В течение многих лет автору приходилось сталкиваться с ситуацией, когда сторонники черно-желто-белого имперского флага и, напротив, бело-желто-черного, вставали в непримиримую позицию, в отношении друг друга. Поэтому, правильнее в этом вопросе будет, первое – оставить споры, второе – обратиться от домыслов к науке о флагах, штандартах, и вымпелах, именуемой вексиллологией, и в-третьих – осмыслить этот вопрос с богословской и исторической точек зрения. В этом осмыслении, нам может помочь, в том числе, известный в дореволюционное время геральдист, нумизмат и востоковед Петр Иванович Белавенец. Также, опосредованно может помочь и геральдист Бернгард фон Кёне, благодаря которому черно-желто-белый флаг и стал государственным в 1858 году.
Если говорить о происходящих в XIX веке тектонических столкновениях геральдических партий, то с особой наглядностью об этом говорят комментарии П.И. Белавенца к «Книге о флагах» голландского картографа Карла Алярда. Вкратце об этой книге надо сказать следующее.
В 1705 году в Амстердаме было издано сочинение картографа Карла Алярда «Новое голландское кораблестроение», включающее в себя приложение с морскими флагами государств Европы. В 1709 году, по повелению Петра I, эта книга была переведена на русский язык, и отпечатана типографией Москвы. В России книга Алярда стала именоваться как «Книга о флагах». Труд этот неоднократно переиздавался. Последнее дореволюционное издание вышло в1911 году, в сенатской типографии Санкт-Петербурга, с комментариями известного морского историка, геральдиста, создателя российской вексиллологии (наука о флагах, штандартах, вымпелах и проч.), а также нумизмата и востоковеда Петра Ивановича Белавенца.
Нас в указанных комментариях интересует аспект острого неприятия, как самим П.И. Белавенцем, так и руководством Морского министерства, на службе у которого он находился, утвержденного в 1858 году черно-желто-белого имперского флага. Зададим себе вопрос: «В чем причина столь острого неприятия этого знамени? И, почему, Бернгард фон Кёне являлся для Белавенца врагом номер один?» Ответ мы найдем в высказываниях самого именитого геральдиста по этому поводу.
В разделе «Введение» «Книги о флагах», Белавенец, используя, как собственные исторические изыскания, так и данные книги Карла Алярда, подводя базу под осуждение черного, белого и золотого цветов на флагах, как имеющих германское происхождение, пишет следующее: «Итак, первоначально цветами рыцарского ордена были ЧЕРНЫЙ крест на БЕЛОМ поле, к ним последовательно прибавлены ЗОЛОТОЙ крест, его украшают ЧЕРНЫМ ОРЛОМ и, наконец, концы золотого креста дополнены ЗОЛОТЫМИ лилиями. Т.е. со времен Иоанна Короля Иерусалимского рыцарский орден окончательно получает цвета ЧЕРНЫЙ, БЕЛЫЙ и ЗОЛОТОЙ, ибо последующие прибавления новых цветов не вводят, а лишь даются украшения тех же цветов» («Материалы. Книга о флагах». Соч. Карла Алярда. СПб.: Сенатская типография, 1911, с. XVIII).
С утверждением Белавенца, что черно-желто-белый флаг имеет германское происхождение, можно согласиться, но только наполовину. Потому что корни указанной цветовой гаммы исходят из символики Священной Римской империи, которое не из пустоты взяла эти символы, но по преемству от Византии, от символа Константина Великого – черный орел на золотом фоне. Таким образом, если проследить на протяжении XIX века деятельность «прогрессивного» Морского министерства, то мы со всей наглядностью увидим, что указание на германское происхождение имперского флага, является внешним предлогом. На самом деле, находившемуся под управлением Атлантического блока Морскому министерству было необходимо ввести в качестве государственного именно морской бело-сине-красный флаг. Тот флаг, который пришёл в Россию из Голландии. О чём Белавенец и пишет в Предисловии «Книги о флагах»: «Особый интерес вызывает главный рисунок военного корабля, он помещен на отдельном листе между 2-й и 3-й страницами. В голландском издании помещен корабль под голландским флагом. В русском же издании под русским флагом, каковой изображен следующего вида: трехполосный БЕЛО-СИНЕ-КРАСНЫЙ флаг, пересеченный СИНИМ андреевским крестом» (там же, с. IV).
