20 июня 2023 года на 92-м году жизни скончался профессор Марк Николаевич Любомудров – русский писатель и публицист, театровед и литературный критик, историк русской культуры и государственности, педагог и общественный деятель.
Марк Николаевич получил в наследство фамилию, которой награждались по окончании учебы прилежные семинаристы. «Любый», то есть «любимый», и «мудрый». И он с честью, как и его предки, пронес эту ценность через всю свою жизнь, остался верным русскому народу, родному русскому языку, памяти своих достойных предков.
Он не стал священником, но твердо помнил судьбу своих предков:
«Мое мировоззрение было предопределено генетически. По счастью, мне не надо было учиться, чтобы распознать русофобию и русофоба. Всю жизнь я ощущал упертые мне в грудь кованые подошвы его сапог. Мой счет – все с того же, рокового семнадцатого. Полчища осатаневших мародеров "в пыльных шлемах" и кожаных куртках опустошили мои родовые гнезда в первые же месяцы после прихода их к власти. Это их сапоги пинали бездыханное тело моего ярославского деда-священника, расстрелянного латышско-большевистским зверьём только за то, что он был ревностным исповедником православия и до смерти остался верен своему пастырскому долгу (в 2000 г. Архиерейский собор РПЦ канонизировал его как св. новомученика). Палаческий русофобский след и на судьбе его вдовы, моей бабушки – лишенная всех прав (был и термин такой –"лишенцы"), она с лихвой познала зловещие порядки совдеповских тюремных казематов. Реквизировали все, достигнутое трудом и талантом, уморили голодом и холодом другого моего деда – петербургского.
Беспощадная русофобская дубина разбила жизнь моего отца, безвинно брошенного в сталинскую тюрьму по знаменитой 58-й статье (контрреволюционная деятельность). Выжил – чудом. По ночам не давали спать, гнали на садистски-изнурительные допросы. А вся "вина" его заключалась в том, что он был высокопорядочным и нравственно не сломленным человеком. И под пытками он не подписал ни одного из приписанных ему обвинителями измышлений. Отец рассказывал мне, как, потрясая кулаками, следователь орал: "А почему вы не аплодировали на общих собраниях, когда объявляли о смертных приговорах врагам?" (по процессам 1930-х годов).
За лакированное голенище оккупанта-русофоба совались остатки фамильных драгоценностей нашей семьи, когда моя мать несла их в торгсин, отдавая за продукты, чтобы спасти своего младенца от голодной дистрофии. Отдала ведь и свое золотое обручальное кольцо… Такова была политика, избегнуть которой не было дано русским людям».
Он не стал священником, но продолжил ниспосланное его роду предназначение – сохранение культурного кода русской нации. После школы поступил в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского и окончил с отличием искусствоведческий факультет. Работал заведующим литературной частью в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г. Волкова. Становится членом Союза театральных деятелей России. В 1962 году защитил кандидатскую диссертацию «Творческий путь Ярославского драматического театра имени Ф.Г. Волкова». По возвращении в Ленинград работал в молодежной редакции Ленинградского телевидения, преподавал в культпросветучилище. На протяжении шестнадцати лет возглавлял сектор театрального искусства в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, затем три года был научным сотрудником Ленинградской консерватории. В 1989 году стал председателем Ленинградского отделения Всероссийского фонда культуры.
Напряженную работу он сочетал с литературной деятельностью. Публиковал статьи, рецензии, книги, в первую очередь, о театре, режиссерах, спектаклях. Становится членом Союза писателей России. Он писал о первом русском театре, созданном в Ярославле Федором Волковым. В серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга о Н. Симонове и Ю. Завадском. Печатал статьи о ведущих российских актерах – А. Борисове, В. Честнокове, Б. Фрейндлихе, Е. Лебедеве, А. Миронове, Ю. Родионове и др. Его перу принадлежит первый журнальный очерк-портрет будущей звезды русского театра актрисы Татьяны Дорониной. К сожалению, не опубликованным остался уникальный труд «Очерки истории русской советской режиссуры», созданный коллективом сектора театрального искусства в ЛИТМиК (1974-82, ответственный редактор М.Н. Любомудров).
Но как он писал о театре! «Противостояние: Театр, век XX: традиции – авангард». «Театр начинается с Родины».
Однажды он достаточно образно рассказал мне о том, чем отличается театр от «зрелища», истинно русский театр от авангардного, навязываемого нам Западом. Времена Эсхила, Софокла, Эврипида, Сократа и Платона канули в прошлое с началом деградации греко-римской культуры. В первые века христианской веры, возобладало «зрелище» в его таких радикальных формах, как публичные казни на аренах цирков (распятие христиан, травля их дикими зверями), гладиаторские бои. Это считалось тогда «театром». В Средние века в Европе продолжились публичные казни на площадях, но они уже были разрешены католической церковью. Даже после разрешения медикам анатомических процедур устраивались «театры» не только для студентов, но в большей степени для зевак. Надо ли удивляться неприязни отцов Русской православной церкви к подобным «зрелищам»? И надо ли удивляться той ответной ненависти, которую испражняют элиты Запада на национальные традиционные ценности народов России, да впрочем, и всего мира. Марк Николаевич называл «смердяковщиной» приёмы и методы европейского модерна и постмодерна, которые отчуждают искусство от человека, а драматургия демонстрирует эксцентричные и зачастую аморальные фантазии режиссера. До революции подобные системы назывались «чужеземным навозом». Современные аналитики определяют процесс разрушения цивилизационного кода русского и других коренных народов России, как «этнотерроризм».
