В Красном, небольшом посёлке городского типа в Смоленской области, где когда-то, с 1847 г., стоял величественный монумент, посвящённый войне 1812 года, открываются новые интересные страницы истории. Оказывается, что недалеко от старого монумента по историческим данным до Октябрьской революции хотели возвести часовню во имя великомученика Георгия Победоносца, но этот проект не был осуществлён, зато в 2011 году были осуществлены попытки найти старый фундамент памятника. Как рассказывают старожилы из Красного, был найден какой-то фундамент из валунов. Даже экскаватор раскопал этот фундамент, но никто не проверил точно, какой это был фундамент: от памятника 1847 г. или фундамент от бетонной стелы, которая была поставлена в 1967 году. Может, это был фундамент от часовни во имя великомученика Георгия Победоносца, которая не была поставлена. При этом, как рассказывают местные жители и очевидцы, знали про эти раскопанные фундаменты археологи, историки, музейные работники, краеведы, и некто не поднял идею полностью раскрыть все фундаменты, чтобы определить форму фундамента, какой он был – круглый, квадратный или просто от обычной старой постройки.
Меня удивляет, что до установки нового памятника в Красном в 2011–2012 годах никто серьёзно не изучил, где стоял старый памятник по проекту Антонио Адамини с 1847 года. Значит, я делаю обыкновенное краеведческое расследование: в Смоленске и Красном никто не знал, что в фундаменте старого памятника лежат два ящика с медалями графа Толстого. Если бы знали точно, нашли бы старый фундамент памятника и закладные медали в фундаменте памятника. Теперь можно смело сказать, что новый поставленный в 2012 году памятник не стоит на историческом фундаменте памятника, который был поставлен в 1847 году, как это было при установке памятников за счёт Союзного государства в Малоярославце, когда нашли родной фундамент памятника.
Напомним, что в Малоярославце в 2004 году в фундаменте памятника обнаружили уникальную коллекцию медалей медальера Фёдора Толстого, сообщила директор музея Наталья Котлякова. Находка была сделана в нише фундамента, монумента Славы – памятника российской воинской доблести и русского оружия 1812 года, уничтоженного советскими властями. Фундамент, к счастью, тогда не тронули – рассказала директор музея.
В Полоцке в 2009 г краевед А.Г. Буховецкий первым обнаружил место, где лежала сенсационная находка – пластина с обращением к потомкам в фундаменте памятника 1848 года. Также в 2015 году была найдена закладная пластина в основании былого памятника воинам 1812 года в Клястицах Россонского района. Она была найдена Андреем и Алексеем Буховецкими.
В старинном монументе в честь событий 1812 года, расположенном в Лопатинском саду, как рассказывает краевед Алексей Буховецкий, 5 ноября 1841 года в Смоленске был установлен монумент, посвящённый событиям 1812 года,
В фундамент памятника вложили памятные медали 1812 года о вступлении русских войск в Париж и коллекцию бронзовых медалей графа Ф.П. Толстого. Об этом сообщалось в письме Министерства финансов от 17 июня 1838 года председателю Смоленской казённой палаты. Медали были изготовлены в ведомстве Департамента горных и соляных дел и отправили в Смоленск.
Поэтому надо, чтобы специалисты из Смоленска и Красного –археологи, историки, музейные работники, краеведы, архивные работники, администрация Смоленска, исторические, профессиональные поисковые отряды – объединились, чтобы найти фундамент монумента, созданного по проекту Антонио Адамини, памятника 2-го класса, разрушенного после взрыва в 1931 г. В нём лежат медали графа Толстого. В будущем надо передать в музей это историческое достояние России.
Теперь мы знаем, что у четырёх памятников 2-го класса, созданных по проекту Антонио Адамини и посвященные войне 1812 года, в разное время находились закладные предметы войны 1812 года. Осталось сказать, что в памятнике 1847 года в Красном тоже вкладывали закладные предметы. Об этом подробно я расскажу подробнее.
В письме министра финансов председателю Смоленской казенной палаты от 29 ноября 1843 г. указано: «Предписав вместе с сим Департаменту горных и соляных дел о доставлении к Вашему Превосходительству для вложения в фундамент сооружаемого при г. Красном памятника медалей 1812 г., на вступление в Париж и коллекции бронзовых медалей графа Толстого в особом ящике. Предлагаю Вам распорядиться, чтобы ящик сей положен был внизу в средине фундамента и обложен кирпичом». В письме Департамента горных и соляных дел Министерства финансов от 30 декабря 1843 г. уточняется: «…на С. Петербургском монетном дворе приготовлены две серебряные медали: одна в память 1812 года и одна на вступление российских войск в Париж 1814 г. и коллекция графа Толстого, состоящая из двадцати бронзовых медалей». Медали предполагалось доставить в двух закупоренных ящиках. В сообщении председателя Смоленской казенной палаты от 11 января 1844 г. значится, что ящики с медалями поступили и направлены на хранение в кладовую Смоленского уездного казначейства до момента предполагаемой закладки.
