Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса о том, как россияне отмечают старый Новый Год.
«Традиция празднования старого Нового года насчитывает немногим более ста лет. В 1918 году большевистское правительство решило перейти с юлианского на западноевропейский, или григорианский календарь. Так появилось два Новых года – новый и старый. Опрос показал, что шесть из десяти россиян имеют представление о происхождении праздника (62%). В том числе верный ответ о смене календаря дают 59%. Честно признались, что не знают, почему в России отмечают старый Новый год, 38%. Причем среди молодежи до 25 лет ничего не могут сказать о происхождении праздника уже 73% (vs. 26% в группе 45-59-летних и 33% в группе старше 60 лет).
В этом году отметить старый Новый год планируют больше половины россиян (58%), в 2009 г. его праздновали две трети наших сограждан (67%). То есть, похоже, традиция отмечать Новый год дважды постепенно уходит из российского общества, - отмечается в исследовании. – Хранят традиции празднования старого Нового Года в основном россияне старше 60 лет (66%), с хорошим материальным положением (63%), имеющие среднее специальное (66%) или неполное среднее (70%) образование, жители села (64%) и активные телезрители (69%). Процент отмечающих выше среди жителей Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (64% и 65% соответственно).
Не празднуют старый Новый год преимущественно молодые люди до 35 лет (46-48%), россияне с неполным высшим и высшим образованием (46%), столичные жители (48%), активные потребители Интернета (53%) и жители Северо-Западного федерального округа (54%).
Старый Новый Год – праздник домашний и семейный. Каждый второй россиянин будет встречать его дома (50%, -7 п.п. К 2009 г.). Чтобы отметить Новый Год еще раз, наши соотечественники готовят салаты, открывают шампанское, накрывают праздничный стол (39% от числа отмечающих) и собираются в кругу семьи (24%). Некоторые в этот день смотрят телевизор (7%), ходят в гости или сами встречают гостей (6%), просто веселятся (5%). Среди менее популярных вариантов – разобрать елку, отправиться на зимнюю прогулку, погадать или устроить колядование, обменяться подарками, запустить салюты, налепить пельменей или вареников. То есть Старый Новый год мы отмечаем также, как и обычный Новый год, но менее масштабно».
«Две трети россиян высказались против того, чтобы сделать старый Новый Год еще одним официальным выходным днем в нашей стране (65%). Среди тех, кто не собирается праздновать этот праздник, противников дополнительного выходного еще больше – 77%. Оценил идею сделать 14 января выходным днем каждый четвертый (27%), а среди молодежи до 25 лет – каждый второй (52%).
Чем старше россияне, тем чаще они выказывают против того, что Старый Новый год был официальным выходным (в группе старше 45 лет – 70-71% vs. 43% в группе до 25 лет). Против выходного в этот день оказались также столичные жители (78% vs. 57% среди сельчан).
Среди всех россиян особенно хотели бы сделать Старый Новый год официальным выходным днем жители Дальневосточного округа (48%), тогда как в Северо-Западном округе идею поддержали только 15%», - заключили авторы исследования.
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии» научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Феномен «Старого Нового года» в России. Очевидно, что Новый год – самый популярный праздник в России. Причина популярности в деполитизированности, универсальности и «сказочности» праздника. Его любят все: и стар и млад, и верующие, и неверующие, и русские, и люди всех национальностей. К празднованию Нового года готовится вся страна, все циклы жизни – экономической, политической, социальной и культурной – сходятся под Новый год. И вот на фоне этого, несмотря на массовую пропаганду гражданского Нового года, 58% граждан, согласно опросу ВЦИОМ, все равно празднуют Старый Новый год. Это не может не вызывать удивление. Старый Новый год большевики отменили грозным декретом более ста лет назад, и тем не менее в народе до сих пор сохраняется память и традиция празднования Нового года именно по старому календарю. Несмотря на то, что Старый Новый год после революции преследовался, а позже нигде и никак на официальном уровне не поддерживался, память о нем в народе оказывается жива. Это исключительный в своем роде феномен: спустя более чем век после официальной отмены, праздник продолжает существовать в народе, и это исключительно заслуга самого народа. Это говорит о многом: во-первых, о том, что у нашего народа сохраняется суверенитет собственного мнения, мы способны помнить «дела давно минувших дней» вопреки официальной пропаганде, во-вторых, о том, что этот праздник востребован, и, стало быть, в нем есть что-то дорогое и важное для народа. Празднование Старого Нового года обладает каким-то глубоким и неотразимым обаянием, и у него есть историческое будущее. Думаю, эта загадка Старого Нового года еще требует осмысления и понимания.
