itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пафос русской жизни

Подвиг есть выход в бессмертие – подвиг и подвижничество освобождают от пут сиюминутности, и на войне любое по длительности время соотносимо с вечностью

Освободительный поход Русской армии на Украину  Армия РФ 
0
1090
Время на чтение 8 минут
Фото: Из интернет-источников

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:1).

Зачем нам, простым русским людям, Донбасс, зачем на нас выпала СВО? Ну, не для расширения же, ужатых распадом СССР, амбициозно-имперских границ, и, тем более, не для приобретения новых природных богатств и трудовых ресурсов. Нам-то что от этого, простым русским людям? И почему же столь радостно – именно радостно! – мы слушали-смотрели-читали об объявлении Специальной Военной Операции? Может и с ненужным, но с нескрываемым удовлетворением свидетельствовали страх и тоску на лицах власть предержащих в прямом эфире с заседания Совета безопасности (как же точно об опасности этого страха у Александра Панарина («Народ без элиты: между отчаяньем и надеждой»): «Опыт России показывает – ни один противник не может принести столько вреда собственной стране, как ее властные элиты, испытывающие к ней страх и ненависть»). Именно преодоление этого своего страха, происходившее в этот год – не споро, и не у всех, примирило нас с властью. И хорошо, и правильно – России нужен внутренний мир. Мы же не майданщики, нам простить кающегося естественней, чем поднимать его на вилы.

А тогда мы просто радовались – при здравом-то понимании, что материально будем жить хуже, что скорби ждут великие, и что крови прольётся немало, хотя, конечно же, никто тогда не представлял полноты масштабов развернувшейся сейчас войны с пятьюдесятью странами. Мы радовались, ибо радость наша была никак и ничем не связанна с меркантильностью, она вязалась только с нашими чаяньями справедливости. Чаяньями русской праведности.

Донбасс и СВО дали нам платформу, основание для понимания, точнее – для виденья России. Полного, совершенного, откровенного виденья. Они дали не просто точку зрения, но и дальномер, и весы, и оценочную систему – «кто», «где что» и «по какой цене». Дальномер превратил отдельные факты в процессы, безначально-бесконечно протекающие из прошлого в будущее, весы отделили вовеки важное от неважно сиюминутного. А цена всему отныне указана в человеческих жизнях. В ампутированных руках и ногах. В сиротстве и даже нерождённости.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). С 24 февраля мы учимся и привыкаем смотреть на свою Родину не с высоты собственного роста, а с Царь-горы – с Фавора, что выше всех семитысячников, ведь на ней, с этой горы был открыт смысл жизни человека и человечества. Смысл жизни, без которого можно уверовать в хаос и случайность вселенной. От внезапной этой смысловой высоты со всё распахивающимися и распахивающимися далями, разрастающимися пространствами и временами, обретающими всё более пронзительную чёткость промыслами-судьбами, кружится голова, отказывает вестибулярка, но надо привыкать. И привыкать скоро, ведь время преображения, изменение нашего, нет, уже не абстрактного миро-воззрения, а конкретного русско-воззрения дорого стоит. Страшно дорогого: каждый день сотни убитых, тысячи искалеченных. Эти цифры из постоянно обновляемых сводок штабов и разведок многократно множатся горем и скорбью родных и друзей. И поэтому мы должны спешить обучиться видеть всё по-фаворски, и обучиться этому должны все – каждый русский человек, ибо ежедневная жертва приносится за каждого и за всех – жертва лучшими из нас за наше прошлое и во имя нашего будущего. «Всё для фронта, всё для победы» – сегодня, как и в той Священной Отечественной, как и в предыдущих…

И первое, даже до-первое, затактовое откровение нового зрения: а кто, собственно, эти «мы»? Слово столь привычное, родное с раннего детства, вроде как и не нуждающееся в объяснении, даже в сомнении, в ревизии. Но как, почему, по какому принципу сложения «я» и «ты», «я» и «они» итожит понятие «мы»? «Мы» – это соединения этнические, социальные, профессиональные или культурные? Но Донбасс и СВО жестоко и необратимо разбили-рассыпали идентификации как по ДНК, так и «советскому прошлому». Учителя против учителей, чиновники против чиновников, инженеры против инженеров, даже музыканты против музыкантов – и это не про Россию и Украину, это про Россию и Россию! И кто же «мы» с точки зрения Донбасса и СВО? Мы – только те, кто с Донбассом и СВО. Остальные «не мы». Родные, коллеги, одноклассники – с 24 февраля 2022 года стало ясно кто «мы», а кто «не мы». Не-мы. Их и называют за ленточкой – «не-мцы».

«Сим победиши» – видение огненного Креста в небе и оттуда же голос кесарю Константину. Поверившему – победа в битве.

