Восток и Запад. Всё-таки они очень разные! Словно параллельные Вселенные, несмотря на то, что попасть из одной в другую можно за считанные часы. Но это только физически. Ментально же они не пересекаются. А дальше как будет?
Возвращаясь из командировки с Дальнего Востока, посмотрела в самолёте два фильма, оба 2022 года. Блестящая игра актёров, а главное, отражающий жизнь сценарий. «Розовая луна», Нидерланды, молодая женщина Ирис получает абсурдное известие от своего отца о том, что он сыт по горло жизнью и планирует суицид. «Мама!», Китай, история двух пожилых женщин, матери 85 лет, её дочери, у которой прогрессирует болезнь Альцгеймера, 65.
В этих драмах как на ладони квинтэссенция двух диаметральных мировоззрений. В западном фильме Жан, отец двоих взрослых детей, за семейным ужином сообщает близким, что больше не хочет жить и решил выпить специально разработанный для таких целей яд. Причём всё в рамках закона! Далее всей семьей выбирают наиболее удобную для всех дату смерти и не смеют вмешиваться в решение отца и деда, потому что ЭТО ЕГО ЖИЗНЬ И ЕГО ПРАВО!
Мой зрительский разум отказывается верить в происходящее и ждёт хоть какую-то загвоздку с надеждой на счастливый финал. Но события развиваются по-норвежки логично и методично. Чуда не предвидится… как и явления розовой луны на небосводе.
Отец контролирует делёжку своего имущества и решает напоследок юридические вопросы. Делает распоряжения по организации похорон.
И лишь дочь, вызывая недовольство родных, отчаянно пытается хоть как-то изменить ситуацию. Она, единственный луч света в этом царстве безумия, чуть ли не насильно увозит отца в горы, старается встряхнуть его, плачет и умоляет жить хотя бы ради неё! Ведь он так нужен ей, матери давно нет.
Зациклившийся на жалости к себе отец словно не видит страданий дочери и не слышит её, ему всё равно, и в итоге он прямо на её глазах выпивает смертельный яд. Она не в силах помешать ему, сползает по стене и замирает в позе эмбриона. Занавес.
Фильм оставляет в душе выжженную землю и щемящее чувство тотального одиночества. Вот что значит атомизациия и жизнь исключительно ради себя любимого. НЕЛЮБОВЬ = СМЕРТЬ.
В китайской драме полуживая от старости в начале фильма мать Ву Янь становится опорой для своей теряющей разум пожилой дочери Си Мэйдзюань и проявляет мужество, терпение, служение. ЛЮБОВЬ = ЖИЗНЬ!
В обеих историях дочери не замужем и не имеют детей. Но в нидерландской это следствие идеологии атомизации и чайлдфри, беспорядочных половых связей, а в китайской дочь пожертвовала своей жизнью ради ухода за больной матерью, а свободное время посвящает волонтёрству. И если в первом случае отец не соглашается жить хотя бы ради детей и внуков, то во втором старуха-мать проявляет героическую стойкость ради дочери, несмотря на то, что ей известно, что та, увы, безнадёжна.
Две похожие по сути истории, и при этом два полярных мира. К какому полюсу движемся мы? В конце западной драмы самоубийца Жан вызывает не сочувствие, а возмущение и отвращение, а Ву Янь восхищение силой духа и желание поддержать её.
Сразу после съёмок сыгравший Жана актер Йохан Лейзен умер в возрасте 73 лет. Совпадение? И не является ли сюжет драмы «Розовая луна» пророческим прогнозом суицида западной цивилизации?
Ирина Владимировна Волынец, Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан
3.
2. Ответ на 1, Владимир Петрович:
Во втором абзаце напечатано: "Возвращаясь из командировки с Дальнего Востока, посмотрела в самолёте два фильма".
Ответ на Ваш вопрос.
1.