В четверг, 30 ноября, в Патриаршем зале Трапезных палат кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с победителями и призерами I и II Общероссийских олимпиад по богословию среди студентов выпускного курса духовных школ и теологических подразделений вузов, сообщает Патриархия.ru.
Во встрече приняли участие: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе.
В зале находились победители и призеры
Общероссийской олимпиады по богословию 2022 года:
I место – диакон Евгений Тимофеев (Санкт-Петербургская духовная академия);
II место – чтец Николай Столяров (ПСТГУ), чтец Марк Сыскин (Перервинская духовная семинария);
III место – чтец Федор Анохин (Саратовская духовная семинария), Максим Талимончук (Сретенская духовная академия);
Общероссийской олимпиады по богословию 2023 года:
I место – чтец Илья Черкашин (Московская духовная академия) (в 2022 году занял на Олимпиаде III место);
II место – иерей Петр Гевурян (Рязанская духовная семинария, сейчас в магистратуре СПбДА); диакон Андрей Елизаров (СПбДА);
III место – священник Владимир Шлычков (Тамбовская духовная семинария), диакон Илия Соколов (Екатеринбургская духовная семинария), диакон Дионисий Лапин (Костромская духовная семинария).
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам встречи с Первосвятительским словом.
«Рад встретиться с вами, братья, – сказал Предстоятель. – Вы достигли определенных результатов в изучении богословия. Вы выиграли эти соревнования, и у каждого из вас открывается возможность восходить от силы к силе, используя дарования, которые Господь вам дал, и знания, которые приобретаются во время учения. Конечно, никто не должен “программировать” свою карьеру – это очень опасно в духовном смысле, а, кроме того, у каждого жизнь может сложиться по-разному. Иногда она сопровождается такими скорбями и трудностями, что дерзкие планы не реализуются. Вот почему православный человек всегда уповает на волю Божию, но вместе с тем – и это естественно – он должен учитывать свои возможности, проектируя свою жизненную траекторию.
Тот факт, что вы оказались победителями олимпиады, свидетельствует о наличии у вас интеллектуальных способностей, которые, конечно, необходимо сочетать с усердием, со способностью работать систематически и ограничивать себя во многом, потому что без самоограничения невозможно творческое развитие. Всегда человек, идущий вверх, должен от чего-то отказываться. Альпинист не может иметь избыточный вес. Если идешь в гору, но у тебя избыточный вес, – ты упадешь, ногу сломаешь, еще что-то случится. Так и в целом ряде видов спорта – человек должен держать себя в форме. Вот и в нашей с вами области, в той, которую мы избираем, – служение Церкви требует самоограничения. Могу сказать по собственному опыту: служение Церкви нередко сопровождается большими трудностями и проблемами, но все эти трудности и проблемы легко преодолеваются, если у человека твердые убеждения – в первую очередь, в правильности выбранного им пути. Вот поэтому я в первую очередь желаю вам крепкой веры и уверенности в том, что путь, который вы избрали, правильный. Что это путь, который принесет вам и милость Божию, и Божественную поддержку».
«Теперь бы хотел коснуться проблем, которые связаны с общим развитием человеческой цивилизации, с тем, что сейчас происходит в сфере науки, технологий, общественных отношений. За последние десятилетия во всех этих сферах произошли совершенно грандиозные перемены, и проблемы, которые сегодня встают, во времена моей молодости – да и не только молодости, но и зрелого возраста – могли бы восприниматься как сюжеты фантастической литературы. Кто говорил, например, о такой теме, как искусственная смена пола? Никому и в голову не приходило, что пол можно изменить. А сейчас это происходит. Разве это не пастырский вызов для нас? Конечно, пастырский вызов, как и многие другие искушения, которые несет в себе научно-техническая цивилизация.