Крест – символ страдания, смерти и – воскресения, жизни в вечности. И вот он, византийский, теперь наш, русский, он на нас: 600-летие чудесного явления Годеновского Животворящего Креста «от греческой стороны» в болотах под Ростовом Великим – 600-летие русской ответственности за Вселенское Православие. Это утверждение не самосвятство, не гордыня от закваски фарисейской – все враги России, во все века и со всех сторон, не скрывали конечной цели своего враждования – уничтожение Православия. Да, поначалу и поверхностно заявляются экономические цели, затем политические, и, в конце концов, раскрывается истинная – война против Христа. Вот и сегодня украинские «не-мцы» упорото работают на подтверждение, откидывая всякую униатскую и сектантскую мимикрию под настоящую, истинную Церковь, открыто отрицаются Православия. Захватывают и оскверняют храмы, грабят монастыри, избивают священников, бросают в темницы архиереев – над древней Русью столкнулись копие Георгия Победоносца и бесовские вилы. Через это наш ежеутренний тропарь ко Кресту с прошением «победы православным христианам над сопротивныя даруя» уже не вызывает и тени смущения в том, что якобы равно православные равно гибнут за победу с обеих сторон. Сейчас очевидно: гибнут православные и сопротивныя.

А ещё Донбасс и СВО, со-чувствием, со-переживанием выживанию беззащитного мирного населения под перекатывающимися фронтами, раскачивает, проверяет нас на устойчивость устремлённости в небо неравностью весовых рычагов вечного и суетного. Сами весы с почти уже неподъёмными чашами, наполненными нами же самими – это наша ответственность за умный или страстный, волевой или соглашательский выбор меж личным и общим, сегодняшним и вневременным, меж любимым и терпимым. А теперь в чашах (свинец и золото!) ещё и наша ответственность за боль в женских глазах и страх в детских, боль и страх под перекатывающимися фронтами. Устоим? Устоим. Ведь никто кроме нас.

За Донбассом и мы становимся само-уверенными, само-решимыми. Под громы СВО выбор на жизненных распутьях стал куда легче, рефлексивней – он теперь не результат мысленной комбинаторики, а зов сердца: витязи на распутье перестали дрёмотно маяться, ведь это не они, а за них теряют коней, жён, жизни, теряют всё. Что для витязя непереносимо: зов, голос из сердца – совесть. Совесть – со-весть – совет Бога. Разве кому-то не стыдно бежать в Грузию или Киргизию? Только разве «не-мцам». Если государство отрекается от идеологии, если у народа подорван этический иммунитет, тогда общественную мораль спасает личностная совесть. И чудо: такая твоя, такая интимная, потайная совесть сводит-связывает, неслияно единит каждое «я» в общее «мы»! Многомиллионное «мы».

Православный пафос основан на пасхальной радости: «Смертию смерть поправ». Подвиг есть выход в бессмертие – подвиг и подвижничество освобождают от пут сиюминутности, и на войне любое по длительности время соотносимо с вечностью. «Богатыри – не вы»? Но сегодня на тех же переправах, на тех же высотах, та же земля рудится в чаяньях справедливости. И новым фаворским зрением в распахивающихся, разрастающихся пространствах и временах нам видно как наши воины встают плечо в плечо с своими дедами и пра-прадедами, нам видно – с ними артиллеристы Ватутина и казаки Будённого, с ними же чудо-богатыри Суворова и гвардейцы Пётра, стрельцы Скопина-Шуйского, ополченцы Пожарского, дружинники Владимира Великого. Новому зрению подвластно виденье даже того, как тотемный медведь обричей ломает хребет тотемному волку лютичей.

«Ваш отец – диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи». (Ин 8:44). От «летучих листков», мерзейше клеветавших на царя Иоанна Грозного, до фейков, клевещущих на президента Путина, – европейские войны давно ведутся не по рыцарским законам. Прокси-война только выводимыми на свет красно-белыми мухоморными вспышками-зонтиками обозначает ракетно-артиллерийские дуэли и штурмы укрепрайонов, а её сетью-грибницей пронизана вся земля. О внутреннем фронте, развёрнутом по всей России – с начала пятидесятых годов ХХ века психологи ЦРУ приступили к экспериментам (проект Mk Ultra) в области направленного изменения сознания при помощи психоделиков, наркотиков, электрошока и гипноза. Вначале эмигрант из Германии Курт Левин, затем гарвардский профессор Тимоти Лири проводили исследования в области модификации группового и индивидуального поведения. А Ричард Бэндлер и Джон Гриндер на основе стратегии психотерапии Мильтона Эриксона разрабатывали трансовые и гипнотические техники, через которые человек становится повышенно внушаемым. Естественно, подобные исследования вели все спецслужбы мира. Но «пятая колонна» не создаётся искусственно, извне. «Пятая колонна» зреет на местной перманентно революционной, национал-сепаратистской или сектантской оппозиции, в свою очередь порождаемой врождённым патологическом психокомплексом ненависти к своей Родине. Но всё ли объясняет психология? Святоотеческая богословская традиция среди других форм одержимости различает «чужебесие»: «любление всего чужого, с презрением отеческого». По-любому, ненависть к своей Родине – особое уродство, неподдающееся исправлению.