Для себя заметим, что флаг голландского корабля имеет ту же гамму цветов, что и российский. Полосы на голландском штадтфлаге располагались в таком порядке – красный-белый-синий. То есть, почти как у нас в России. Отсюда, задав вопрос – «кому это было выгодно», мы сможем понять, почему, в другом месте Белавенец пишет следующее: «Цвета: БЕЛО-СИНЕ-КРАСНЫЙ – стали явочным порядком исключительно русскими национальным сочетанием, если и не имеющим геральдического начала, то, во всяком случае, исторически, гораздо более русскими, чем вновь введенные цвета: ЧЕРНЫЙ и ЖЕЛТЫЙ, заимствованные от немецкого ордена» (там же, с. XXXI).
На этом месте мы сделаем остановку, для того, чтобы выяснить, как соотносятся воспринятые от Священной Римской империи черный, золотой и белый цвета с учением Церкви о царской власти?
Если идти от символики царской власти Византии, то символом императоров был Лабарум, или «Хризма» – состоящий из сложенных воедино букв «Р» и «Х». Причем, «Хризма»-«Лабарум» были золотого цвета, а ее фон красный.
При этом, герб Византии знаменовал собой черного Двуглавого Орла на золотом фоне.
Именно эта желто-черная цветовая гамма и была воспринята Священной Римской империей, а позднее и Священной Римской империей Германской нации.
Такого же рода флаг пробовал ввести и Петр I, где черный на желтом полотне Орел держал крыльями и лапами четыре моря, но в конечном итоге им был введен не континентальный, исходящий от традиций Рима флаг, но бело-сине-красный морской, исходящий из традиций Нидерландов.
Тем не менее, в 1742 году, когда на Престол взошла Елизавета Петровна, голландская морская партия при Дворе была отодвинута партией германской континентальной. Поэтому, штандарт царицы Елизаветы, который стал одновременно национальным государственным флагом, был разработан (на что опосредованно указывает и П.И. Белавенец) в традициях Священной Римской империи.
На золотом полотнище этого флага расположен черный Двуглавый Орел, со скипетром и державой в лапах. По периметру штандарт обрамлён клеймами с гербами княжеств и земель, числом 31. Снаружи он обшит серебряной каймой. Именно этот флаг, с небольшими изменениями, просуществовал в России 116 лет, до 1858 года, который имел преемство не только от Священной Римской империи, но и от Византии, и о котором у нас сейчас не принято вспоминать.
Именно тогда, по протекции прусской партии при императорском Дворе был предложен черно-желто-белый флаг, который и стал государственным с 11/23 июня 1858 года.
Чтобы ответить на вопрос: «Почему речь идет именно о прусской партии?», необходимо просмотреть государственные флаги, как самой Пруссии, так и королевств, входящих в состав Священной Римской империи Германской нации. Тем более, что именно благодаря Пруссии, самостоятельные немецкие королевства и княжества были в 1867 году объединены в Северогерманский союз, а с 1871 года в Германскую империю.
Флаг Пруссии состоит из двух чёрных полос – вверху и внизу, с белой широкой полосой в центре, и расположенным на ней чёрным орлом.
Поэтому, частично воспринявшая символику Пруссии кайзеровская Германия, тоже имеет выдержанный в черных и белых тонах флаг.
Причём, расположенный у древка трехцветный кантон имеет такую расшифровку (как свидетельствует «Военная энциклопедия И.Д. Сытина (1911-1915)): «Чёрный и белый цвета ассоциировались с Пруссией. Белый и красный отображали символ Ганзейского союза. Отдельно красный цвет (нижняя полоса) был связан с Гамбургом и Брандебургом.
Таким образом, расшифровка смыслов кайзеровского имперского штандарта позволяет понять (на что указывал и П.И. Белавенец), отчего флаг Российской империи от 1858 года увенчан именно черной полосой. Черный цвет, как главенствующий, исходит именно из прусской (расширительно – германской) традиции, суть которой – «чья земля, того и власть!». Подтверждение тому дают, дополнительно, имперский штандарт Австрии, и курфюршества Саксония, входившей до 1806 года в состав Священной Римской империи.