По материалам Государственного архива Смоленской области, «Петербурга подмастером Каватевым [так в документе. – Примеч. автора статьи] под наблюдением моим начата 13-го числа ceгo августа месяца, и к 20-му числу ceгo месяца памятник будет изготовлен к закладке ящика с медалями…». 20 августа 1846 г. акт закладки ящика с медалями состоялся в присутствии председателя Смоленской казённой палаты действительного статского советника В.Н. Колковского, исправляющего должность краснинского уездного предводителя дворянства – уездного судьи А. Романовича, краснинского городничего Я.В. Мартьянова, бургомистра городовой ратуши Д.К. Ивашкевича и краснинского благочинного – протоиерея И.М. Комаровского. В рапорте от 5 сентября 1846 г. архитектором Ф.Ф. Фиксеном и подмастером М.Г. Коватеевым сообщалось, что памятник будет готов к открытию к 15 октября 1846 г. Однако в письме Министерства финансов от 5 октября 1846 г. указано, что после доклада военного министра о готовности памятника «Государь император высочайше повелеть соизволил отложить открытие монумента при г. Красном до будущей весны…». Памятник был торжественно открыт 21 мая 1847 г.
Список медалей графа Ф. Толстого.
1. Народное ополчение 1812 г.
2. Бородинская битва 1812 г.
3. Освобождение Москвы от нашествия иноплеменников 1812 г.
4. Бой при Малом Ярославце 1812 г.
5. Трехдневная битва при Красном 1812 г.
6. Сражение при Березине 1812 г.
7. Бегство Наполеона за Неман 1812 г.
8. Выступление Императора с армией за пределы России 1812 г.
9. Освобождение Берлина 1813 г.
10. Заключение Тройственного союза 1813 г.
11. Сражение на высотах Кацбахских 1813 г.
12. Битва при Кульме 1813 г.
13. Битва при Лейпциге 1813 г.
14. Освобождение Амстердама 1813 г.
15. Переход за Рейн 1813 г.
16. Сражение при Бриене 1814 г.
17. Битва при Арсис-Сюр-Обе 1814 г.
18. Битва при Фер-Шампенуаз 1814 г.
19. Взятие Парижа 1814 г.
20. Восстановление мира в Европе 1815 г.
Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов (1838 год), Фёдор Толстой
Самыми значительными творениями Толстого-медальера стала серия медалей, посвящённых событиям русско-французской войны 1812-1814 годов. Сохранился рассказ художника о том, как зародился в нём этот грандиозный замысел: «Когда пришло к нам известие о совершенном разбитии всей собранной Наполеоном армии под городом Лейпцигом и бегстве его с этого крепкого пункта, я убедился, что пришёл уже конец величию и владычеству Наполеона над Европой, и тотчас начал лепить портрет нашего императора в военном древнеславянском костюме. Работая, я вздумал по окончании войны представить всю её. Мне не долго пришлось этого ждать. После многих блестящих побед над Наполеоном в 1814 году пришла, наконец, реляция, возвещавшая о вступлении наших войск в Париж и о пленении Наполеона. Тогда я немедленно принялся, по собранным донесениям, сочинять и рисовать по той же величине и форме, как и Александр I, все битвы, которые способствовали вступлению наших войск в Париж и окончанию войны».
Свой первый медальон, изображавший Александра I в виде древнеславянского бога Родомысла, Толстой подарил Академии наук. А вскоре он представил президенту Российской академии А.С. Шишкову девятнадцать эскизов медальонов на темы Отечественной войны с просьбой передать их императору и рассмотреть в Совете Академии. «Если Академия найдёт возможность оказать мне помощь, - писал художник, - то я намерен приступить к вырезыванию девятнадцати медалей по образцу уже сделанной». При Академии был тогда создан специальный комитет, призванный оценить художественную сторону рисунков, а также решить, «верно ли определён весь ход сражений с вступления Наполеона со своей армией в пределы России и до окончания войны». Заключение комитета оказалось положительным, и на покрытие связанных с работой издержек Толстому выделили 20 тысяч рублей.
М.Ф. Каменская, дочь художника, вспоминала: «Горячо принялся граф за эту милую его русскому сердцу работу. Живо сочинил и нарисовал сюжет первой медали и уселся лепить её на грифельной доске розовым воском. Работа мелкая и медленная! А ему предстояло ещё с этой восковой медали вырубить настоящую медаль из бронзы. На всю эту процедуру с одной медалью требовалось времени никак не меньше года, а их отец предполагал сделать 21, так что награда за этот тяжкий труд могла быть дана ему только лет через 20. А ещё, Боже сохрани, несчастье: на почти готовой бронзовой медали нечаянно зарубится какая-нибудь мельчайшая черта глубже, чем ей следовало, и ошибка непоправима. И медаль, и год тогда прошли даром. Впоследствии этот тяжёлый труд и страшное терпение папеньки я видела своими глазами. Первая медаль началась только несколькими месяцами раньше моего рождения, и я росла с медалями. Как теперь помню, что мне было лет 13, когда отец испортил одну почти готовую свою медаль. Господи Боже мой, что тут было! Отец так обозлился на себя, что швырнул из кабинета эту тяжёлую осьмиугольную медаль так сильно, что она с громом прокатилась по всей анфиладе наших комнат. И как нам всем было жаль его тогда! Вот почему я всегда обижаюсь, когда пишут про отца: "Граф Ф.П. Толстой вылепил коллекцию медалей на войну 1812 года". Вылепил! Точно стакан воды выпил!.. А бескорыстный художник корпел за этою работой 20 лет».