Старый Новый год должен получить статус «исторической памятной даты». У Старого Нового года и в целом у старого календаря есть неоспоримые исторические заслуги. Именно по этому календарю Россия жила несколько веков, одержала великие Победы, по этому календарю Россия стала Империей, величайшей страной в мире. Старый календарь – это часть нашей истории, культуры и памяти, как принято говорить сейчас, - часть нашего культурного кода. Нужно на самом высоком уровне заявить, что Старый календарь — это наше национальное достояние, и поэтому Старому Новому году необходимо присвоить особый статус «исторической памятной даты» и официально установить празднование Старого Нового года – 14 января (1 января по ст.ст.) под названием «Русский Новый год». Кстати, т. н. «старый стиль» до революции официально назывался «Русский календарь». Именно под таким названием издавались в России все календари.
Новый год без Рождества не является Новым, а лишь формой числопоклонничества. Возникает законный вопрос, в чем собственно смысл т.н. гражданского Нового года? Что празднует страна? Принято считать, что это светский праздник. Однако замечу, Новый год как обновление времени не может быть по своей природе светским. Время в руках Божиих, Его достояние. Во времени осуществляется Промысл Божий, и по этой причине время – сугубо религиозное понятие. В Церкви время освящается и осмысливается как реализация плана Божьего спасения. В данном случае Новый год в первый день января связан исключительно с событием Рождения Христа. В этом есть своя ясная логика: Христос рождается и, как сказано в Священном Писании, «творит все новое», в том числе и время. Рождение Христа начинает новую эру, являясь причиной обновления времени. Новый год, стало быть, является следствием Рождества Христова, одним из его даров. Таким образом, Новый год в христианстве – это религиозный праздник. По-настоящему он наполняется смыслом только в связи с Рождеством Христовым. Только в свете Рождения Христа мы можем объяснить, почему Новый год становится новым. Если мы отказываемся от причинно-следственной связи Рождества и Нового года, тогда возникает неразрешимый вопрос: в чем смысл Нового года, почему его надо праздновать и почему именно в этот день? Еще раз повторю: без Рождения Христа Новый год теряет свой смысл и становится просто произвольно выбранной датой, когда празднуется просто перемена числа. Праздник становится языческим числопоклонничеством. Праздновать Новый год до Рождества Христова – это антихристианство.
Казалось бы, эту ситуацию календарного «когнитивного диссонанса» можно поправить, если бы Церковь перешла на новый стиль и Рождество перенесла на 25 декабря, как собственно происходит в Европе. Но тогда нужно сделать уступку Григорианскому календарю, который, как известно, утвержден римским папой Григорием XIII в 1582 году, то есть де-факто изменить православному календарю и перейти на католический.
Служение молебнов на Новолетие 19 декабря по старому стилю и Литургии в эту ночь не имеет смысла. Что касается Нового года по гражданскому календарю, он соответствует по старому стилю 19 декабря. В этот день совершается память св.мученика Вонифатия и прп. Илии Муромца. По уставу им не положено служение Всенощного бдения. Но вопреки уставу появилась новая традиция. Некоторые священнослужители в гражданский Новый год стали ночью служить Всенощное бдение, что является грубым нарушением Богослужебного устава. Ни по одному Уставу на 19 декабря нет Всенощного бдения. Почему новогодняя ночь, не имеющая никакого духовного смысла, почитается Всенощным бдением? Ночная служба совершается на Пасху, на Рождество Христово, возможно, на престольные праздники. На каком основании служатся ночные всенощные службы в ночь на 19 декабря (1 января н.ст.)?! Не могу понять логики служения Литургии в новогоднюю ночь, а когда начинаешь её понимать, то она ужасает. Говорят, таким образом отвлекают народ от лишних возлияний и ночного сидения у голубого экрана. Но почему нужно Литургию делать средством противостояния светскому Новому году, не слишком ли большая честь «деду морозу»?
Россия как Цивилизация имеет право на свой календарь. Если мы говорим, что Россия — это особая Цивилизация, то нужно признать, что один из признаков цивилизации является наличие традиционного исторического календаря, что мы и наблюдаем в других цивилизациях, например, восточный календарь в Китае, национальный календарь в Индии, мусульманский календарь в арабских странах. Мы можем только гордиться, что у нас также существует свой суверенный исторический календарь.