Демон или комплекс «чужебесия» может до поры спать внутри человека, скрытно дожидаясь пробуждения. И чаще иного толчком к активности у «пятых» является ущемляемая алчность. Когда мы радовались началу СВО, понимая, что материально будем жить хуже, что ждут великие скорби, тогда и началось очищение – часть амфистом сразу выползла в Лондон и Хайфу – опять же по Достоевскому (письмо к Аполлону Майкову от 9 (21) октября 1870 года): «Россия выблевала вон эту пакость, которою её окормили, и, уж конечно, в этих выблеванных мерзавцах не осталось ничего русского». А оставшиеся гарбузовы теперь «не могут молчать». Особо выпукла эта «немочь» в поп-культуре, на шоу-периферии. Идейно-одержимые русофобы? Конечно, много, удивляюще много открывается среди управляющих государством и обществом в России «не-мцев», включая элгэбэтэ, да, не только у деляг и лицедеев над всеми жизненными мотивациями доминирует алчность, по библейской подсказке – безнравственного не насытить.

Мы не уйдём от примата религиозного принципа деления на «мы» и «не-мцы», ведь все остальные вторичны, зыбки, скользко подвержены сомнениям-толкованиям. Александр Панарин («Народ без элиты: между отчаяньем и надеждой»): «Судя по всему, былая военно-политическая биполярность мира сменяется новой, в которой Америке и России опять отводится роль противоположных полюсов. Те, кто уже решил, что естественный экономический отбор должен довершить свое дело и у потерпевшего народного большинства нет алиби, сосредотачивают свои ряды вокруг США – этого пристанища нового "экономического человека". Те, кого великая религиозная традиция сострадательности к "нищим духом" обязывает не верить естественному отбору и торжеству сильных над слабыми, сосредотачиваются в России и будут сосредотачиваться вокруг неё».

«Между отчаяньем и надеждой»… Русская жизнь пафосна постоянно. А как иначе? Когда сам ад против нас, и накатывающие испытания уже нащупывают предел сил противостоянию, когда гибель или плен уже леденят сознание и парализуют волю, то надежду на победу спасает только пафос. Пафос, греч. пάθος – страдание и, одновременно, воодушевление, он и страсть, и её возбуждение. Страдание и воодушевление! «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:12) – так заканчиваются Девять заповедей о блаженствах. Эта парадоксальность духовной радости безвинно преследуемого объясняет, почему пафос нетерпим, непереносим для пошлости и подлости. Он, пафос, ведь не искусственный литературно-художественный приём взывания к чистым и высоким эмоциям аудитории, а сами эмоции взывающего. Прижигаемые чистотой и высотой, истерически кривляясь, пытаясь высмеять, оклеветать, они толкуют страдание-воодушевление как фальшь или дурость, силясь низвергнуть или хотя бы принизить пафос подвига и подвижничества наших героев: пошляки и подлецы, экстазно прыгая, оскверняют память и памятники победы духа. Пафос против экстаза – копие Георгия против демонских вил: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!»

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Языки бытийный и бытовой
Художественная литература как мерило духовно-нравственного состояния нации
29.01.2024
Годность к власти. Христианская социология
О подвиге Великого князя Василия Васильевича Тёмного
23.01.2024
Запрос на мужественность в жизни и литературе
Писатель Василий Дворцов поделился взглядом на современную литературу, рассказал о своих новых проектах и круге чтения
18.01.2024
Обязанность на власть
Христианская социология
05.12.2023
Все статьи Василий Дворцов
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Новый мирный план» Папы Франциска и Севастьянова
РИА Новости опубликовала очередное «сенсационное» известие
26.02.2024
Из спортсменов делают заложников провокаций
Вместо бойкота Олимпиады функционеры от спорта будут вырабатывать какие-то предложения
26.02.2024
«Количество людей, которые ждут возвращения Украины, сокращается»
Пока это происходит без всяких репрессивных мер воздействия, просто потому, что люди сравнивают две реальности
26.02.2024
«Я не понимаю, что и где мы сейчас заберём?»
Как ответит Россия на конфискацию российских активов
26.02.2024
Все статьи темы
Армия РФ
«Церковь увидела критерий святости именно в этом человеке»
В Москве прошёл Всероссийский Адмиральский гала-приём, приуроченный ко дню рождения Фёдора Ушакова и юбилею его канонизации
26.02.2024
Хакамаду пока принимают в России
Почему власти не реагируют на дискредитацию армии известной либералкой?
24.02.2024
«Мы можем попробовать добить их резервы»
Решение противника перебросить войска с правого берега Днепра на Запорожское направление затруднит наше продвижение, но поспособствует перемалыванию боеспособных бригад ВСУ
24.02.2024
«Церковь никогда не остается в обозе, она всегда рядом с теми, кто защищает Отечество»
По словам Патриарха Кирилла, от духовного служения во многом зависит реальное благополучие нашего народа и в значительной мере безопасность нашей страны
24.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.02.2024 22:13
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
26.02.2024 21:53
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Константин В.
26.02.2024 21:31
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Vladislav
26.02.2024 21:30
Сталин с позиций великодержавного прагматизма
Новый комментарий от prot
26.02.2024 20:58
Славянофильство и «Третий Рим»
Новый комментарий от Константин В.
26.02.2024 20:42