Репортаж из глубинки

О поездке на приходы Подмосковья

Новости РПЦ 
0
479
Время на чтение 9 минут
Фото: Предоставлены автором

Особенность данной июньской поездки – её не столь напряжённый ритм, как предыдущие, т.к. на неделе не было праздников. Предполагал, что об этой очередной поездке в глубинку сказать особо будет нечего, – буду в основном отдыхать в своём деревенском доме. Однако первый же день поездки оказался столь насыщенным, что я понял – придётся всё описать. Придумал и название попроще – «Репортаж из глубинки, июнь 2023 г.»

После долгого перерыва решили ехать через Иосифо-Волоцкий монастырь. По пути к обители, слева от дороги при въезде в село Ильинское Поклонный крест, установленный, как гласит надпись, «во славу Божию и в честь церкви Нерукотворного Спаса». Оказалось, что в этом году исполнилось ровно 20 лет со времени установки нами этого креста. Храм в селе необычной архитектурной формы. В нем 4 престола: главный в честь Нерукотворного Спаса и ещё в честь Благовещения, Архангела Михаила и св. пророка Ильи. К сожалению, этот храм, являющийся поистине национальным достоянием, сильно руинирован. Староста храма Александр, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС, как всегда приветлив и гостеприимен. Рассказал о своих безуспешных попытках добиться выплаты ему задолженности как чернобыльцу. Общение с Александром имеет одну печальную особенность – постоянно звучат темы вымирания деревни и деградации населения – и это в ста км от Москвы! На кладбище рядом с храмом помолились на могилах прихожан, которых я знал в то время, когда мы опекали этот храм. Значительная часть захороненных на кладбище в последнее десятилетие умерли по причине пьянства. Жену задавил пьяный муж, дав задний ход грузовиком. Другой пьяница – не пустила домой жена, сорвался с верхнего этажа и т.д. и т.п. – скорбная летопись гибели великого народа. Примерно 1/15 храма оборудована для молитвы. Есть алтарь с престолом. Довольно чисто и уютно – и это благодаря тому, что все эти 20 с лишним лет в храме не прекращалась регулярная молитва мирским чином по воскресным и праздничным дням. К сожалению, священник из соседнего села приезжает сюда служить только один раз в году – на праздник Нерукотворного Спаса. Прочитали в храме 5-й час по великопостному чину согласно Уставу. После молитвы вспоминали наши приезды сюда в конце 90-х – начале нулевых годов. Как приезжали в этот храм наш благочинный о. Николай Кречетов со своим братом Валерианом (они находились здесь в годы войны). О. Николай был очень удивлен, что клирик его благочиния положил основание к возрождению этого храма.

Иосифо-Волоцкий монастырь порадовал благолепием своих храмов с позолоченными куполами и тихой уютной обстановкой – везде ощущалось присутствие его великого основателя прп. Иосифа. У раки с его мощами мы усердно помолились.

