Как сообщалось, 11 января, в Хабаровске Президент России Владимир Путин провёл встречу с предпринимателями Дальневосточного федерального округа.
В частности, Глава государства отметил, что наша экономика скоро догонит японскую. «Да, это удивительный результат. Вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а мы стали по объёму экономики в целом первые в Европе, мы обогнали ФРГ и заняли пятое место в мире: Китай, США, Индия, Япония, Россия. В Европе – номер один», - подчеркнул он.
Впрочем, Президент заметил, что «Япония, так же как и многие европейские экономики, высокотехнологичная экономика». «По паритету покупательной способности мы обогнали всю Европу, но на душу населения нам ещё надо стараться. Поэтому здесь есть над чем работать», - сказал Президент.
Кроме того, Глава государства допустил, что рост ВВП страны за 2023 год может превысить 4%. Он подчеркнул, что падение показателя за 2022 год оказалось меньше ожидаемого — 1,2%.
Оптимистичное заявление Президента проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Росстат пока не подвёл окончательные итоги 2023 года – до сих пор нет данных по третьему и четвертому кварталам года, по крайне мере тех, которые мне были бы нужны для расчёта вклада секторов и компонент ВВП в темп роста. Кроме того, Росстат подводит именно предварительные итоги, которые потом пересчитывает, как, например, за 2022 год, вдруг, при пересчёте обнаруживая другие величины темпа. В целом статистические данные меняются в течение полутора-двух лет или, по крайней мере, пересматриваются. Поэтому в этой инерционной системе не представляется возможным найти «концы» справедливости и точности. По этой причине рушатся и многие прогнозные модели. При проблемах с эмпирическими данными проверка не представляется возможной.
В ноябре Президент говорил о росте ВВП на 3,5%, а в октябре на 3,1%. Очевидно, что рост ВВП связан с рывком в третьем и, главным образом, в четвёртом кварталах, по которому ещё нет данных.
С чем может быть связан такой скачок? С подведением итогов года, с удовлетворением финансовых обязательств по всем программам и проектам. Вы помните отскок 2010 года (рост ВВП около 4,6%) после провального 2009 года (ВВП сократился более чем на 6%)? В 2011 году рост уже составил меньшее значение, и затем каждый последующий год снижался вплоть до 2015 года, когда наступила рецессия.
Речь веду к тому, что после взлёта и отскока в 2010 году шло планомерное сокращение темпа роста ВВП. После кризисного 2022 года произошло некое оживление: сработала соответствующая государственная отраслевая политика, невзирая на жёсткую монетарную политику Центрального банка, сдерживающую инвестиции и потребление. Удорожание кредита и сокращение потребления не могло негативно не сказаться на производстве. Иного не дано. Но, тем не менее, за счёт мер стимулирования и отдельных бюджетных механизмов, налоговых послаблений – удалось простимулировать экономику и получить весьма неплохой результат. Но из него, так же как и их роста 2021 года, выводов верных сделано не было, к сожалению.
Кроме того, уход из России западных компаний стимулирующим образом повлиял на российскую экономику. Хотя позиции либералов в экономическом и финансовом блоке Правительства до сих пор сильны. Тем не менее, за счёт так называемой локализованной промышленно-отраслевой, инвестиционной политики и бюджетно-налоговых каналов удалось активно повлиять на динамику российской экономики и вывести обрабатывающий сектор по вкладам в рост ВВП на вторую позицию. На первом месте – трансакционный сектор (по итогам первого полугодия и отчасти 3 квартала).
Возможно, что обрабатывающий сектор выйдет и на первую позицию. Однако я в это не верю, поскольку по первому полугодию наши расчёты показывают преобладание трансакционного сектора.
Отмечу, что и ранее обрабатывающий сектор занимал второе место. Как дальше сработает экономика? Не загнутся ли в силу того, что параллельный импорт выбьет наших производителей и повредит налаживаемые производственные цепочки – остаётся вопросом.
Нельзя исключать негативного исхода, ведь жёсткая монетарная политика Центробанка сдерживает развитие. Запас производственных мощностей, которые удалось задействовать и которые дали прирост ВВП в 2023 году, в 2024 году уже не будет задействован, поскольку уже использован. Поэтому нам придётся создавать новые производственные мощности. И с какой динамикой мы будем создавать эти производственные мощности? Вот в чём главный вопрос.
Трансакционный сектор – это услуги, торговля, финансовое, информационное, инфраструктурное обеспечение. Этот сектор имеет объективные пределы роста. В определённой степени трансакционный сектор спекулятивен и занимает более 60% ВВП.
