова, но сама манера говорить, держаться, формат передачи – все имеет значение. Тут и противоречие вырисовывается: чем более привлекателен формат для массовой аудитории, тем дальше он от Бога. Потому как основная масса наших сограждан далека от веры вообще и от Православия в частности. Каждый нынче пресыщен зрелищами и удовольствиями. Как достучаться до окамененных сердец? Вот и появляются на экране проповедники, использующие молодежный сленг и заигрывание с публикой. Только эта невыразимая легкость общения легко может перерасти в кощунство и богохульство. Причем совершенно незаметно, для самого проповедника во всяком случае. Желание понравится как можно большему числу людей, особенно молодых– это желание дружбы с миром и человекоугодничество. Проповедник, сделавшийся шоуменом, служит не Богу, а князю мира сего. Дружба с миром – вражда против Бога и примирить данное противоречие можно находясь только в Духе Любви и Истины. На самом деле, публичная проповедь о Христе это не развлечение, не работа, а восхождение на Голгофу. Каждый, кто открыто исповедует Христа, должен быть готов к распятию. Ибо дьявол будет сражаться за каждую душу, не гнушаясь ничем.

А уж об опасности тщеславия и говорить не приходиться. Все святые отцы предупреждают о сей пагубной страсти. Иоанн Лествичник так ее характеризует: «Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям». А уж его слова о причинах тщеславия звучат предупреждением каждому мелькающему на экранах проповеднику: «Когда бес тщеславия видит, что подвижник приобрел, хотя малое, умирение сердца, тотчас побуждает его идти в мир, говоря: «иди на спасение погибающих душ».

И вот с воодушевлением устремляются спасать других, «заблудших», при этом свою душу, как правило, губят. А кого может спасти человек с поврежденной душой? Сколько таких было в истории! Не перечесть, и всем известных, и безвестных… Во всяком случае было их куда больше, чем святых. И Святая Русь исключением не стала. От времен равноапостольного князя Владимира до наших дней кто только не проповедовал, к чему только не призывал. Раскольники всех мастей всегда умели увлекательно говорить. Но дела давно минувших дней вспоминать не будем, а напомним лишь о таких популярных проповедниках ХХ-го века как Гапон и Александр Введенский – медиа-лидер обновленцев.

Редко кому удается избежать ловушек популярности. А если диавол не может сокрушить мужественного проповедника, то ополчается со всей силой на его ближних. А ближние – увы, редко ведут подвижническую жизнь, если вообще ведут. Вот и становятся они легкой добычей лукавого, который через них навязывает свою волю проповеднику. В такой битве тяжело устоять. Поэтому с благодарением вспоминаю отца Дмитрия Смирнова, чей земной путь уже завершен. Вот о нем точно можно сказать, что исполнил отец Дмитрий свое великое служение непостыдно и был предан Богу до самой смерти. А остальные проповедники, еще проходящие жизненный путь находятся в великой опасности, и дай Бог им силы совершить свое служение до конца без падений. Но это возможно лишь при внимательной внутренней жизни проповедника, сознании им своего бессилия и уповании на Бога.

Малейшее отклонение от такого внутреннего устроения, надежда на собственные силы, заигрывание с аудиторией, желание угодить, неизбежно приводит к внутренней катастрофе. Чему же удивляться, глядя на А. Кураева или А. Уминского? Каковы бы ни были их внутренние мотивы, как бы ни расходились с Православием их воззрения, окончательно сгубила их именно публичность. Более того, та самая популярность, благодаря которой они стали известны, усугубила глубину падения. Одно дело, когда сельский батюшка на малолюдном приходе за недостойное поведение от служения отстраняется, а другое, когда известный, хотя бы понаслышке, миллионам телезрителей и пользователям интернета. Какой шум тут поднимается, сколько копий преломляется, и скольким душам вред наносится. Образуется мощный водоворот, утягивающий на дно того, кто находится в центре внимания. И сила этого водоворота прямо пропорциональна известности. Впрочем, это только закономерный итог жизненного пути, ведь истоки падения задолго до официальных прещений проявляются. И ладно бы проявляются, так ведь тысячи и миллионы малоискушенных людей в соблазн вводят. Сколько вреда принесла деятельность А. Уминского за многие годы его публичных выступлений оценить невозможно.

Лично я о. А. Уминского очень-очень давно пару раз по телевизору лицезрел. А потом стал сразу канал переключать, как его на экране видел. Не из-за его политических или либеральных взглядов. Я в ту пору про них ничего и не знал. Просто отвечая на конкретный вопрос о посте, А. Уминский продемонстрировал, что он или не читал Библию или не в курсе Предания Церкви. Мне такой вариант кажется невероятным, хотя, почему же? Мало ли я видел в жизни людей убежденно и красноречиво разглагольствующих о том, о чем они не имели не малейшего понятия. Все же сдается мне более вероятно, что А. Уминской, исходя из своих соображений, просто проигнорировал и Священное Писание, и священное Предание. Следовательно, подумал я тогда, его советы могут принести вред, а на мне к тому же будет еще и грех осуждения священника. Так что предпочел держаться подальше. Но что о том говорить? Суждение священноначалия вынесено: А. Уминский извержен из сана и, вероятнее всего, разделит участь и бывшего дьякона А. Кураева, и многих других, бывших прежде них.

