«Альтернативный взгляд на русскую историю и русский народ»

Читая дневник М.М. Пришвина. К 150-летию со дня рождения писателя

Российская Империя  100-летие революции 
0
521
Время на чтение 4 минуты
Фото: Из личного архива автора

Есть вечные темы, которые волнуют русского человека: что есть Русский Народ и что есть Революция, как она происходит, как она проходит и что она приносит? Я не исключение. И потому мне было интересно найти освящение этих вопросов у Михаила Пришвина, который был свидетелем и очевидцем Русской Революции 1917 года.

Я обратился к его книге «Цвет и Крест». Большая часть выписок сделана из разделов «Цвет и Крест» и «Воля вольная. Газетный дневник 1917-1918 гг.».

В трактовке Революций 1917 года и в размышлениях о многонациональном русском народе сложилось много штампов. И потому так важны свидетельства очевидцев, происходивших в России событий. При этом я привожу лишь некоторые выдержки. Желающие большего могут обратиться к первоисточнику.

В какой-то степени это альтернативный взгляд на русскую историю и русский народ, с которым некоторые, а может быть, и многие не согласятся. Но для полноты наших представлений мы должны их знать. Более того, мы должны видеть какие-то аналогии с современностью. На мой взгляд, революционные митинги и настроения начала XX века повторяются и в XXI веке, но уже в виртуальной форме. Многоликий интернет повторяет их: безответственность суждений, отсутствие авторитетов, обилие фейков (ранее сплетен), все это роднит их с революционной стихией. Мы знаем, к каким последствиям все это привело. Что же нас ожидает после аналогичных «разгулов» в интернете? Вдумаемся в то, что написал Михаил Пришвин, и заранее определим свою позицию. Всё равно это придется сделать. Лучше раньше.

Обратимся к выпискам (Пришвин М.М. Цвет и Крест. СПб.2017).

«С раннего детства я ненавижу всякую власть и страшусь её, как ядовитого паука. На сто тысяч один я хоть могу отказаться от власти -999 вокруг меня только и ждут, как бы самим пролезть в пауки… А так вот если бы наша русская жизнь по-настоящему шла, то я думаю, по-настоящему так бы должно: пришел человек к власти – это все равно, что пришел к концу своему богатый и при конце своем нужно ему распорядиться добром, кому что оставить и определить, на какие надобности оставить, и никого в смертный час свой не обидеть. Где власть – тут и смерть тебе, а кто во власти для себя жить хочет тот – паук, и недаром говорят, что за паучиную гибель на том свете 40 грехов прощается» (с. 188-189).

«Прикосновенность к свободе есть и прикосновенность к страданию, но только душу свободную очищает страдание, и нельзя сказать, как говорят, что страдание очищает душу, скорее обыкновенную душу оно убивает; да, их убивает страдание, от того, что они рабы, прирожденные обезьяньего мира» (с. 390).

«Жалость есть тоска по любви, некого любить, ну, и пожалел, а кого всё равно: кошку, собачку, голубя, утопленника винного погреба. Мы, русские, такой жалостливый народ, и предметы нашей жалости разнообразны, как мир вселенный. В жалости нашей нет лица, можно животное пожалеть так же сильно, как человека, но любить животное нельзя как человека...Вся Россия личная куда-то скрылась. Вспомните замечательных наших людей, которых вы знаете, кто из них показался где-нибудь на митинге, кто явлением своей личности окрасил неуемное стадо?...Но если бы сам Лев Толстой теперь показался и сказал бы самое сильное свое слово, то и его бы ошельмовали, довольно было бы в «Правде» написать, что Лев Толстой – буржуй, и слово его не пошло бы в казармы и на фабрики (Современный интернет – аналог митингов 1917-1918 гг. Б. Дверницкий). Цвет народа – лицо его. Не цветет наше время. Потому не принимаю служения и крика во имя безликого, не беру винтовку красногвардейца, и если судьба мне выбор дает сделаться красногвардейцем или утонуть за бутылкой вина (от пули красногвардейца) в мерзлой воде погреба, нырну на самое дно» (с. 136-137). «Чиновник уже кое-что понимал о себе и, может быть, о личном подвиге и хотел быть сам собою, а солдатик был каплей, которой непременно нужно слиться с другою каплей стать бушующей волной… - Усё и усем! Бушевала море над потонувшем чиновником» (с. 134).