Пастырское служение, на мой взгляд, – самое великое и самое радостное дело. Только это нужно ясно осознать умом и воспринять сердцем. Это служение может придавать огромные внутренние силы, это мощный парус, только нужно его правильно поставить, чтобы сила благодати Божией наполнила его, как ветер. Я часто прибегаю к этому сравнению, когда говорю о сочетании Божественного и человеческого. Человек – это парус, а ветер – это Божественная благодать. Можно парус поставить так, что корабль не сдвинется с места, даже если ветер будет очень сильный. А можно даже при незначительном ветре так расположить парус, что парусное судно будет идти.
Мы с вами – наша воля, наше образование, наше целеполагание – это парус. А ветер – это сила благодати Божией. Если мы опираемся только на техническую сторону, то будем просто стоять на месте и никуда не двигаться. Но если мы уверены в том, что главная задача – наполнить благодатью Божией паруса, которые мы создаем нашим образованием, нашей жизнью и многими другими факторами, – то мы, несомненно, будем двигаться по правильному курсу, очень динамично и радостно. Хотя плавание всегда сопровождается рисками. Парусное судно может быстро идти при сильном ветре, но возникают большие проблемы, связанные с управлением судном, оно и перевернуться может. Человеческий фактор всегда присутствует, даже когда благодать Божия воздействует на человека.
Вот поэтому формирование условий для развития, то есть получение образования, обретение некой мудрости, очень важно. Но все это не будет работать, особенно для тех, кто посвящает себя служению Церкви, если опять-таки не будет дуновения Божественной благодати. Тогда мы будем выглядеть как повисшие паруса во время штиля», – отметил Патриарх.
«Когда человек выбирает себе жизненную траекторию, которая не соответствует Божиему замыслу, это всегда греховно и опасно. Но ведь и с такими людьми вы будете встречаться, кто-то из них придет к вам на исповедь и будет говорить о своей проблеме. Легко сказать: “Ты грешник, никакого спасения тебе не будет”. Но может, у этого человека последняя надежда, что священник ему что-то скажет. Поэтому нужно уметь говорить с людьми, убеждения и образ жизни которых не соответствуют нашим убеждениям и нашему образу жизни. Потому что не праведники имеют нужду в спасении, а грешники.
Чем дальше мы идем по историческому пути, тем больше возникает проблем, которые вчера казались вовсе не существующими. И для того чтобы не сбиться с пути, мы должны очень твердо стоять в вере, в своих убеждениях, кто бы нам что ни говорил: что мы отсталые, мы вчерашний день и так далее. Это мы уже проходили – в советское время сам факт принадлежности к Церкви вызывал подобную общественную реакцию. Вы пережитки прошлого, так нас называли в школе, в том числе и меня, потому что я не скрывал своей религиозности и не вступал в пионеры. Не по политическим соображениям, а потому что присутствие в этой организации предполагало отказ от Церкви, от веры. И мне так же говорили: “У тебя нет будущего, что же ты делаешь?”
Это были 60-е годы, когда вождем был Никита Сергеевич Хрущев. На XXII съезде Коммунистической партии принимают программу: к 1980 году должна быть построена научно-техническая база коммунизма. И у нас в школе висел плакат: “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”. А что это означало? Это в первую очередь означало борьбу с религией. Ведь невозможно в коммунизм войти с такими “предрассудками”, это же общество избранных, которые идут к светлому будущему, опираясь исключительно на идеологические ценности, и никакой религии здесь быть не может. То есть мы были запрограммированы если не на физическое уничтожение, то на то, чтобы быть изгоями общества, без всякой перспективы. Никаких институтов, университетов для таких людей; а священников – ограничивать во всем, прижимать, облагать сумасшедшими налогами, как это было с моим отцом-священником. Если я сейчас приведу цифры, вам это ничего не скажет, – потому что деньги совершенно другие. Но тогда хороший советский автомобиль “Победа” стоил 16 000, а налог был 120 000 рублей. Сам факт поступления в семинарию означал для окружавшего нас мира, что этот человек либо душевнобольной, либо скрытый враг, с которым нужно бороться.