В селе Сергиевском посетили многострадальную церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Её алтарь и трапезная часть разрушена, колокольня обезглавлена, купол набекрень – более трагической картины, надрывающей сердце, я не припомню. По телефонам и смскам мы оповестили прихожан, что в храме будет трудовой час. Пришла одна староста храма р. Божия Галина. Она по-прежнему настроена оставить свой пост, опять сетовала, что никому ничего не нужно, никто не отзывается и не приходит. Я: «А вот пару лет назад, я помню, на престольном празднике было несколько десятков человек». Она: «Из них уже многие умерли, а оставшиеся живут своими проблемами». Я: «Ну а если, допустим, будет восстановлен алтарь, появится иконостас, зазвонят колокола?» Она: «Вряд ли это что-то изменит». Я подумал: «Наверняка так и будет, когда наш храм в центре Москвы преобразился и стал одним из красивейших в столице, — это мало что изменило – народу в храме по-прежнему немного». Моё сообщение, что на днях приедет кран с вышкой и обвалившийся купол будет снят, особого впечатления на старосту не произвело. Сетует, что не появляется закрепленный за храмом священник. Я: «Появится, когда приедет кран, будет параллельно его работе служить молебен в храме». Удивился, что всего за 40 минут я с помощником навели в храме полный порядок – протёрли все иконы, лампадки, подсвечники и пр. Спрашиваю старосту: «А как отношение с таджиками, живущими здесь в трех домах?» - «С двумя семьями очень хорошо, а вот с третьей не складывается. Недавно в огород к одинокой женщине, живущей с ними по соседству, заходил их скот. На её замечание они её обматерили, а их шестилетний ребёнок сказал одному из наших детей: «Мы вас в асфальт закатаем». Я: «И как Вы отреагировали?» - «Сказала своему внуку – не дружи с ними». Я подумал: «И всё? А где сельский ход? Где русская солидарность и взаимопомощь?» Уезжал с тяжелым сердцем – скорбный силуэт полуразрушенного храма с поверженным Крестом – в аккурат недалеко от дома, где живут иноверцы. Печальная, с опустившимися руками, староста храма… Ещё староста сказала: «Для народа Вы слишком строгий, то ли дело батюшка Игорь (священник из соседнего села, скончавшийся от ковида) – он пошутит, и посмеётся, и детям во время молебна подмигнет. Правда, прочитав Вашу книгу, особенно о том, как Вы находились в больнице, я поняла, что Вы человек с большим чувством юмора». Я: «Всему свое время. На молитве мы предстоим Богу – Милосердному и Любвеобильному, но и грозному Судии. Вот батюшка подмигнул детям, рассмешил их – всё внимание молящихся переключилось на этот момент, а ведь в это время в храме что-то поётся или читается, а всё внимание мимо – надо ли это делать во время службы? Или священник с шутками-прибаутками совершает крещение младенца – все довольны, улыбаются, а священник, вместо полного погружения мочит ребенку лоб и всё остальное он делает с пятого на десятое – ну что, разве это оправдано?» Говорю на прощание старосте: «Мы будем приезжать до тех пор, пока в храм будет приходить хотя бы один человек, или когда Вы нам скажете, что приезжать не надо».

… Сижу в кресле во дворике своего деревенского дома, наслаждаюсь тишиной и красотой природы. Справа на пригорке в зарослях кладбище, напрямую – остов рухнувшего деревянного Никольского храма с сохранившимися притвором и алтарём. Благорастворение воздухов, радостные птичьи голоса. В последние годы после ряда серьёзных стрессов (общение с людьми можно сравнить с хождением по минному полю – не знаешь, где наступишь), всё более чувствую тягу к уединению. Позади большой путь монастырского и приходского служения, участие в массе общественных, патриотических мероприятий (вот уже несколько месяцев практически ежедневно на моём телеграм-канале помещаются статьи обо всех жизненных событиях – пока ещё не дошли и до середины). Кресло стоит под ветвями двух фруктовых деревьев. Вокруг с десяток кустов смородины.

Единственный соседний дом оживает только в воскресные дни. Деликатно подошел рыжий кот, поприветствовал, потершись о ножку кресла, а я его погладил. Исполнив долг вежливости, кот залёг за куст смородины, больше на меня не реагировал. Сидя в кресле, размышляю в перерывах между чтением книги арх. Софрония (Сахарова) об Афонском старце Силуане: не приблизилось ли время уединения после нескольких десятилетий бурной деятельности? Всё реже я откликаюсь на различные приглашения. Накопилось много огорчений, сердце не покидает тревога, а оно жаждет умиротворения. Отчасти такое моё состояние объясняется немалыми разочарованиями: способности самоорганизации русского человека, в его готовности к возврату к корням в богослужебном плане, в общинной модели, родственных связях, патриотике и т. д. Особенно болезненны были уходы тех, кто 2-3 десятилетия входил в актив общины (никто из них не посчитал нужным объясниться, вместе разобрать накопившиеся недоумения).

Продолжаю вздрагивать от поступающих звонков и смс, угроз отключения воды и электричества, различных ЧП на приходе, изматывающих мыслей – а чем закончится судебная тяжба по поводу значительного участка нашей земли и пр. О, как хочется покоя, желание перевернуть страницу, ликвидировать все «хвосты», гармонизировать все отношения, исторгнуть обиды и… кануть в неизвестность, в тихую безмолвную обитель. Вспомнил Патриарха Пимена. На вопрос – кем бы он хотел быть в этой жизни, он неожиданно ответил: «Сторожем на хоздворе Псково-Печерского монастыря». И ещё: глядя из окна резиденции на рабочего, собиравшего листья, он мечтательно, с грустью сказал: «Как бы я хотел быть на его месте». Конечно, от себя не уйдёшь, и в глухом месте могут быть искушения при соприкосновении с немногочисленными местными аборигенами. Помощник рассказал, как он шёл по деревне и поприветствовал идущего навстречу жителя: «Христос Воскресе!» Тот в ответ: «Христос Воскресе!» Помощник его поправил: «Надо в ответ говорить: "Воистину Воскресе!"» - «Будешь ты меня ещё учить – как хочу, так и отвечаю», - отреагировал тот.