После 1825 года работу Толстого контролировал лично император Николай I. Каменская рассказывает: «Папенька часто рано по утрам ходил к Государю в Зимний дворец и носил показывать свои проекты, нарисованные пером для новой медали войны 1812 года, которую он собирался начать лепить. Без одобрения Николая Павловича он никогда не приступал к этой работе. За все 20 лет работы, в продолжение которых отец сочинял, лепил и вырубал свои медали, государь всего только один раз остался не совсем доволен рисунком отца моего и, рассмотрев его внимательно, сказал ему: «Послушай, Фёдор Петрович, воля твоя, а колено у твоего славянского воина повёрнуто неправильно!.. Ты отвёл ногу в сторону, а так она твёрдо стоять не может. Славянский воин манерничать, по-моему, не будет. Он поставит ступню вот так...» И Николай Павлович, смотря в зеркало, передвинул ногу и стал прямо и твёрдо на всю ступню».
Всего художник исполнил двадцать одну медаль, на которых были представлены главные события антинаполеоновской кампании: «Бородинская битва», «Освобождение Москвы», «Бой при Малом Ярославце», «Сражение при Березине», «Бой при Кульме», «Переход за Рейн», «Освобождение Парижа»...
Серия медальонов, посвящённых войне 1812-1814 годов, принесла Толстому широкую известность. Он был избран членом всех европейских Академий художеств. Выражая мнение соотечественников, известный литератор А. Бестужев писал: «Взгляните на медальерные работы графа Толстого, и вы уверитесь, до какой степени может возвыситься гений, предводимый тонким, образованным вкусом, уверитесь, что можно быть Поэтом, не стихотворствуя».
Ещё в 1818 году согласно решению Академии подготовительные рисунки Толстого были гравированы Н.И. Уткиным и вместе с написанными художником сопроводительными текстами отпечатаны в виде отдельного альбома. Представленное в Библиохронике издание появилось 20 лет спустя по инициативе Археографической комиссии, обеспокоенной тем, что «русские учёные, рассеянные по разным частям империи, лишены возможности пользоваться нумизматическими кабинетами, которые находятся почти исключительно в столицах», а потому «показ сокровищ, хранящихся в этих коллекциях, упразднив столь важное затруднение, доставит изыскателям отечественных древностей удобное средство заниматься с успехом русской нумизматикой, способствующей во многом к пояснению нашей истории».
Изображения медалей выполнены Николаем Менцовым на специальной машине «для гравирования с выпуклых и вдавленных предметов». Изобретённая американцем Ахиллесом Коласом и усовершенствованная англичанином Джоном Бетом, она была приобретена Министерством народного просвещения в 1837 году. Собрание медальонов Ф.П. Толстого – первое издание, осуществлённое в России с её помощью. По качеству исполнения Д.А. Ровинский относил его к «роскошным». В продаже оно практически не встречается.
Описываемый экземпляр имеет дарственную надпись известного коллекционера А.П. Бахрушина доктору Второй градской больницы в Москве Н.И. Стуковенкову. Можно с большой долей вероятности предположить, что имевший обширную частную практику Стуковенков консультировал Бахрушина, страдавшего тяжёлой болезнью сердца. Таким образом, не исключено, что «роскошный» альбом – не что иное, как дань благодарности искушённого в искусствах пациента своему лечащему врачу.
Источники:
Медальоны в память военных событий 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, изобретенные графом Ф. Толстым и выгравированные на стали, по способу Бета, Н. Менцовым. 1838 г. СПб.
Холодковский И.М., Годлевский Н.Н. Нумизматические памятники Отечественной войны. Описание медалей и жетонов 1812—1912 гг. Юбилейное издание с изображениями в тексте. СПб, 1912.
Ашик В.А. Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812, 1813 и 1814 годов и в память императора Александра I: Снимки памятников, медалей и гравюр / В.А. Ашик, действ. чл. Рус. воен.-ист. о-ва и О-ва ревнителей истории. СПб.: Электро-тип. Н.Я. Стойковой, 1913. XII.
Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического Российского проекта «Памяти предков будем достойны», член Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «ТАЙФУН», Международный отдел, г. Полоцк, Беларусь
Верхнее фото: новый памятник в Красном
Краеведы на ступенях нового памятника в Красном
Малоярославец. Коллекция закладных бронзовых медалей графа Ф. Толстого
Монумент героям Отечественной войны 1812 г. в Красном
1.