Называя того или иного человека умным, мы подразумеваем в первую очередь, не его способность к простому запоминанию фактов, а умение применить свои знания на деле. Так же обстоит дело и с верой. Можно сколько угодно называть себя верующим, напускать на себя благочестивый вид, постится до истощения, истошно креститься и кланяться, но если это всё не ведет к добрым делам, то всё это, увы, бесполезно.
Вера – это не набор магических формул, а крест – не волшебная палочка. Мы сами есть орудие добра в руках Божьих. Простое проявление силы добра мы уже называем чудом. Конечно, ведь в жизни нам больше приходится сталкиваться со злом. Отсюда наш пессимизм, и отсутствие веры в счастливый финал.
Мы жаждем победы добра, но мало верим в него. А ведь стоит быть только чуточку внимательнее, и тогда зло не будет казаться столь могущественным и неотвратимым. Достаточно лишь раз совершить добрый поступок, чтобы почувствовать его силу. И если закреплять этот опыт раз за разом, то добро постепенно вытеснит все злое из нашей жизни. Вот тогда-то мы сможем сказать, что мы абсолютно счастливы. Душа наша очиститься от греховного налета, глаза наши станут вновь зрячими, и мы вновь увидим Бога.
Первозданные люди видели Бога и напрямую общались с Ним, но согрешив, утратили эту способность. Мысль человека стала искажаться под действием совершенной ошибки. Но это не значит, что нельзя всё исправить. Мы не только Бога перестали видеть, но и самих себя. В древности, когда не было ни библиотек, ни школ, люди образовывали себя сами. Уединялись и размышляли о себе, о мире, о начале и конце всего. Так, без Библии, и учителей Закона Божьего они приходили к познанию Творца. Если они могли, значит, и мы тоже можем повторить их опыт.
Как-то святителя Иоанна Болгарского спросили: «Почему человек не видит свою собственную душу, и как она взаимодействуют с телом, не конфликтуя с ним?» На что, святой ответил: «У человека есть два глаза. Между ними существует определенное расстояние – переносица. Тем не менее, при взгляде на мир, картинка не раздваивается на два отдельных изображения. Так и тело сосуществует с душой. Один глаз не может увидеть второй, но это не значит, что он не чувствует его присутствие. А, значит, наше тело способно ощущать присутствие души».
Вот она древняя мудрость, без физических и химических опытов. И сегодня мы празднуем еще одно чудо – Вознесение Господне. Христос показал, что уготовано нам в будущей жизни, о которой мы столько думаем, и о которой так переживаем. Он вознес воскресшее, обожествлённое тело на небо, в обитель Отца Своего. А это значит, он создал для наших тел – непреодолимое влечение к нашей Небесной Родине, которое куда сильнее земного притяжения. Теперь наш ход.
Мы должны поверить в силу добра и в Бога, и тогда наша чистая, светлая душа вознесется к Своему Творцу и засияет звездой на Святом небосклоне Рая. С праздником, с Вознесением Господним!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории