Современная эпоха стала для России временем тяжелейших испытаний, а вместе с ней и для русского народа как главного ее устроителя. Если погибнет русский народ как особое этническое сообщество, скрепленное не только природными, но и духовными узами, то обрушится и вся Россия. Поэтому нынешние её враги избрали главным орудием своей антироссийской стратегии не прямые военные действия против россиян, а «мирные», казалось бы, «информационные» технологии, но настроенные не столько на обогащение нравственной палитры жизни людей, сколько нацеленные на разрушение их духовных оснований. Поэтому современная «гибридная война» – это прежде всего мировая схватка геополитических сил за души людей, за будущее всего человечества. В этой битве Запад намерен лишить русский народ, а за ним и другие народы Земли, права на свою духовную самобытность, на свою одухотворенную жизнь, хочет превратить людей в механических существ, не помнящих родства. Поэтому «Русская схватка» с Западом – это нравственная битва России с мировым Злом, её борьба не только за собственное будущее, но и за прошлое всех людей как одухотворенных существ, признающих Бога в качестве своего Творца.
Что же составляет духовную, нравственную основу «русского народа»? Сразу же напрашивается ответ в апелляции к православному вероучению. Однако надо иметь в виду, что православие всемирно, обращено ко всему человечеству, тогда как чрезвычайной нравственной «преградой» для сатанинских сил Запада выступают среди православных народов лишь «русские» люди, а с ними и Россия как геополитическое творение русского народа. Более того, некоторые иерархи зарубежных православных церквей идут на союз с Западом в борьбе с Россией, РПЦ и русским народом. Для Запада главным врагом оказывается не православное учение само по себе, а его «русская проекция», русская духовная самость. Следует также учитывать исторический опыт Советского Союза, разгромившего европейский фашизм и поднявшего из руин свою державу благодаря ратному и трудовому мужеству советских людей, скрепленных «победным духом» русского народа в годы официального торжества в обществе идеологии «воинствующего безбожия». Эти факты заставляют искать особые «победные основания» в душевной организации русских народных масс.
Проблема внутреннего духовного родства людей привлекла особый научный интерес современного отечественно исследователя В.И. Еремина. (В.И. Ерёмин, Что объединяет народ? Реплика к статье Л.А. Гореликова // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28787, 03.01.2024). В своих рассуждениях он ссылается на концептуальный подход русского мыслителя первой трети ХХ века Владимира Шмакова об индивиде как носителе «духовной сущности» всего родового сообщества. В его понимании, «высшая духовная сущность народа может проявляться не иначе как через глубинные корни бытия его отдельных индивидов, причём внешний контакт между ними должен отсутствовать» (Шмаков В. Основы пневматологии. М., 1922.). В первом приближении может показаться, что позиция российского мыслителя прошлого века совпадает с точкой зрения современного исследователя Н.П. Ильина, взгляды которого стали предметом рассмотрения в моей недавней статье (Л.А. Гореликов, К вопросу о национальном самосознании // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28769, 24.12.2023). По его мнению, ведущую роль в жизни этнического сообщества играет не сам «коллективный субъект», а индивидуальная личность человека. «После многолетних размышлений, – раскрывает он свое понимание, – я пришел к выводу, что концепция "коллективного” субъекта – концепция, достаточно долго привлекавшая и меня, несостоятельна» (Н.П. Ильин «Проблемное поле философии нации»). Стремясь к максимально рельефному воспроизведению своего представления о первоосновах национальной общности, Н.П.Ильин сообщает с некоторым оттенком натурализма, что «нация первоначально существует не как внешняя реальность, которая включает человека в себя, но как реальность внутри человека. Эта потенциальная реальность нации внутри человека и есть его, человека, национальность, или народность».
Владимир Шмаков, дабы избежать подобного индивидуалистского натурализма в понимании человеческих сообществ, утверждает основанием жизни естественных объединений людей духовную сущность, которая определяет существо человека через их родовую субстанцию. «Итак, – заявляет великий русский мыслитель, – духовная сущность народа есть реальность высшего порядка и достоинства, чем отдельные составляющие её индивиды, предсуществует им и относится к ним как синтетическое всеобщее начало». Эта скрытая в субстанциональных началах бытия духовная сила национального единения обретает первичные зримые контуры в звуках родной речи, в становлении народного языка конструктивного общения индивидов как реализации их разумного коллективного существа. Как в общем плане разумного устроения мирового бытия Господом Богом первичной созидательной силой служит Слово, так и становление «народного существа» начинается с рождения национального Языка, который как общая духовная субстанция формирует разум своих духовных детей.
