«Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную русскую землю. Вперед к Победе, братья-воины». Эти слова Патриарха Сергия, сказанные при вручении армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской» 7 марта 1944, года стали лейтмотивом Круглого Стола в Институте стран СНГ в честь 80-летия восстановления Русского Патриаршества, которое состоялось 8 сентября 1943 года, когда Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского).
В своём программном докладе я подчеркнул некоторые принципиальные моменты. Решения Архиерейского Собора 8 сентября 1943 года признали такие великие исповедники Русской Церкви, как святой епископ Афанасий (Сахаров), сидевший 15 лет до этого и ещё 15 после, и многие другие критики Декларации митрополита Сергия, последователи святого Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Казанского Кирилла.
Поэтому тем, кто не признает этот Собор и объективную позитивную роль И.Сталина в частичном церковно-государственном перемирии 1943-1948 годов, логично оказаться в каком-нибудь «истинно-православном» расколе, лидер одного из которых «митрополит» Агафангел (Пашковский) окормляет нацистский бандеро-власовский «Легион Свободной России».
В свою очередь, признание заслуг И.Сталина в церковно-государственной «Русской Весне» 1943-48 годов «не снимает с него вины за уничтожение Церкви в 1930-е годы. Именно Святые Новомученики, включая Царственных Страстотерпцев, вымолили и Русскую Весну, и Великую Победу.
Определения Архиерейского Собора 1943 года о лишении сана епископов и священников, приветствующих нацистов и отлучении от Церкви мирян, их поддерживающих, никем не отменены, актуальны и относятся к организаторам собрания УПЦ в Феофании и мирянам УПЦ, воюющим в нацистской армии – ВСУ.
Говоря о мировоззрении и мотивах Патриарха Сергия, по моему мнению, он руководствовался «Письмом к вождям евразийского движения», написанным его учителем митрополитом Антонием (Храповицким), согласно которому евразийство – это не столько про Азию, сколько про попытку вернуть Россию на свой исторический православный имперский путь изнутри, с помощью национал-большевистских сил в советской элите, противостоящих троцкистам-космополитам, и это единственная альтернатива ставке на свержение атеистического режима с помощью иностранной интервенции, которая погубит Россию.
И Патриарх Сергий, и его преемник Алексий Первый много добились в попытках катехизации Сталина и советских военных и спецслужбистов во главе с Председателем Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Г.Карповым.
Бескомпромиссная патриотическая позиция Патриарха Сергия против похабного мира с нацистами, в том числе бандеровскими, была услышана, в результате чего не только состоялось восстановление Патриаршества и открытие 22 тысяч приходов, но и, благодаря геополитическому гению Патриархов Сергия и Алексия Первого, стало возможным Всеправославное Совещание 1948 года, планировавшееся как Вселенский Собор, который должен был дать Московскому Патриархату статус Вселенского, что на волне Великой Победы привело бы к мирному преображению СССР в Российскую Империю, концепция Москвы как Третьего Рима стала звучать из уст не только церковных иерархов, но и государственных руководителей СССР.
Подобная перспектива испугала не только США, которые для противодействия ей провели на пост Константинопольского Патриарха своего агента Афинагора (Спиру), но и коммунистические и прозападные круги в СССР, которые объединились и политически сокрушили «Партию Победы».
Левацко-глобалистская партия Коминтерна воспользовалась тем, что по организованным ей совместно с американцами причине вместо Вселенского Собора 75 лет назад прошло Всеправославное Совещание. Мол, «РПЦ и Русская партия показали свою неэффективность, и их пора сливать и возвращаться к ленинскому атеизму». К ее доводам прислушался Сталин. Попутно решался и вопрос о преемнике, которым и стал «троцкист-бандеровец» Хрущев, в результате чего Историческая Россия была расчленена в 1991 году, а сейчас та же глобалистская партия измены не даёт её собрать и сливает СВО, в частности, с помощью «ватиканского кейса», «медовых ловушек» Римского Папы.
Папа Франциск в своём «пророссийском выступлении» перед российской католической молодёжью руководствовался не глобальными католическими миссионерскими проектами, не проектом В.С. Соловьева сделать Россию центром глобальной унии, получить в своё лоно не только часть России, Малороссию, а всю её. Даже если бы было так, Ватикан является врагом Православия. Обращение всей России в католицизм, проекты В.С. Соловьева и Вяч. Иванова являются антиправославными, следовательно антироссийскими.
Наследие П.Чаадаева является негативным, а Владимир Сергеевич Соловьев – не романтик, а еретик, продвигавший в России создателя проекта Украина Львовского униатского митрополита Андрея Шептицкого.
