Повышение защищенности, безопасности демографического воспроизводства составляет одну из главных линий исторического развития России. Мера цивилизованности общества во многом определяется именно тем, как строятся отношения между полами, брачные и семейные отношения людей, как люди относятся к появлению новой жизни, к сохранению жизни вообще, к смерти и как все эти отношения регулируются религиозными, культурными санкциями и правовыми нормами.
Все признают нынешнюю низкую рождаемость и ее дальнейшее снижение нежелательными, но никто не знает, как добиться ее повышения до уровня, хотя бы стабильно обеспечивающего простое воспроизводство населения.
После Второй мировой войны смертность среди населения СССР некоторое время довольно быстро снижалась, а ожидаемая продолжительность жизни росла, приближаясь к уровню других крупных промышленных стран.
Итоговые характеристики воспроизводства населения в стране, его динамика зависят от рождаемости. Именно слишком низкий уровень рождаемости обусловливает отрицательный естественный прирост населения в стране. Попытки повысить рождаемость оказались малоуспешными. Причиной этого явились изменения в демографическом поведении людей во всех промышленных, городских обществах и пробелы в регулировании процесса рождения ребенка на законодательном уровне.
В статье 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон) определено:
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Под нормой самостоятельного решения женщиной вопроса о материнстве Закон понимает исключительно право женщины на искусственное прерывание беременности или, по-простому говоря, наделяет женщину правом убивать своего ребенка.
Согласно преамбуле «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.10.1989 г. (подписана 26 января 1990г. и ратифицирована СССР 13 июня 1990г.), «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Статьей 6 «Конвенции о правах ребенка» закреплено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь [1]. Конвенцией признается, что ребенок до рождения является ребенком, а не эмбрионом или зародышем, и нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так после рождения, и имеет право на жизнь и до рождения, причем Конвенцией не установлен нижний предел, с какого момента считать ребенком, т.е. юридически с момента зачатия.
Под правом семьи на планирование семьи законодатель понимает лишь право на контрацепцию, аборт, стерилизацию и искусственное оплодотворение. И всё...
Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что подразумевает доступную медико-социальную помощь, оказываемую учреждениями здравоохранения, в том числе и при аборте. Право женщины прервать беременность закон корреспондирует с обязанностью учреждений здравоохранения и их специалистов произвести искусственное прерывание беременности. Эта услуга отнесена к медицинским и проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования врачами учреждений, получивших лицензию на производство аборта [2].
Право на аборт не есть право на охрану здоровья. Каждому, кто задумается о том, является ли преднамеренное убийство ребенка до рождения способом охраны здоровья, увидит отсутствие прямой логической связи между конституционным правом человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, с одной стороны, и правом женщины на аборт, читай – «право на убийство своего ребенка», с другой. «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», – гласит статья 19 Конституции РФ. Мужчина и женщина равны при решении вопроса о праве на рождение ребенка. Это препятствует праву женщины самостоятельно решать вопрос об аборте. Однако в этой статье есть еще и указание на то, что под защитой государства находится материнство. В Семейном кодексе РФ также четко указано, что и семья, и материнство, и отцовство, и детство находятся под защитой государства.
В нарушение Конституции России, Семейного кодекса России вопрос о материнстве предоставляется решать исключительно женщине самостоятельно, полностью игнорируя мнение отца ребенка, что грубо нарушает его законные права. В статье 31 Семейного кодекса РФ о равенстве супругов в семье сказано: вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов [3].