Касаюсь исторической темы, чтобы и вам сказать: внешние условия, в которых Церковь пребывает, меняются. Сегодня условия очень благоприятные: и власти расположены к Церкви, и Президент у нас человек православный, и священники могут ходить в рясе по улице, никто ничего не скажет, и в школы мы пришли, и в университеты. То есть открыты все возможности, и вы должны быть готовыми к тому, чтобы все эти возможности использовать, а это требует подготовки – интеллектуальной, культурной, духовной, образовательной. Но вместе с тем всегда нужно помнить, что ситуация может измениться; а вот изменить своему призванию никак нельзя.
Вывод из всего того, что я говорю, следующий. Ваша подготовка требует не только знаний, не только интеллектуального совершенствования. Вы должны становиться духовно сильными людьми, воспитывать в себе способность сопротивляться, способность идти против течения. Все так – а я не так; все пионеры – а я не пионер; все говорят, что Бога нет, – а я говорю, что Бог есть. В наше время сами обстоятельства заставляли нас вырабатывать эту способность к сопротивлению. Сейчас ничего подобного нет, но это не значит, что во всем будет полное благоприятствование. И вы можете попадать в ситуацию, в какие-то компании сверстников, которые будут с удивлением взирать на ваш выбор и задавать вам каверзные вопросы.
Поэтому необходима выработка твердой убежденности в правоте выбранного вами пути. Чтобы никакие соблазны, никакие искушения, никакие разговоры о “загубленной жизни” вас не поколебали. Встали на этот путь – не надо оборачиваться вспять. Вот тогда Господь благодатью Своей наполнит ваши паруса, так что корабль, на котором вы пересекаете море жизни, будет идти быстро, уверенно, доставляя вам самим несомненное глубокое удовлетворение», – подчеркнул Первосвятитель.
«И вот еще что хотелось бы сказать. Вы победили в олимпиадах, а значит, Господь одарил вас некими способностями. Ни в коем случае эти способности нельзя зарывать, а иначе – сугубый грех. Если человек с ограниченными способностями не может чего-то достигнуть – ничего не поделаешь, Господь ограничил его возможности, он объективно не в состоянии делать то, что делают другие. Но поелику вы победители олимпиады, стало быть, Господь вам многое дал, а кому много дано, с того много и спросится. Поэтому вы сразу, со студенческих лет, настраивайте себя к тому, что ваше обучение не должно ограничиваться программой – этого недостаточно. Нужно всегда себя нагружать чем-то дополнительно: кто-то изучает языки, кто-то углубляется в какой-то предмет помимо программы. Другими словами, важно хорошо учиться, получать образование, заботиться о своем развитии – интеллектуальном и, конечно, духовном.
И здесь, может быть, самое главное. Нет ничего труднее, чем воспитывать свою волю. Бывают замечательно талантливые люди, мне приходилось с такими встречаться, а с кем-то учиться вместе. Исключительно способный человек, думаешь: какое же будущее его ждет. А встречаешь через некоторое время – пьяница. Спился. Как же такое могло произойти? Умный, интеллигентный, перспективный человек превратился в несчастного алкоголика. Упаси Бог, чтобы эта тема была для вас актуальна, но на этом примере хочу показать, что возможны обстоятельства, которые будут влиять на вас так, что вы опустите руки и перестанете идти, как я всегда говорю в проповедях, вперед и вверх. Вот вектор нашей жизни – вперед и вверх. Вперед – это динамика общекультурного развития, которая так необходима; а вверх – это укрепление своей духовной составляющей.