Марк Николаевич подчеркивал, что задача искусства – служить уму и сердцу зрителя, а не его глазу и уху. Сила русского искусства (не только театра!) в его реализме, в изображении человеческого бытия в достоверности, в формах ему соприродных и соразмерных. На подмостках характеры раскрывались в системе органического перевоплощения и эмоциональной непосредственности. Этому служили открытые Станиславским законы сценического творчества – знаменитая «Система Станиславского» Аналогичные законы существуют в литературе, изобразительном и других видах искусства.
Марк Николаевич не только пишет, дискутирует, опровергает. Он действует. К примеру, создает дискуссионный театр клуба молодежи при Выборгском доме культуры (1966), из него позднее возник театр-клуб «Суббота».
И действие его со временем становится гораздо шире, охватывает не только театр, культуру и искусство. Он становится организатором и вице-президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, профессором и действительным членом Петровской академии наук и искусств, Международной славянской академии. В 2005 году вошёл в состав Главного совета восстановленного Союза русского народа. Вошёл в научный совет Института русской цивилизации. Организовал и был руководителем издательства имени А. Суворина (1990–96), выпускавшего религиозно-патриотическую литературу.
Но эта деятельность имела лично для него отрицательные последствия. В 1980-е годы, после начала активного сотрудничества Марка Николаевича Любомудрова с журналами «Наш современник», «Молодая гвардия», «Огонёк», его статьи о современном театре, о режиссуре (Г. Товстоногов, Вс. Мейерхольд и др.) получают громкий резонанс. Открытая национально-русская ориентация патриота вызвала критику, переросшую с началом перестройки в «оргвыводы». В 1987 году Любомудров забаллотирован Ученым советом ЛГИТМиК и уволен, решение, как выяснилось, было принято по личному указанию члена Политбюро ЦК КПСС А. Яковлева. В 1989 он вынужден был уйти с очередного места работы – из Ленинградской консерватории. Тогда же он был исключен из членов ВТО. Его председатель Михаил Ульянов в газете «Советская культура» (16 апреля 1988 г.) обвинил Любомудрова в «шовинизме», «национализме» и «нетерпимости». На преподавательскую работу Марк Николаевич смог вернуться в 1996 году – стал читать лекции на юридическом факультете СПб государственного университета водных коммуникаций имени адмирала С.О. Макарова (в 2004 стал профессором кафедры основ государственного управления).
Являясь с 1984 года членом Союза писателей России, неоднократно выступал на его пленумах, избирался в руководящие органы Союза. Активно участвуя в жизни Ленинградского отделения Союза писателей России, Любомудров стал одним из инициаторов-учредителей писательской группы «Содружество» (1988), впервые в советское время сформированной (в рамках Союза писателей) по признакам «уважения к ценностям русской национальной культуры и языка». 14 ноября 1989 года на VI пленуме Союза писателей РСФСР было принято решение выделить из Ленинградской писательской организации самостоятельное региональное творческое объединение – Ленинградскую областную организацию. Так из писательской группы «Содружество» образовалось Ленинградское областное отделение Союза писателей России. До последних дней своей жизни Марк Николаевич, хотя и был жителем Санкт-Петербурга, оставался членом нашей организации.
Круг интересов М.Н. Любомудрова все более смещался от театральной проблематики в сторону истории российского государства, политологии и религии. В 1998-м он в качестве ответственного редактора и автора подготовил к изданию сборник политической публицистики «Русский фронт», в выпуске которого участвовали С. Бабурин, В. Илюхин, И. Фроянов, О. Платонов, митрополит Иоанн (Снычев), О. Каратаев, Н. Нарочницкая, Вл. Максимов и др. Книга преследовала цель «помочь восстановить русское историческое самосознание, возродить русскую государственность с национально мыслящей и действующей центральной властью». В предлагаемых очерках были рассмотрены насущные проблемы русской политической, общественной и культурной жизни: русофобия, геноцид русского народа и возможности противодействия им; православие и государство; криминальная суть правящего режима; зловещая роль М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина в судьбе России; кризис морали и культуры.
Марк Николаевич до последнего вздоха оставался патриотом России. Еще в 1990 году, до развала СССР, выступая на празднике «Лики России» в московском ДК «Крылья Советов», он сказал: «Россия поднимается с колен и вынимает кляп изо рта». Это расхожее теперь выражение имиджмейкеры приписали позднее Борису Ельцинy.
«Россия поднимается с колен», был уверен Марк Николаевич Любомудров. С началом специальной военной операции на Украине против коллективного Запада он увидел, что его Родина встала. А за несколько дней до своего ухода в селения праведных он мог лично увидеть, что страна поднимает свои святые знамена. 17 июня, в Петербурге, на берегу Невы были торжественно подняты на 175-метровые, самые высокие флагштоки в Европе, три огромных флага – Российской империи, СССР и современной России.
Через несколько дней флаги были приспущены. Я уверен, Россия провожала в последний путь верного своего сына и любимого патриота Марка Николаевича Любомудрова.
Члены писательской организации скорбят и выражают искренние соболезнования родным, близким и коллегам новопреставленного Господу раба Марка.
Сергей Юрьевич Порохов, председатель Ленинградского областного отделения Союза писателей России