В настоящее время учреждения здравоохранения и специалисты одновременно оказывают, с одной стороны, услуги по искусственному прерыванию беременности и отчитываются за количество произведенных абортов, а с другой стороны – те же учреждения одновременно оказывают помощь по беременности, родам и в послеродовом периоде. При такой ситуации встает вопрос о том, может ли врач, спокойно прерывающий жизнь ребенка на любом сроке беременности, объективно оценивать состояние беременной и плода, а также принимать все возможные меры к сохранению жизни ребенка в случаях, когда беременность угрожает жизни или здоровью матери. Эта ситуация усугубляется тем, что, во-первых, абортивные материалы (абортная кровь, мозг и др. органы и ткани эмбриона) являются предметом коммерческого и иного интереса. Во- вторых, врачи-гинекологи поставлены в такое положение, что им проще выдать женщине направление на аборт, чем взять на себя ответственность и массу хлопот по ведению беременности. Сложившаяся ситуация фактически лишает пациентов – беременных женщин гарантии оказания квалифицированной медицинской помощи, адекватной состоянию и беременной, и ожидаемого ею ребенка и вызывает недоверие к врачам.
В ст. 56 п. 3 Конституция России четко установлено: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьей 20 Конституции РФ». Кроме этого, Конституцией России гарантированно: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст.38). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Это фундаментальное право понимается, во-первых, как право на свободу от любых незаконных посягательств на жизнь, как со стороны государства, так и со стороны частных лиц; во-вторых, как право на свободное распоряжение своей жизнью. Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17, п. 2). Кроме того, соблюдение и защита прав человека признаются обязанностью государства» (ст. 2 Конституции РФ) [4].
Согласно статье 3 «Конвенции о правах ребенка», «обязанность государства – обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для его благосостояния». Российским законом не предусмотрено убийство ребенка до рождения Аборт (лат. Аборт – выкидыш) – прекращение беременности вследствие рождения плода, а не его убийства.
Убийство ребенка до рождения является фактически признанием эвтаназии. В России эвтаназия является преступлением и квалифицируется как умышленное убийство в соответствии с частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ. Статья 56 Закона также грубо нарушает свободу любого гражданина на определение своего образа жизни, основанного на православных ценностях, традициях и православной вере.
Согласно статье 11 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности [5]. Согласно статье 20 этого закона РФ народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.
Православные ценности определены следующим образом: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божьим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно». Сказал Господь пророку Иеремии: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в «Учении двенадцати апостолов», одном из древнейших памятников христианской письменности. «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», – писал апологет II века Афинагор. «Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще не образованного». Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы». Православные ценности являются и общечеловеческими ценностями, поскольку указанные ценности признаются большинством человечества.
Также статьей 9 ГК РФ предусмотрен запрет на отказ от материнства: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом». Современным Семейным кодексом не предусмотрена статья «Отказ от права ребенка на жизнь». Юридически, по закону, отказаться от права ребенка на жизнь невозможно.
Согласно статье 3 «Конвенции о правах ребенка»: «Обязанность государства, обеспечить такую защиту и заботу ребенка, которые необходимы для его благосостояния». В целях обеспечения ребенка такой защитой и заботой, которые необходимы для его благосостояния, и признания конституционных прав отца, предлагаю:
1. Дополнить ст. 56 Закона «Об охране здоровья граждан в РФ» положением о «проведении абортов только по постановлению суда».
2. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в РФ» дополнить следующей нормой: «Ребенок, является человеком и ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения. Ребенок имеет право на жизнь и медицинскую помощь с момента зачатия».
3.В целях защиты детей, в том числе и до рождения, необходимо реализовать конституционную обязанность государства обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благосостояния ребенка: предоставлять бесплатное жилье, выплачивать пособие необходимого для благосостояния ребенка, в том числе и до рождения.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Ст. 56
2. «Конвенции о правах ребенка», принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.10.1989 г. (подписана 26 января 990г. и ратифицирована СССР 13 июня 1990 г.).
3. Семейный кодекс Российской Федерации. Принят. ... с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ. от 31.01.2014 N 1- П).. «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16, «Российская газета», N 17, 27.01.1996. ст. 31.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародном голосовании 12.12.1993 г. [в ред. от 30 дек. 2008 г.] // Российская газета. 1993. 25 декабря, ст. 2,ст. 20, ст.38. ст. 56 п. 3.
5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 05.05.2014). Ст. 11.
Александр Иванович Усольцев, правовед, независимый эксперт Министерства юстиции РФ