Не буду вас долго утомлять. Еще раз хочу сказать, что ваше пастырское служение будет проходить в непростое время, хотя простых времен не бывает. Вам придется сталкиваться с такими вызовами, с которыми предыдущие поколения не сталкивались, и это всегда будут вызовы вашей вере. Конечно, есть разные способы, средства, возможности отвечать на такие вызовы. Мы знаем, что многие западные конфессии, к сожалению, демонстрируют либеральный подход и отклонение от нормы не связывают с грехом. Но Православная Церковь говорит, что это грех. Поэтому, с одной стороны, требуется пастырская осмотрительность и любовь к человеку, кем бы и каким бы он ни был. С другой стороны, необходима верность тем принципам и тем нравственным постулатам, которые содержатся в Евангелии. И никто не может гарантировать вам легкую жизнь, потому что вы встали на путь борьбы. Как никто не может гарантировать легкую жизнь молодому человеку, который идет учиться в военное училище, потому что самим фактом поступления в военное училище он поставляет себя в ситуацию, когда от него могут потребовать отдать свою жизнь. Без этого нельзя идти в военное училище. Вот то же самое – и в семинарии. Вы поставляетесь в ситуацию, когда вся ваша жизнь должна быть отдана Господу, когда никаких двусмысленностей и компромиссов быть не может. Вы должны иметь действительно сильную веру, очень ясное понимание того, что выбранный вами путь – это и есть путь вашей жизни. И тогда, несомненно, Господь будет надувать Своей благодатью ваш парус и обеспечивать движение вперед и вверх, как я сказал. Но самое главное – вы будете получать внутреннюю радость, потому что быть священником – это большое счастье. Тот, кто это счастье не чувствует, находясь в сане, – плохой священник. Поэтому всем вам желаю быть счастливыми, иметь мирный, спокойный дух и благодарить Господа за тот путь, который вы избрали. На этом и закончу. Спаси Господи», – заключил Патриарх Кирилл.
Протоиерей Максим Козлов рассказал о проведении олимпиад, а также о победителях и призерах.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви пообщался со студентами и ответил на их вопросы.
В частности прозвучал вопрос: «Не стоит ли сейчас духовная школа стоит перед выбором. Нужно ли ей стараться вовлечь как можно большее количество верующей молодежи в свои ряды? Или же она должна остаться школой в первую очередь пастырей?»
На что Патриарх ответил:
«Постараюсь как-то все это преломить через свое понимание ситуации. Вы знаете, я из тяжелого советского прошлого, когда у нас было много учащихся не потому, что был колоссальный напор желающих поступить в семинарию в Петербурге, а потому что семинарий было очень мало. Естественно, что со всей огромной страны православная молодежь как-то распределялась по школам, в том числе и в Петербург приезжали. Хотя власти пытались ограничивать прием украинцев, я как ректор с этим боролся, и у нас учились мальчики с Украины, из Белоруссии и, конечно, из Петербурга. Тогда высокий конкурс объяснялся, в первую очередь, очень небольшим количеством учебных заведений. Но и тогда он не был огромным, ведь священническое служение – очень особенное. Есть области знания и искусства, которые привлекают небольшое количество абитуриентов. Не потому, что учебных заведений этого профиля мало, а потому что мало людей, готовых идти по этому пути. И некоторые учебные заведения не страдают от переизбытка абитуриентов, ну, а мы тем более.
Еще раз хочу сказать: мы идем против течения. Мы как Церковь идем против течения, а ведь плыть по течению легче. Многие понимают: если я становлюсь священником, это сильно меняет мой образ жизни, а еще спутницу жизни нужно найти такую, которая была бы готова разделить со мной эту жизнь. Поэтому есть много факторов, которые препятствуют тому, чтобы обучение в семинарии было массовым. Оно всегда будет элитным. Но главное, чтобы это была действительно элита, чтобы это были люди сильные духом, убежденные в своем выборе. Вот если у нас будут такие студенты, такие пастыри, то, может быть, мы возместим некое количественное сокращение за счет качества пастырской работы.