Что касается ложного тезиса о Ватикане, как потенциально союзном России консервативном центре, за которым стоит миллиард последователей, то даже если бы это было и так, я бы не пожертвовал ради них ни освобождением православных Новороссии и Малороссии, ни, самое главное, Православием, ибо принятие Россией католицизма является главным условием мифического союзничества с Ватиканом.
Для того чтобы сделать миллиард рядовых католиков союзниками России нужно не самим принять католицизм, а их сделать православными. Православная миссия к ним выполнима на примере Филиппин, где именно католики довольно активно переходят в Филиппино-Вьетнамскую епархию Русской Православной Церкви.
Говоря о наследии Екатерины Великой, следует вычленить два её наследия, и одно противоречит другому. Папа ратует за её западническое наследие – увлечение масонством, секуляризацию монастырских имуществ, расправу над святым митрополитом Арсением Мацеевичем, любовь к иезуитам, к которым принадлежит Франциск. Эти увлечения чуть не погубили Россию.
Но Екатерина Алексеевна нашла в себе силы услышать и другую сторону в лице православных русских людей, таких, как святой архиепископ Георгий Кониссский, Григорий Потемкин, святой адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов (верю в его скорейшую канонизацию), в результате чего появились Новороссия, и были возвращены Белоруссия и правобережная Малороссия. Вот именно за это наследие ратуем мы.
Но в данном случае выступление Папы имеет одну конкретную цель – обман высшего политического руководства России с целью его втягивания в переговорный процесс с укрорейхом, слив СВО и освобождения Новороссии и Малороссии. Что полностью подтвердил московский лоббист Папы и похабного мира Л.Севастьянов в своей публикации в либеральном рупоре «Ведомости». Ватикан не сдаст свое детище – униатский проект Украина.
Утверждения о том, что Папа Римский своим выступлением перед российской католической молодёжью, в котором позитивно отозвался о великих душителях украинства Петре Первом и Екатерине Великой, хотел чего-то другого, кроме как обмануть российскую политическую элиту, а также утверждения о том что ради принятия католицизма всей Россией Папа готов пожертвовать униатским проектом Украина основаны в лучшем случае, на незнании важнейших фактов исторической борьбы Ватикана с Россией как Катехоном, оплотом Вселенского Православия.
Очень важно знать действия ключевого фабрикатора украинского проекта львовского митрополита Андрея Шептицкого, который, параллельно с созданием Украины, активно работал над унией в России.
Её идеолог Владимир Соловьев устраивал три поездки Шептицкого в Россию для консолидации в ней униатской интеллектуально-политической партии. Он нашёл сторонников в лице кадетов П.Милюкова и В.Короленко, которые сразу после февральского переворота добились освобождения «аспида» Шептицкого (так его называл Царь-ученик Николай Второй), арестованного Русской Армией после освобождения ею Львова.
Принятие всей Россией католицизма по мысли Шептицкого, не означало отказа от проекта Украина, наоборот, принятие Россией католицизма должно было привести к признанию украинства и к созданию по его лекалам сибирского сепаратизма. Этим активно занимался В.Короленко, в своём «Марше сибирских стрелков» они клянутся стоять за Сибирь, а не Россию. Сибирские стрелки, по мысли Короленко и его конфидента Шептицкого, являлись аналогом созданных Шептицким и властями Австро-Венгрии «сичевых стрельцов» – униатских боевиков, уничтожавших галицких русских и Православие, а затем, став опорой униатской диктатуры Петлюры, вырезавших православный русский Киев.
Поэтому утверждения о том, что Ватикан может быть чем-то полезен России, являются дезинформацией, частью комплексной вашингтонской программы дезинформационной дипломатии, осуществляемой в целях остановки СВО и, как следствие, капитуляции и расчленения России.
Консервативные католики и протестанты могут стать нашими союзниками, только приняв Православие, чему поможет либеральное перерождение Ватикана и протестантских конфессий. И чем хуже в этом смысле у них дела, тем лучше.
Но только при условии активнейшей миссионерской политики Русской Церкви по всем фронтам и азимутам. У нас должны быть свои стратеги, Шептицкие наоборот.
Как и ожидалось, Папа встретился с галицийскими униатами и заверил их в верности укрорейху и уничтожению Православия, но его московские лоббисты будут этот факт замалчивать.