Другая причина, почему предложенный Бернгардом фон Кёне флаг имел именно такую последовательность цветов, может быть объяснена тем, что сам Кёне имел немецкое происхождение, так как родился в Берлине, в семье (как говорит о том Википедия) еврея, принявшего реформатство. Позднее, после переезда в Россию, в 1845 году, он поступил на должность нумизматического отделения Эрмитажа, а годом позже, по протекции герцога Лейхтенбергского, основал Русское археологическое общество. Отсюда не случайно, что благодаря протекции тех же влиятельных лиц, Кёне и разработал для России черно-желто-белый флаг.
Для того, чтобы убедиться в отсутствии у автора голословности, достаточно посмотреть на флаги Австрийской империи, курфюршества Саксония, а также королевства Ганновер.
Флаг Австрийской империи XVIII века – чёрная полоса вверху, жёлтая внизу.
Флаг курфюршества Саксония XVII века (давшего начало, происходящей из Дома Веттинов, нынешней династии Виндзоров в Англии) – чёрная полоса вверху, жёлтая внизу.
Флаг королевства Ганновер (давшей начало, происходящей из Дома Вельфов, Ганноверской династии в Англии – 1714-1901 гг.) – жёлтая полоса вверху, белая внизу.
Впрочем, императорские штандарты, после геральдической реформы не вышли из употребления, но стали употребляться только для внутренних дворцовых церемоний. Для сравнения, представлен штандарт императора Александра II; как и предыдущий, выполнен на золотом фоне и с чёрным Орлом в центре.
Разумеется, такое положение дел, когда Россия стала следовать в фарватере германской геральдики, не могло не вызвать недовольства в консервативной среде, особенно в войсках. Военные порой вопрошали, в отношении чёрно-жёлто-белого флага: «Мы, собственно, под кем находимся? Под Австрией, или же под Ганновером?» В отношении Ганновера, имелась ввиду, происшедшая от влиятельного Дома Вельфов, правившая в то время в Англии Ганноверская династия. Поэтому, когда император Александр III перевернул флаг белой полосой вверх, то, в консервативной среде с благодарным воодушевлением восприняли этот монарший жест.
Бело-желто-черный флаг России с 1883 по 1896 годы.
Причиной же воодушевления, явился, конечно, не только факт отхода от немецкой традиции, с её парадигмой – «чья земля, того и власть», но, и просто здравый смысл. Так как в таком контексте, где белый цвет был вверху, а чёрный внизу, Россия естественным образом возвращалась к Уваровской формуле – «Православие-Самодержавие-Народность». Ибо, белый цвет, с русской душе всегда сопоставлялся со святостью, чистотой, и духовностью. Золотой цвет – с Самодержавием, а черный с землей, с народом на этой земле трудившимся.
И, если говорить об истоках геральдики Рима-Удерживающего, то, такое расположение цветов соответствовало и литургическому аспекту византийской теократии. Когда, в Таинстве венчания на Царство («Хрисмы»), император получал особую «харизму» для управления державой. Здесь образом «Хрисмы», на Русском флаге являлся именно белый цвет. Образом царской «харизмы» – жёлтый (золотой), и образом державности – чёрный цвет, как самого Двуглавого Орла, так и находящейся под ним земли. Тот же смысл (серебряный-золотой-чёрный) содержится и в имперском штандарте Елизаветы Петровны, просуществовавшем у нас до 1858 года.
Для себя же отметим – когда цветовая символика на флагах Россия находилась в соответствии с духовной православной традицией, то государство в эти периоды крепло и набирало силу. И, наоборот, когда символика флагов вступала в противоречие с традицией Церкви, то и в царстве начинали происходить негативные процессы, итогом которых было, либо цареубийство, как с Александром II, либо и вовсе, крушение Самодержавия, как в 1917-м.
Поэтому, в отношении символов нельзя проявлять беспечность. Ибо, существует серьезная разница, какая полоса находится вверху флага, чёрная или белая. В связи с чем должно задать закономерный вопрос: так ли уж канонично вызывающее споры трехполосное государственное знамя? Вопрос же этот совсем не праздный. Потому что всякий символ логосно конституциирован, имеет духовный смысл, и соединяет земной видимый мир с миром невидимым. Символ, в изначальном контексте, это язык богообщения. Поэтому, будем ответственно относиться, как к державным, так и церковным символам. Для того чтобы Бог был на нашей стороне.
Доклад прочитанный на 20-х Царских чтениях в городе Сызрань, 11 июля 2023 года.
Александр Степанович Сороковиков, писатель, публицист, Покров, Владимирская область
Фото предоставлены автором