Но все равно невозможно сравнить нынешнюю ситуацию с советской – ни по количеству храмов на душу населения, ни по количеству священников, ни по количеству студентов. Но у нас не было никого пессимизма, разве что у меня как у ректора порой бывало тяжелое чувство, когда власти запрещали принять талантливого молодого человека с высшим образованием. За него приходилось биться. Иногда удавалось пробить эту стену, а иногда сам абитуриент отступал, видя, в какую турбуленцию он попал, – не получается и не получается…
Обстоятельства жизни могут быть очень суровыми для Церкви, но это не значит, что они должны снижать уровень преданности нашему выбору служить Господу, служить Церкви. Чем больше трудностей, тем больше необходимы энтузиазм, сосредоточение сил. Сокращается количество студентов – мы должны максимально мобилизоваться, мы должны получить хорошее образование, мы должны показать молодежи, что такое Церковь, мы должны показать им новое лицо Церкви. Мы должны обеспечить интерес молодежи к Церкви – это наша задача. Тогда мы обретаем внутреннюю энергию, и надо идти по этому пути – замечательному жизненному пути, говорю вам на основании своего опыта.
Я ведь не знал, что я буду Патриархом, верно? Кто мог знать? Готовил себя к тому, что буду приходским священником, но мне всегда хотелось остаться в академии и преподавать. Однако тогдашние власти удалили меня из Ленинградской академии и послали в Смоленск, с тем чтобы я и не приезжал в Питер. Потому что были напуганы ситуацией, когда много образованных ребят после университета стали поступать в академию. И обстоятельства тогда были куда труднее, чем сейчас.
Поэтому хочу еще раз сказать всем: да не смущаются сердца ваши, веруйте в Господа – и вперед! А трудности – без них никак нельзя. Самое главное, чтобы мы сами не создавали себе трудности».
В заключение студенты продемонстрировали Его Святейшеству, как проходит инспекционная проверка Учебного комитета, ответив на ряд вопросов протоиерея Максима Козлова.
Председатель Учебного комитета сердечно поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за встречу.
Каждому студенту Святейший Владыка передал иконки Спасителя с Патриаршим благословением, свои книги «Диалог с историей» и «Семь слов о Русском мире», а также медали в память о состоявшейся встрече с Предстоятелем.
***
В 2022-2023 годах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Учебный комитет Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре организовал и провел две Всероссийские олимпиады по богословию среди студентов выпускного курса духовных школ и теологических подразделений вузов России.
В начале 2022 года состоялся первый, региональный тур олимпиады в котором приняли участие около 100 представителей духовных академий, семинарий и теологических подразделений государственных вузов, имеющих церковную аккредитацию. Каждая из школ могла представить до 3 работ, прошедших внутренний отбор. Экспертная группа Учебного комитета отобрала 50 работ, авторы которых были приглашены на общецерковный этап. Для объективности оценки работы конкурсантов были разосланы экспертам обезличенными, с присвоенными номерами, каждую из них проверяли 3 эксперта.
Итоговый общецерковный этап был проведен на Светлой седмице 27-29 апреля 2022 года в стенах Сретенской духовной академии. Программа тура состояла из двух частей: написания творческой работы (эссе) и выполнения тестовых заданий.
По итогам олимпиады было получена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости предпринять усилия для организации общецерковной олимпиады по теологии среди студентов выпускного курса духовных школ и теологических подразделений вузов на регулярной основе.
В 2023 году олимпиада прошла по отработанной и хорошо проявившей себя в предыдущем году схеме — первый тур олимпиады проходил на региональном уровне. Для оценки экспертной комиссией были представлены работы около 100 студентов. Победители первого тура из разных регионов страны были приглашены в Москву на финальный этап олимпиады, который прошел на Светлой седмице, 19-21 апреля, в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
Региональный этап олимпиады 2024 года начнется в декабре 2023 года, общецерковный этап планируется провести на базе Московской духовной академии в период Сырной седмицы (11-15 марта 2024 года).