Русский язык – вот высшая одухотворенная сила русского народа. Она побуждает русских людей как «внутренняя речь» к духовному самосовершенствованию, намечая исторические пути приближения народной массы к осуществлению нравственного идеала. Практические следы этого процесса нравственного совершенствования людей обретают свои предметные контуры в творениях культуры, взращенных творческим гением родного языка, нацеленным на закрепление лучших образцов народного духа в материальной действительности. Подлинно живым воплощением народного идеала в социальной реальности служат «выдающиеся личности. Чем большая масса таких «выдающихся личностей» определяет действительность общественной практики, тем ближе подходит народ к осуществлению своего национального идеала. «Именно она, – подчеркивает Владимир Шмаков роль духовной аристократии, – осуществляет воплощение вечных и надмирных идей в феноменальную природу в определённых тональностях и сочетаниях и тем выявляет данный народ как особую реальность среди всего человечества и его общей истории».
К сожалению, современная Россия крайне бедна на выдающихся личностей. К их числу я отношу из актерской среды Никиту Михалкова, отстаивающего честь России в современном мире. Среди философствующей публики я бы выделил Александра Дугина, упорно пропагандирующего любовь к родине в качестве главного завета для русских мыслителей.
Писательская среда, бывшая некогда в России основным ареалом формирования выдающихся личностей, видимо полностью исчерпала свои нравственные ресурсы, удостоив в декабре минувшего года наградой «Большая книга» по разряду «Выбор поколения» некую Оксану Васякину – литературную пропагандистку среди российской публики идеологии «радикального феминизма», не скрывающую от посторонних взглядов свои половые пристрастия. Вручение литературной премии этой жрице «лесбийской любви» за «отказ от материнского долга» наглядно показало россиянам глубину падения нравственной культуры в нашем обществе, обнажило действительное состояние российских нравов, открыло для всеобщего обозрения их «европейское», точнее «животное состояние». На фоне этого «естества» уже не должен кого-то удивлять недавний «стриптиз-бал» голяков у некоей «блогерши Ивлеевой. В числе засветившихся на этой содомской оргии были Филипп Киркоров, Дмитрий Билан, Лолита Милявская, Глюкоза, Анна Асти, Ксения Собчак, Джиган и другие, среди которых был некий рэп-исполнитель, надевший вместо одежды носок на детородный орган». О заслугах отечественного телетворчества лучше вообще помолчать: примитивный культ преступности на всех ступенях социальной иерархии и воспевание смеющихся кретинов в качестве образцов для всенародного подражания.
С такой амплитудой нравственного падения «современных героев» российского общества будущее страны выглядит крайне печальным, почти трагичным. Надо что-то менять в российском обществе: иначе оно просто развалится.
Лев Александрович Гореликов, доктор философских наук РФ и Украины, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук
3. Ответ на 2, Лев:
Сила в правде, а правда - в чем? А правда в хитрости. А хитрость в чем? А хитрость в правде.
До тех пор, пока две правды не будут поняты друг другом. Сила правды в честности, а сама честность еще не правда, а лишь сила ведущая к ней. Честный может быть обманут, тогда как правда, априори, не может быть обманута. Поэтому честный и хитрый - оба пути к правде. И правда появляется как их тождество. В противном случае - обман, ложь.
Итак, честный должен быть хитрым, а хитрость должна вернуться к честности. В этом и состоит путь честного к правде, через тождество с хитростью - ее возвращение к честности. Но тогда и честный, идет по кругу, к самому себе, вслед за хитростью, которая возвращается в честность. Честный делает круг на 360 градусов и приходит к себе по правде. В силе и мудрости.
Итак, изначально все дано Богом, даром. Человек же должен обернуться в себе к себе сам. То есть своим я исполнить первую Заповедь - Я Бог твой!
А когда ложь? Когда все то же, но не до конца. Вот, когда Адам и жена разделили процесс на его противоречие.
А в государстве? Олигархи работают на государство, уже. А государство? Пока еще не пришло к самому себе, к народу, к человеку. Вот поэтому, пока оно еще не пришло к человеку (а государство это - мир, земля во время Адама) оно еще играет в игру тождества вместе с хитростью. Поэтому правды пока нет. Честность есть, сила есть, и хитрость есть, и еще не понятно их единство в мудрости правды. Поэтому эти люди, которые творят мудрость правды, пока еще есть Те, кто не стал Собой. Они еще те, которые не те. Но это - они!
Если я люблю жену, но изменил в чем то, то - вовремя это замечу, ровно тогда, когда хитрость соблазна потребует предательства. Любовь сильнее мудрости и даст силу честности вовремя обнаружить неполноту тождества с хитростью с правдой. А если я не люблю жену и изменяю ей, то сколько не говори об измене, я не пойму сути измены, всегда найду оправдание, потому что, априори, в моем отношении с женой кроется хитрость вместо любви.
2. Ответ на 1, Игорь: "И вот именно они - несуществующие и будут это дело делать. Одиссей назвался Никто! Потому, что только Никто может дать парадигму Культуры мировоззрения Творения из ничего"
1.
Кто будет делать? Интеллигенты? Они прозападные. А другие есть? Нет. И вот именно они - несуществующие и будут это дело делать. Одиссей назвался Никто! Потому, что только Никто может дать парадигму Культуры мировоззрения Творения из ничего.
Пример - болтовня, из которой Власть выбирает нужные понятия.