В издательстве «Наше Завтра» вышла новая книга православного философа, публициста Владимира Можегова «Возвращение Империи. Пути Русской идеи в зеркале истории».
Новая книга продолжает главную тему автора, которую сам он определяет, как философия (или, точнее, метафизика) истории. История, по мнению автора, – не такой уж давний конструкт. Первым, по настоящему историческим народом, стали евреи, после выхода из Египта, вторым – римляне, после трансформации страны в империю при Цезаре Августе. Так и определился центральный сюжет мировой истории, представляющий собой борьбу двух «мессианских проектов» за свою версию «светлого будущего»: первый, римско-имперский, обрел скоро христианский вектор; другой, иудео-революционный, – вектор антихристианский. Так они и определились в истории, такими остаются и сегодня. Все прочие известные нам цивилизации (исключая отчасти шиитский Иран и ислам в целом) своей метафизики истории не имеют, и остаются пассивными наблюдателями разворачивающейся исторической драмы.
Такова основная фабула историко-философской модели В. Можегова, прошлая книга которого «Мировая гражданская война» (изд. «Родина», 2020) была посвящена исследованию вектора «антихристианского проекта» на примере Американской истории. Нынешняя же, в диалектической противофазе, – вектору противоположному.
Сегодняшнюю нашу специальную военную операцию Можегов называет войной за новое обретение Империи. Потому, собственно, и «Возвращение Империи». Статус Империи – единственная возможность и условие нашего выживания в 21 веке, уверен автор. Разумеется, помимо статуса, у Империи должна быть и миссия. Об исторической миссии Русской Империи и идет собственно речь на страницах книги.
Каковы же ее основные тезисы?
В принятой в 2023 г. нашей внешнеполитической доктрине Россия была впервые названа «страной-цивилизацией». Если Россия и вправду страна-цивилизация, то, во всяком случае не монада, повисшая в воздухе. Она имеет историю, имеет корни. И эти корни, прежде всего, в Византии, откуда Русь получила весь свой культурный ансамбль. А, следовательно, эти корни – в Греко-Римском мире.
Из чего с очевидностью следует, что нескончаемый русский спор о том, Азия мы или Европа, не имеет большого смысла. Если территориально Россия и наследует империи Чингисхана, то культурно она, конечно же, Европа. Более того, Россия – другая, лучшая и последняя настоящая, остающаяся еще в мире Европа. Таким образом, никуда нам от общей европейской (арийской) судьбы не уйти. Впрочем, общий арийский мир автор с удовольствием расширяет на Индию и Иран. И именно движение к Ирану и Индии считает естественным вектором нашего развития.
Не слишком вдохновляет автора и популярный ныне тезис «Россия – отдельная цивилизация». «Отдельной» нашу цивилизацию можно назвать разве что в смысле ее суверенности, уверен Можегов. Но мы вовсе не подвешены в воздухе межу Востоком и Западом, не загнаны в свои границы. Мы действительно уникальная цивилизация, однако имеющая свою вселенскую, всечеловеческую миссию, с чем придется считаться всем.
Не устраивает автора и вечная дихотомия Запад – Восток, которую Можегов считает надуманной и ложной. И вместо нее предлагает говорить о России как Цивилизации Севера. Соответственно, выстраивая и наш вектор развития по оси Север – Юг: от Северного полюса к Ирану и Индии.
Возвращаясь к войне на Украине, автор настаивает, что эта война не только за возвращение империи, но и за обновление мира. Война, имеющая огромный бэкграунд в целостном «луче русской истории». Ведь Русь как империя возникала в борьбе с Хазарским каганатом за контроль над центральной торговой магистралью того времени – путём из Варяг в Греки. И сегодняшняя война – в сущности есть та же война с новой Хазарией за выход на новый имперский простор. Однако, наш нынешний «путь из варяг в греки» гораздо глобальнее. И здесь автор снова указывает на Север, будучи убеждён, что именно борьба за Полюс и Севморпуть станет главным событием грядущего Русского 21 века.
Что же касается миссии России в 21 веке, автор уверен, что Россия есть эсхатологическая империя, а ее главная сегодня задача – это сохранение традиционного человека как такового, человека как образа Божия, человека, противоположного той «индивидуальности», которую навязывает миру либеральная идеология.
«Образ либеральной свободы сегодня – это человек в гигиенической маске, стоящий в очерченном для него магическом круге социальной дистанции, – пишет автор. – Образ, мягко говоря, неоднозначный. И Бог, когда создавал человека, вкладывал в его идею, очевидно, несколько более широкий смысл. В религиозной или, шире, культурной парадигме личность – это не всякий индивид, но существо прежде всего вертикальное: то есть имеющее ясную иерархию ценностей. Ибо личность живёт интересами не только своей задницы и живота, но также ума и сердца. До личности, иными словами, надо ещё дорасти. Личность – это не столько данность, сколько идеал. При этом доступный всякому. Однако требующий определённых усилий, чтобы его достичь. Как видим, перед нами принцип несколько более сложный, нежели либеральные права человека, но оно того стоит… В центре либеральной идеологии лежат права и свободы замкнутого на себя индивида как сумма вожделений последнего. Отсюда на выходе мы имеем облако хаотически движущихся атомизированных частиц, уловленных демократической общественной системой, – мир как управляемый хаос. Когда мы ставим в центр мира традиционную (то есть высокую, вертикальную) личность и её свободу (как необходимое ей жизненное пространство и энергию роста), мы получаем на выходе гармоничное общество, объединённое общей и разделяемой всеми иерархией ценностей — иерархией, естественно вырастающей из потребностей самой личности… И вот какую личность и свободу должна утверждать настоящая консервативная философия, противопоставляя свой идеал либеральному идеалу самозамкнутого индивида, требующего отчуждения от всякой связывающей его общности».
В книге немало других интересных мыслей. Новая книга Владимира Можегова вообще богата идеями. И, что самое важное, – идеями, которые могут оказаться актуальны в том крайне неопределённом будущем, в которое вступает наш мир.