«Как трудно, как отвратительно писать, а нужно, необходимо. Писать любя, как раньше писалось, многие могут, потому что тут и малая любовь принимается, а писать, ненавидя, труднее – в этом испытание силы любви. Не огнем, не вином предстоит нам теперь испытание, а силой любви. Боже, дай мне силу писать, ненавидя» (с. 136).

«Волны. Все представляется как волны. Ударили волны о гранит, смыли царственных птиц, неведомо куда разлетелись хищные орлы. Бушуют волны, не дают никому садиться на утес… Но скоро волны уймутся, и птицы опять налетят.

А волны снова возьмутся незаметно гранит подмывать, самое подножие власти, и пока не подмоют и не примут власть в недра свои, до тех пор ничего и не будет особенного» (с. 139. 12.12.1917).

«Когда я лично переживал такую же смуту, какую теперь переживает Россия, мне было так, будто люди вокруг меня стоят неподвижные, а все мы, кто задел свое сердце, кто накипел свою душу, бежали, натыкаясь, как слепые, сумасшедшие ежики в лесу, на неподвижные стволы деревьев. Знал ли я, что еще долго буду жить, - и теперь никто не знает. Так было мне, будто в лесу я густом, и разум подсказал мне единственный путь: обходить неподвижные стволы и привыкать жить между деревьями, не думая о том, чтобы сдвинуть их. В лесу этом я, как ежик, устроил себе гнездышко и жил кое-как, и нажил себе разум лесной, и тряс снаружи колючками. Теперь случилось так, извечно неподвижные стволы лесных деревьев зажили, а мы все, кто двигался, залегли в свои норки и смотрели на них, вспоминали, как в прошлом то же самое было в нашей личной душе» (с. 139-140).

«Не труд, а лень, как избыток отдыха, освободила от работы… Не всякая работа ценна и не всякая лень порочна. Бывает, одно таинственное мгновенье как промелькнувшее воспоминание о светлом, всемогущем существе человека – и раб в один миг освобождается и других освобождает от подневольного рабства» (с. 373-374).

«Мы, русские люди, как голыши скатались за сотни лет в придонной тьме, под мутной водой катимся и не шумим. А что этот будто бы нынешний шум, это мы просто все зараз перекатываемся водою неизвестно куда – не то в реку, не то в озеро, не то в море-океан» (О революциях 1917 года).

В заключение приведу важнейшее высказывание Михаила Пришвина: «Я» – можно сказать только на родном языке».

Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Русофобия и новый мировой порядок
Большинство современных русофобов в России происходят из русскоязычных людей
30.09.2024
Культура – третий союзник России
Русский человек должен осознать, что он заражен русскоязычной культурой
28.09.2024
Диптих
25.08.2024
Россия и Украина
Об образе будущего мира в Европе и Евразии
09.08.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Российская Империя
День принятия Конституции России
Сегодня мы также вспоминаем монархическое совещание в Нижнем Новгороде и контрнаступление советских войск под Москвой
12.12.2024
Суверенная политическая культура России
Особенности устройства Русского государства-цивилизации
11.12.2024
День взятия русскими войсками Плевны
Сегодня мы чтим память священномученика митрополита Серафима (Чичагова)
11.12.2024
Сегодня мы чтим икону Божией Матери, именуемую «Знамение»
Также мы вспоминаем священномученика Кронида (Любимова) и писателя Н.Гарина
10.12.2024
Все статьи темы
100-летие революции
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
В Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России»
05.12.2024
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Опять Россию Запад хочет затянуть в ловушки»
К 110-летию начала Первой мировой войны: вместо победы Россия получила «похабный» Брестский мир
16.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:22