Прогулка по лесной дорожке (их тут три), буйство красок, трава в рост человека. Вспомнил предупреждение одного из древних подвижников (авву Доровея или преп. Иоанна Лествичника) о том, что от себя никуда не уйдёшь. Не преодолев страсти в общежитии, например, раздражение, и в уединении, забивая молотком гвоздь, ударив по пальцу, – взрыв раздражения. Всего этого было целая россыпь: помощник одновременно с молитвой перед трапезой бросался зажигать лампаду, хотя я не раз говорил ему, чтобы он делал это заранее. Абажур нависает над головой и ты, садясь за стол, каждый раз тыкаешься в него головой. Выходишь на лесную поляну у крайнего дома села, а напротив него привязана собака, и ты не знаешь, насколько длинная на ней цепь – не достанет ли она до тебя. Сидишь в соломенном кресле, и его прутья цепляются за твою кофту, разрывая её и многое другое. По истине, полный покой возможен только в будущей жизни, а здесь на земле мы странники и пришельцы. О, благой Промысл Божий!

Он привёл меня в такое прекрасное место – лучше не придумаешь. Здесь, в этой глухой деревне за сотни километров от Москвы, есть всё необходимое для полноценной жизни. Единственная проблема – необходимо бывать в столице для общения с врачами в медицинском центре.

После обеда в пятницу пошли дожди, тем не менее, все намеченные службы прошли. Особенно запомнилась Литургия в Троицкой церкви села Первитино. В середине службы пошел обильный дождь. Через десяток отверстий в крыше стало заливать алтарь, образовалось несколько луж. Это не помешало неспешно закончить службу и провести ещё беседу с прихожанами.

По истине, по-царски угощал нас обедом в воскресенье единственный в районе фермер Игорь Михайлович. Много рассказывал он о бедах современной деревни: как настойчиво закрывали школу в их селе, нехватке рабочих рук, больших сложностях при реализации продукции, варварской вырубке леса, вымирание населения и пр.

Вечерня у Поклонного креста в пос. Приозерном. Неожиданно пришло человек 15 взрослых и примерно столько же детей. Объясняется это тем, что в мае здесь у Креста при совершении мною на День Ангела молебна свв. равноапп. Кириллу и Мефодию присутствовал благочинный. Это было очень важно для людей – они увидели, что мы не неизвестно откуда взялись, а действуем в согласии с ним.

После вечерни в райцентре освящал квартиру главы сельской администрации, на территории которой в основном проходят наши труды.

Самым главным событием в этой поездке было снятие лежащего на боку на большой высоте купола в храме преп. Сергия Радонежского в с. Сергиевском (обвал купола произошёл из-за того, что его задел низколетящий вертолёт). Снятие обвалившегося купола сильно вдохновило приунывших было местных жителей. Нас это тоже воодушевило, и мы наметили программу действий по дальнейшему возрождению этого храма.

Промыслительно, что обе Литургии, совершённые мной во время поездки, пришлись на дни памяти почитаемых тверских святых – прп. Ефрема Новоторжского и св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

В храме Нерукотворного Образа с. Ильинское



Вечерня у креста пос. Приозерный



Литургия в Никольском храме с. Змеево



Литургия в Троицкой церкви в Первитино



Трудовой час в Сергиевской церкви с. Сергиевское



Трудовой час в церкви с. Сергиевское



У мощей прп. Иосифа Волоцкого



У Поклонного креста с. Ильинское



У Скорбященской церкви с. Залазино



Храм Нерукотворного Образа с. Ильинское



Церковь прп. Сергия в с. Сергиевское

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
«Сербия выстоит, если Россия победоносно завершит СВО»
В Институте Стран СНГ прошёл Пасхальный Круглый стол
23.04.2025
И сколько нас, искренне верующих?
Впечатления участника пастырского совещания в Москве
22.04.2025
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости РПЦ
Все статьи темы
Последние комментарии
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.05.2025 19:50
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Константин В.
12.05.2025 19:34
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.05.2025 19:12
Краткое жизнеописание Льва Гумилёва
Новый комментарий от Русский Иван
12.05.2025 19:07
В какой же стране мы живём?
Новый комментарий от Константин В.
12.05.2025 16:59
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.05.2025 16:45