На экспертной сессии также выступил настоятель храма св. Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). В своём выступлении он подробно рассказал о том, как проходила встреча Сталина с тремя митрополитами в Кремле 4 сентября 1943 года. По мнению о.Кирилла действия Сталина в отношении Церкви в годы войны во многом были обусловлены большими потрясениями, которые он пережил, горьким опытом поражений в первые годы войны, когда ему наглядно были показаны слабость человеческих сил и необходимость духовной поддержки. Были, конечно, и прагматизм, и расчет. Возведение в патриаршее достоинство митрополита Сергия укрепило Церковь – она перестала быть в подвешенном состоянии в административном плане, открылись новые возможности для церковной жизни.
Также выступили белорусский православный философ Дмитрий Куницкий, политолог Владимир Букарский и глава «Руси Триединой» Сергей Моисеев.
Участник Круглого стола, директор Института глобальных исследований Финансового университета С.Ю. Белоконев по итогам экспертной сессии в Институте стран СНГ ответил на вопросы участников.
Вопрос: Как относиться к изменению отношения руководства страны к Церкви в период начала Великой Отечественной войны?
Ответ: Я согласен с обстоятельным историческим анализом, который сделал Кирилл Фролов об историческом значении решений главы Советского государства И.В.Сталина – возрождении Православия и усиления роли Церкви и Веры в духовном состоянии народа. Более того, пойду ещё дальше в смелости выводов: важным признаком, что Сталин осознал значение Веры и Православия в приближении Победы в Великой цивилизационной схватке является ещё и тот момент, что после смерти лидера ВКП(б)-КПСС его оппоненты – прежде всего, Н.Хрущев и лидеры ХХ съезда начали активную борьбу с возрождающимся Православием и РПЦ как одним из ключевых решений генералиссимуса.
При этом конечно старый большевик Сталин проследовал и практические идейно-политические цели, возрождая Православие – усилить позиции воюющей России на уровне противостояния в духовно-религиозном измерении. Напомню, что, как и сегодня современная Россия, Советский Союз вёл активную борьбу за умы и души на захваченной врагом территории современной Украины и западной Белоруссии, а также по всему миру. Фашисты, как и сейчас враг, прилагали все усилия, чтобы создать и усилить раскол и религиозный конфликт между нашими народами. Империалисты и суть колонизаторы использовали большой опыт и эффективные технологии этой борьбы на территории исторической России, пытаясь раскачать религиозный конфликт и сегрегацию.
Вопрос: Как вы считаете, учитывая этот исторический опыт, что мы можем ожидать сегодня от РПЦ и от идейных православных центров этой борьбы, каким является, например, Институт стран СНГ?
Ответ: Это, безусловно, ключевой вопрос для нашего возрождения и формирования идейно-политического оружия Победы. Несомненно, есть несколько ключевых измерений, в которых мы могли бы развернуть интеллектуальную работу:
Во-первых, необходимо доформулировать и транслировать идейные православные основания Русского предпринимательства, четкую православную этику предпринимательства, создающую и успешные стратегии бизнеса, но и позволяющие при этом укреплять социальную систему общества и всю российскую нацию как семью семей, как локальные сообщества неравнодушных к ближнему и к стране в целом, как важную основу Русского мира.
Во-вторых, укрепление православных оснований и идейного стержня вооруженных сил России и добровольчества. Эта работа уже ведётся, но пока мы видим, что внутренняя духовная мобилизация сил объединила меньшинство в нашей стране – по данным социологов «воюющая Россия» это менее 20-25 млн. чел из 150 млн. россиян. И этого недостаточно для Победы – предстоит большая работа в этом направлении.
В-третьих, государство сегодня не формулирует цель СВО, но именно православные активисты на основе ценностей, смыслов, геополитических и исторических масштабов Русской нации могут эти цели сформулировать и поставить точку в ожиданиях россиян. Куда мы идём на фронте: только освобождаем территорию современной России, а у нас 3 региона сильно оккупированы – Херсонская, Запорожская области и ДНР, или что более очевидно мы возвращаем русские территории по линии Одесса, Днепр/Екатеринослав и Харьков, воссоединяя Новороссию или может мы освобождаем Малороссию с центром в Киеве и строим триединое союзное государство славянских народов: Малороссия/Украина, Белоруссия и Россия. Это наш исторический выбор и принципиальный вопрос существования страны на весь XXI век.
И в-четвёртых, от православных мыслителей-патриотов сегодня требуется философское осмысление глобальной политики на таких основаниях, чтобы мы, как нация и её политическое ядро, были конкурентоспособны и нас не обманывали и «не водили за нос» Запад и другие противники, чтобы мы были сильны и побеждали и в дипломатии, и на поле боя. Для этого нужна духовная и интеллектуальная перезагрузка.
Кирилл Александрович Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