Ничто не ново под луной. Еще Иоанн Богослов в своем послании писал: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19).

Я бы и не стал о том писать, если бы не поднятая волна возмущения, захлестнувшая даже и здравомыслящих церковных людей. Хотя один перечень имен русофобов выразивших сочувствие А. Уминскому говорит о многом. Можно было бы хоть немного и задуматься, но как-то не обращают на это внимания сердобольные. Все-таки яд толстовства и толерантности глубоко проник в разум современного человека. В том числе, благодаря и стараниям А. Уминского. Подавляющее большинство именующих себя православными имеет смутные познания о Христианстве и по факту больше к язычеству склонны, чем к единобожию. Но даже те, кто имеет теоретическую богословскую подготовку, редко подкрепляют свои знания внимательной духовной жизнью. Отсюда неизбежность ошибок, ибо приложить свои познания к реальной жизни можно только имея практический опыт.

Примеры тому каждый день являются. Всем же православным ныне известно, что нужно осуждать грех, а не человека. Многие на этом и строят свои рассуждения и призывы к сочувствию А. Уминскому. Однако на практике все не столь однозначно. Можно ли осудить ересь Ария не осуждая его самого? А как быть с анафемой, провозглашаемой порочим многим ересиархам? Что, выходит, святые отцы не имели человеколюбия и сострадания? Куда им до наших гуманистических человеколюбцев! Видят они грех осуждения у тех, кто поддержал запрещение Уминского, и не видят, что осуждающий осуждающих сам поражен осуждением.

Бесплодные, не основанные на практике духовной жизни рассуждения не только бесполезны, но и крайне вредны. Причем вред двоякий: с одной стороны сам рассуждающий впадает в гордыню превозносясь над окружающими, с другой – его слушатели, поверив его рассуждениям погружаются во мглу неведения, все далее удаляясь от Истины. Если вы выпьете яд с целью закончить свою жизнь вы умрете и, кроме того, будете повинны в грехе самоубийства. А вот если выпьете яд по незнанию, то греха на вас не будет, но вы все равно умрете.

Всем известно насколько загазованны сейчас крупные города. Все знают, какой вред здоровью это приносит и все равно продолжают в этих городах жить. Иногда довольно долго. Но это вовсе не означает, что отравленный воздух не действует. Просто действие растянуто во времени и потому малозаметно. То же самое происходит и с духом века сего. Мы все им отравлены. Кто-то больше, кто-то меньше. Надо себе отдавать в этом отчет, иначе трезвый взгляд на себя и жизнь невозможен. Невозможно искренне и глубоко переживать каждую человеческую трагедию, ежедневно совершающуюся в мире. Никакое человеческое сердце этого не выдержит. Об этом ясно и определенно говорил Преподобный Силуан Афонский. Следовательно, человеческое сердце начинает действовать избирательно, кому-то больше сочувствует, кому-то меньше, а то и вовсе не сочувствует. Особенно во время войны, когда кровь льется потоком. Чем больше человек сочувствует страданиям украинского народа, тем меньше он сочувствует страданиям народа русского. Такая вот дилемма человеческого сознания. И выбор придется делать, если мы хотим быть честными перед самими собой. Далеко нам, ох, как далеко до святости.

Так что искренне заблуждающимся, проявляющим свое возмущение и сочувствие заслуженно лишенному сана А. Уминскому, хочу сказать: не надо выдавливать из себя проявления любви, которой нет, потому как истинная любовь даётся лишь бесстрастным, или напяливать на себя мерку святого, которой не соответствуешь. Пусть тебе кажется, что таким образом ты растешь над собой и стараешься стать лучше – это самообман. В результате прекрасные порывы человеколюбия свое основание полагают на лжи. А кто отец лжи – Православные прекрасно знают.

Впрочем, я уже сильно отклонился от темы статьи, пора и честь знать.

Максим Зотикович Воробьев, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Воробьев
Шавки Запада
О российской оппозиции и либеральной интеллигенции
17.04.2024
Жалость к террористам, ботокс и толерантность
Если убили не твоих близких, ты не имеешь нравственного права на жалость к убийце
01.04.2024
Третья мировая уже идёт
Возложив упование на Бога, мы будем неодолимы
13.03.2024
Пророчество о Третьем Риме
Судьба России и судьба мира
09.03.2024
Инвалиды ментального фронта
Постоянная агрессивная атака на наш разум стала реальностью наших дней
06.03.2024
Все статьи Максим Воробьев
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Новости РПЦ
«Всякая политика и политическое давление глубоко чужды монашеству»
Настоятельница и насельницы Успенского Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии и его председателю архиепископу Урмасу Виилма с открытым письмом в связи с тревожным положением, которое возникло сейчас вокруг обители
27.04.2024
Ко дню рождения свт. Луки: Тамбовский
период врача и архиерея
26.04.2024
Крестный Ход «Святая Русь» — 5 лет — в Храме
во Имя Державной Иконы Божией Матери
26.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
28.04.2024 18:26
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53