«Зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?»

Проповедь в день памяти апостола и евангелиста Матфея

Основы православной культуры 
0
128
Время на чтение 6 минут

Мы до обидного мало знаем о жизни апостола Матфея. И тем не менее попробуем собрать те крупицы, что остались в письменных и устных источниках.

Матфей (с еврейского «Матитьяху» – «Дар Яхве», по-гречески «Ματθαῖος») – один из двенадцати апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. Является автором первого канонического Евангелия – «Евангелия от Матфея».

От рождения Матфей носил еще одно имя – Левий[1]. Это нормальное явление для жителей Галилеи. Они часто имели по два имени. Его отца звали Алфеем, и он занимался рыбной ловлей. Левий Матфей, не последовал по стопам отца, будучи образованным (судя по всему, он умел читать и считать), он избирает себе совсем иное поприще. Он нанялся на работу мытарем в городе Капернаум.

Кто же такие эти мытари, о которых мы так часто слышим в Священном Писании? Слово «Мытарь» происходит от славянского слова «мыта» – «подать». На греческом языке это слово звучит как «τελώνης». Мытарями, или сборщиками податей в Римской империи называли тех, кто собирал налоги с подконтрольного империи населения. А теперь представьте, как должны относится евреи к своим соплеменникам, что собирают с них деньги в пользу римлян? Не понятно, что двигало Левием-Матфеем при выборе работы. Возможно, жажда быстрой наживы. Но у всего есть как плюсы, так и минусы. Мытари были изгоями в своем Отечестве, и потому могли позволить себе общаться только с себе подобными. Их считали грешниками и всячески сторонились.

Город Капернаум не был большим городом, но это был весьма оживленный населенный пункт. Находясь при Галилейском море, он был очень удобен для занятия рыболовством, и этот промысел процветал здесь, а рыбная торговля его славилась даже в Иерусалиме. Но важнее всего было то обстоятельство, что он был пограничным пунктом областей Палестины и лежал на торговом пути, то есть был узлом дорог, шедших к крупнейшим городам: Тиру, Дамаску и Иерусалиму. Поэтому в нем постоянно квартировал римский гарнизон – центурия, и даже имелись податной стан («мытница»), куда вносились налоги особым откупщикам («мытарям») взамен уплачиваемой ими римскому правительству ежегодной суммы, и таможенная застава для взимания пошлин с проезжающих торговых караванов.

И вот в этот город приходит с проповедью Христос. «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9). Вы только посмотрите какая готовность?! Едва услышав призыв Спасителя, Матфей бросает все свои дела и идет за Ним. Как такое возможно, спросите вы? Видимо Христос смог разглядеть в сердце Левия-Матфея ту боль, что преследовала его на протяжении долгого времени, а также его чистую веру в грядущего Мессию, который избавит людей от всех скорбей и бед. На радостях Матфей зовет Христа с его первыми учениками к себе домой на трапезу. И Спаситель принимает его приглашение. «И сделал для Него Левий в доме своём большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5, 29). Увидев это, «книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьёте с мытарями и грешниками?» (Лк. 5, 30). «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 12 – 13). Начиная с этого вечера, мытарь Левий прекратил свое существование, а вместо него появился апостол от двенадцати – Матфей.

Больше об апостоле Матфее в Евангелиях не сохранилось никаких известий; мы знаем только то, что он был в числе ближайших учеников Господа и вместе с последними участвовал во всех указанных евангелиями событиях. Климент Александрийский передает, что он был аскетического образа жизни, никогда не вкушал мяса и питался лишь «семенами, плодами и овощами». Так же смутны, неопределенны и разноречивы сведения о его дальнейшей судьбе, после вознесения Христова. Все древние авторы сходились в том, что он некоторое время (15 лет) действовал в Палестине и проповедовал христианство между своими соотечественниками, а затем отправился в иные страны. Священное Предание сообщает о его проповеди в Эфиопии, Парфии и Скифии. Смерть апостола Матфея относят к 60 году. Он пострадал мученически, его распяли на земле, обложили дровами и сожгли.

Первым о Матфее как составителе Евангелия говорит Папий епископ Иерапольский (II век): «Матфей составил логии (греч. λόγια – изречения, беседы) Христа по-еврейски, которые каждый переводил, как мог».

Большинство древних церковных писателей склоняются к мнению, что евангелие от Матфея было написано в 41 – 42 годах, хотя современные ученые библеисты относят его написание ближе к 50 году. Как бы то ни было, но есть один непреложный факт, Евангелие от Матфея было написано до Апостольского собора, который состоялся как-раз таки в 50 годы I века. Так что в любом случае это первое евангелие в своем роде. Церковный историк Евсевий Кесарийский утверждал, что апостолы перед отправлением своим на проповедь в разные страны, поручили Матфею написать Евангелие, которое будет образцом изложения Евангельской истории.