В 2022 году трансакционный сектор просел, но благодаря оживлению обрабатывающего и сырьевого секторов в 2023 году также стал расти. А дальше-то куда расти трансакционному сектору? А куда расти обрабатывающей промышленности при заполнении производственных мощностей? Судя по прогнозам, вполне возможен откат до 2-2,5% темпа ВВП в 2024 году. На мой взгляд, правительство должно через государственный сектор инициировать новую инвестиционную политику, в том числе для создания новых мощностей и развёртывания обслуживающей инфраструктуры, что будет стимулировать обрабатывающий и трансакционный секторы. Нужно создавать источники роста ВВП. Создавать новые производственные мощности!
Следует говорить о главном: ресурсы сосредоточены в самих видах деятельности! В избыточно разбухших спекулятивных секторах - там трудовой и финансовый ресурсы. Нам нужны сущностные структурные изменения, связанные с перемещением трудового, кадрового, финансово-инвестиционного ресурса, а также развёртывание новых технологий на отечественной патентной базе. Но для этого нужна фондовая база и производственные мощности.
Мне кажется, что оценки о свободных 40% мощностей после 2023 года уже неактуальны. От силы можно аккумулировать 10% мощностей. Поэтому речь идёт об инвестировании и создании новой производственной и технологической базы. Даже если есть свободные мощности – их надо задействовать и далее решать задачи по расширенному созданию и обновлению существующих, вне зависимости от того, какая величина свободных по отчётности. Точное финансовое исполнение национальных проектов, в отличие от предыдущих двух лет, также повлияло на рост ВВП.
Наравне с гражданским жилищным строительством мы должны развернуть гражданское промышленное строительство – возведение фабрик, заводов, цехов. Создание мощностей и создание источников роста, наращение добавленной стоимости и создание продукта – это главное направление в российской экономике.
Президент озвучил данные Минэкономразвития и Минфина. И это отчасти справедливые данные. Но обращу внимание на следующую мысль Президента: «Вроде бы нас со всех сторон душат, давят, а мы стали по объёму экономики в целом первые в Европе, мы обогнали ФРГ и заняли пятое место в мире: Китай, США, Индия, Япония, Россия. В Европе – номер один».
Но здесь особо нечем гордиться, потому что важно, как получен результат – экстенсивно или интенсивно? Результаты нужно обязательно сопровождать оценками эффективности получения места России среди экономических держав. А затем задаться вопросом: а удержим ли мы пятое место?
Распределение мест – лишь условность. Места Италии, Франции и Германии нисколько не умаляют значимость их экономик на европейском и даже на мировом рынке.
А вот на что надо делать акцент в словах Президента: уход иностранных компаний позволил нам усилить наши позиции! Вот что главное! Присутствие иностранцев нам мешало! И эта мысль вопиет в словах Президента.
У меня вопрос к либералам и к финансово-экономическому блоку: «Ребята, что вы делали с экономикой?» Мы имели же собственный потенциал, а уход иностранных компаний позволил нам даже при высоком оттоке капитала из страны (надо бороться с этим разворовыванием государства), увеличить рост экономики. Если бы снизили отток капитала хотя бы в два раза, до 80 миллиардов, то сколько мы могли бы направить средств на создание новых производственных мощностей? Перед Президентом надо ставить вопрос о сокращении оттока капитала – он должен заставить финансовые службы и деятелей Центрального банка и Минэкономразвития работать над решением этой задачи на благо России, а не «втирать очки», что они делают, на мой взгляд, сегодня.
Эта проблема уже 30 лет на повестке дня российской экономики! Конечно, многие вопросы решаются, но задачу сокращения оттока капитала из страны, по сути, разворовывания России, нужно срочно решать! И невольно возникает вопрос: какой был бы рост, если бы заставляли работать капитал на развитие российской экономики? Ответ на поверхности: мы имели бы колоссальные результаты! И были бы не на пятом, а на третьем месте!
А главный нюанс в том, что иностранные компании, убегая из России, попытались нанести нам вред, а в результате принесли пользу.
Напомню, что академики Леонид Иванович Абалкин и Дмитрий Семёнович Львов, а сегодня академик С.Ю.Глазьев – призывали не открывать российскую экономику Западу, и даже не вступать в ВТО! Но никто не слушал! Даже у Вашего покорного слуги есть соответствующие аналитические, научные статьи с аргументами от 2006-2007 гг. Либералы упорно проводили гибельную политику по сдаче национальных интересов. Отсюда возникли и санкции. Почему они решили к ним прибегнуть? Потому что мы зависимы от них – и они это понимали и понимают! Тот кто независим – того санкционировать просто нельзя, не за что зацепиться!
Подведу итоги: 2023 год значительно успешнее 2022 года и даже 2021 года. Наметились структурные изменения российской экономики, но нужны ещё большие усилия и конкретизация в макроэкономической, отраслевой политике. По схеме: «цели – инструменты – меры – ресурсы – возможности».
Эта линия должна чётко планироваться и реализовываться шаг за шагом, с помощью всех инструментов регулирования, воздействия и управления, включая национальные проекты, которые ныне являются чуть ли не основным инструментом решения государственных задач.