Нужно заметить, что развитые цивилизации не только хранят, но и стараются распространить свои календари во вне, что является проявлением мягкой силы влияния. Здесь нужно отметить особые успехи Китая, который смог распространить свой традиционный календарь по всему миру. Его драконы в этом году разлетелись далеко за пределы Поднебесной. И почему-то этот религиозный языческий символ у нас воспринимается без всякой цензуры. Вроде бы религия по Конституции у нас отделена от государства, но почему-то это касается больше наших традиционных религий, а на китайскую не распространяется. В этом году неожиданно по-новому открывается борьбы св.Георгия Победоносца со змием, так что впору объявлять год святого Георгия.
Нынешний календарь был введён большевиками насильственно в 1918 году. Не было проведено ни референдума, ни обсуждений – большевики с присущими им «ленинскими» методами слома всего исторического наследия внедрили этот календарь. Тогда была предложена унизительная мотивировка «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени», в которой по факту признавалась культурная отсталость России от Европы. Многие его не приняли как в России, так и в эмиграции, а самое главное в Русской Православной Церкви, которая и поныне живет по старому стилю.
Мы имеем полное и законное право на свой исторический Русский календарь, на свой Русский Новый год. Нам особенно в нынешней ситуации не нужно оглядываться на Европу. Запад упразднил Россию. Мы на это можем ответить только утверждением наших исторических ценностей. У нас есть всё своё, в том числе свой календарь и Русский Новый год, который никто не может запретить нам праздновать.
Празднование Старого Нового года требует особых традиционных форм. Если народ помнит и чтит Русский Новый год, то почему государство и законодатели должны игнорировать этот факт?
Старый Новый год требует такого же бережного отношения к себе, своего рода «охранной грамоты», как и другие памятники культуры. Это прежде всего требует особых форм его празднования. Он не должен быть слепым повторением «светского» Нового года. Он должен стать духовной и молитвенной встречей нового года. Пусть «светский» Новый год будет проводами старого года, а Старый год встречей нового года. Именно к этому дню нужно приурочить служение молебнов на новолетие, что зримо и сильно cместило бы акценты с не имеющего особого смысла гражданского Нового года.
Поэтому разумно начать с Церкви и служить новогодние молебны именно по старому стилю, как это делали святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, Серафим Саровский, Оптинские старцы, и вся Россия вместе со своими Государями. Неужели наши великие святые для нас не авторитет, и мы не хотим встречать Новый год вместе с ними?! Кстати, у св.Иоанна Кронштадтского сохранилось множество глубоких проповедей на Новый год, сказанных в день памяти святителя Василия Великого, то есть 1 января.
Прежде встреча Нового года совершалась литургически — служением Литургии, исповедью и причастием. Старые грехи оставлялись в старом году, а в Новый год входили со Христом. 1 января по старому стилю – великий праздник: день св.Василия Великого и Обрезания Господня. Именно в этот день — 8-й день после Рождения Спасителя — Ему было дано имя Иисус. Так что в этот день празднуется День имени Божия. Если задуматься, то 1 января по старому стилю становится наполненным великим духовным смыслом. В этот день обязательно служится Литургия, чем автоматически отменяется послеполуночное застолье и связанное с ним похмелье. Новый год отмечали днем после праздничной Литургии. С какой стати решили праздновать Новый год ночью?
Русский Новый год становится трезвым новым годом (даже без помощи св.Вонифатия!).
Новый год вместе с Иоанном Кронштадтским и всеми русскими святыми. Я являюсь сторонником возвращения к Юлианскому календарю и поэтому служу молебен
на новолетие всегда и только 1 января по старому стилю. В этот день я чувствую большую благодать. Одна мысль, что в этот день молился о наступающем новолетии Всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский, его праздновала вся Россия вместе с Царской семьей, согревает душу и соединяет историческую память.
Хочу в конце провозгласить новогоднее поздравление св.Иоанна Кронштадтского в этот день: «Итак, новый ли у нас год? Новое ли у нас сердце? Новый ли дух, т. е. дух кротости, смирения, воздержания, правды и святости? О небесном ли мудрствуем (Кол. 3, 2), полагаем ли друг за друга души свои, носим ли тяготы друг друга? (Гал. 6, 2). Милосерды ли, как Отец наш небесный милосерд есть? (Лук. 6, 36). Если так – то истинно с Новым годом поздравляю и себя и вас».
С Новым Русским годом, дорогие братья и сестры!
2. Ответ на 1, E.O. :
1.