Евангелие изначально было написано на еврейском языке. И это единственная книга Нового Завета, написанная не на греческом. О существовании еврейского оригинала свидетельствует множество церковных писателей I – V веков. Это и уже упомянутые нами Папий Иерапольский и Ириней Лионский, и Евсевий Кесарийский, писавший свою «Церковную историю» во времена императора Константина Великого (середина IV века). По его сведениям, еще в конце II века египетский христианский богослов Пантен, основатель знаменитого впоследствии Александрийского училища, обнаружил еврейский текст Евангелия от Матфея в Индии, куда его веком раньше привез проповедовавший там апостол Варфоломей! К настоящему времени не сохранился ни один оригинал Евангелия от Матфея на иврите. Но даже и в греческом переводе есть характерные особенности, убедительно свидетельствующие в пользу существования еврейского прототипа. Ещё одна особенность Евангелия от Матфея – изобилие ссылок на ветхозаветные пророчества о Христе. Причем Матфей единственный из апостолов заимствует эти пророчества не только из греческой Библии – Септуагинты (как другие евангелисты), но и из еврейского текста.

Итак, что мы имеем. Евангелие от Матфея состоит из 28 глав. Начинается оно с родословия Иисуса Христа, и берущего начало от Авраама до Иосифа Обручника, названного мужа Девы Марии. Удивляться этому не стоит, ведь апостол Матфей писал для своих соотечественников, и потому ему было важно указать родство Христа с Авраамом, которого особо почитали иудеи. Не стоит обращать внимание и на то, что в родословии указан Иосиф Обручник. Дело в том, что в еврейском народе роль женщины была крайне незначительной и потому родословие всегда вели от мужчин. И так как и Иосиф Обручник и Дева были одного рода – царя Давида, то Матфей не погрешает, включая Иосифа в родословную.

На иконах апостола и евангелиста Матфея часто изображают с человеком (или ангелом). Здесь нужно сделать оговорку. Это один из персонажей тетраморфа (с древнегреческого «τετρά-μορφος» – «четырех-образный»)[2]. Это символ того, что в своем евангелии Матфея старался больше изобразить человеческую природу Христа. Цель Евангелия – убедить читателей, что главные события в жизни Иисуса происходили во исполнение пророчеств о Мессии.

Только в Евангелии от Матфея мы встречаем с вами полный текст Нагорной проповеди и Заповеди блаженств, а также текст молитвы Господней «Отче наш». Богословское содержание Евангелия, кроме христологической темы, включает также учение о Царствии Небесном и о Церкви. Только в Евангелии от Матфея упоминаются исцеление двух слепцов, немого бесноватого. Только в этом Евангелии приводятся притчи: о плевелах, о сокровище в поле, о драгоценной жемчужине, о неводе, о немилосердном заимодавце, о работниках в винограднике, о двух сыновьях, о брачном пире, о десяти девах, и о талантах.

Жизнь апостола Матфея учит нас не отчаиваться, а верить в то, что даже в ситуации полного отвержения миром, доброе сердце и незлобивость могут стать главным критерием избранности Богом. И как сказано Самим Господом: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Будем же истинными наследниками делателей добра в этом мире, и не дай нам Бог оказаться по ту сторону. С праздником, дорогие друзья.

Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории


[1] «Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним» (Мк. 2, 14).

[2] Тетраморф – в иудео-христианском вероучении и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля (VI век до н. э.) с четырьмя лицами – человека, льва (с правой стороны), быка и орла (с левой стороны). Позднее в христианском учении эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали символами евангелистов и формой их традиционного (с VII века) символического изображения: Матфей в образе ангела (человека), Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Викторович Овчаренко
«Его жизнь учит нас не забывать о промысле Божьем»
Проповедь в день памяти святителя Андрея Критского
18.07.2024
«Савл стал учеником Христа уже после всех великих событий»
Проповедь в день памяти святого первоверховного апостола Павла
12.07.2024
«Он обладал великой силой убеждения, даром исцелять больных и воскрешать мёртвых»
Проповедь в день памяти святого первоверховного апостола Петра
12.07.2024
Божьи дары, одним из которых является дар разумения
Проповедь в День праздника Святого Духа
24.06.2024
«Душевный мир – в умеренности и порядочности»
Проповедь в день Святой Пятидесятницы
23.06.2024
Все статьи Роман Викторович Овчаренко
Основы православной культуры
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
«И не погибнет Мать-Россия…»
Русский народ и Великорецкий крестный ход
22.06.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об ошибках Владимира Семенко
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.07.2024 23:41
Как Трамп обеспечит мир на Украине «за один день»
Новый комментарий от учитель
26.07.2024 21:59
За что воюют «украинцы»?
Новый комментарий от Агафон
26.07.2024 21:43
Церковь всегда одна
Новый комментарий от prot
26.07.2024 20:48
Элита России находится в неадеквате!
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:42
Тени бродят по планете, тени машиаха…
Новый комментарий от влдмр
26.07.2024 18:32