Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании XXVI Петербургского международного экономического форума.
Главные итоги ПМЭФ и доклад Президента России проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Кульминацией Петербургского международного экономического форума стало выступление Президента России Владимира Владимировича Путина. Он посвятил много времени детализации мер социальной политики и экономических предложений. Но главное, что Владимир Путин заявил о новой экономике – «экономике предложения», кардинально отличающейся от «экономики предложения» по Рейгану. Это принципиально, поскольку «рейгановская» экономика предложения опиралась на монетаризм – сокращение бюджетных расходов и социальных программ, сдерживание спроса, налоговую реформу, которая, кстати, провалилась. Путин предложил меры в области занятости и повышения квалификации, повышения стоимости труда, производительности, уровня технологичности, расширения производств – инвестирования, повышение эффективности и «бережливое производство». Другое дело, как инструментально будут насыщены эти позитивные и справедливые цели и предложения. В докладе много детализаций, может даже избыточно для такого рода выступлений. Однако, это создаёт ощущение глубокой проработки вопросов, попытки системно посмотреть на многие взаимосвязанные проблемы. Если сравнивать с предыдущими его выступлениями на этом мероприятии, то такое построение предпринято, на моей памяти, впервые.
Также Президент подтвердил проблемы, связанные с экономическим ростом и дальнейшим проведением макроэкономической политики.
При позитивных оценках работы Правительства Владимиром Путиным, тем не менее, он подчеркнул, что необходим более высокий темп роста как цель развития. Это все же можно рассмотреть как завуалированный упрёк. Обращаю внимание читателей «Русской народной линии», что неоднократно в своих научных исследованиях, интервью, публицистических материалах говорил, что инновационная экономика предполагает возрастающую динамику цен. Уникальность технологий обеспечивается дорогим способом – она работает проинфляционно. Поэтому давя инфляцию, давим и рост. Такое понимание отсутствует и у монетарных, и у финансовых, и у экономических властей.
Политика ЦБ приводила к тому, что цель инфляции достигалась, а цель по темпу роста – нет. Понижая инфляцию, понижали и динамику экономики – рост. Таким образом, Президент поставил задачу обеспечить рост при приемлемой инфляции. Иные трактовки – будут передёргиваниями финансовых чиновников, которые оправдывают себя тем, что достигают цели по инфляции, но это происходит при подавлении роста – и причём уже много лет. Мне кажется, что эту проблему нужно подчеркнуть особо – она хроническая и тормозит развитие российской экономики многие годы.
Успехи – это хорошо, но отсутствие критического их осмысления может сыграть плохую шутку с экономикой. Бессмысленно разбирать такое число многочисленных деталей и отдельных локальных решений, тем более, что это планы. Важен общий подход – формируемая модель, и заявка о модели «экономики предложения», в рамках которой, прежде всего, нужно делать упор на согласование макроэкономической и отраслевой политики, на развёртывание производств и новых отечественных технологий, повышение эффективности. Это и прозвучало, но утонуло, на мой взгляд, в море деталей.
Прекрасно, что низкий уровень безработицы и цен. В 2022 году инфляция составляла 11,9%, не так уж и низка – это при спаде ВВП. Но она относительно низка в 2023 году, но будет низок и рост. Низкий уровень безработицы 2022 года, но при дефиците трудового ресурса, особенно высококвалифицированного, что прозвучало в вопросах Д.Саймса.
Обращу внимание читателей на ещё одну идею Владимира Путина: системное повышение заработной платы, связанное с увеличением МРОТ, превышающим прожиточный минимум, а также политикой в области заработной платы – регулирование рынка труда с целью повышения реально располагаемых доходов. Нужно, чтобы темп роста реально располагаемых доходов опережал инфляцию, что даст повышение материального уровня жизни.
Эти идеи звучат в работах представителей Академии наук – Дмитрия Семеновича Львова, Сергея Юрьевича Глазьева, а также вашего покорного слуги. И эти идеи многократно подтверждались научными разработками и оценками.
Но увеличение заработной платы потребует изменения структурного соотношения между материальными затратами и зарплатой. Цена ресурсов на внутреннем рынке должна быть относительно понижена, а затраты на труд – увеличены. Иначе это будет двигать цены вверх. Это структурное базовое изменение связано с интенсификацией роста и решением задачи повышения инвестиций и подготовки кадров – системная задача не решается наскоком или инструментальными методами, разбросанными по спектру важных, но узких аспектов развития. Наращение инвестиций нужно синхронизировать с ростом спроса – потребления (реального дохода). Эти проблемы требуют куда более выверенной макроэкономической политики, чем планируется и проводится сегодня и более – структурной политики особого типа, сочетающей меры макро и отраслевого уровня.
Стоит говорить о народно-хозяйственном плане, который увязывал бы всю отраслевую специфику развития с общими макроэкономическими задачами – планы по финансам, фондам и кадрам. На стабилизации далеко не уедем, стабильно всё и на кладбище, а развитие предполагает движение и ускорения, что противоречит термину стабильность или стабилизация. Интенсификация инновационного процесса требует иных условий – не просто специальных инвестиционных контрактов и кредитов по более низкой ключевой ставке, субсидирования НИОКР и серий или промышленной ипотеки, что полезно и должно работать на общий успех, но изменения структуры размещения ресурсов по секторам экономики, государственной активности, а не опоры только на частные инвестиции. Это создаст режим недоразвития, как многократно подтверждала российская практика капитализма.
В докладе Президента прозвучало множество инструментальных мер (много – полезных!), что предположить их суммарное влияние на поставленные цели не представляется возможным. Например, ужесточение монетарной политики может снизить результативность этих мер – всех и сразу, что многократно и происходило. Особенно отмечу для «Русской народной линии», что я внимательно слушал Президента и его ответы на вопросы Дмитрия Саймса, и не услышал ни единого слова о новой приватизации.
Наша либеральная команда экономического блока Правительства села в лужу – экономические предложения Президента не затрагивают вопроса новой приватизации. Россия может и должна справляться без приватизации. Важно это особо подчеркнуть, что Президент, рассматривая инструменты развития экономики, не коснулся приватизации и не рассматривает этот инструмент в принципе!
Продажа акций государственных предприятий не даст большой выручки бюджету, при этом государство потеряет влияние на развитие корпораций и на экономику. В условиях СВО и экономической атаки на Россию этого делать нельзя категорически, так как это напрямую подрывает национальную безопасность страны.
И последнее, что вызывает интерес. Предполагаю, что это специальная задумка – вопросы Дмитрия Саймса были посвящены, в основном, за некоторыми исключениями, все-таки больше Специальной военной операции и конфликту на Украине, а доклад Президента – был сугубо экономический, как будто нет СВО, нет экономической атаки. Я порицал такое отношение многих экономистов – и не отказываюсь от своего мнения, но в данном случае думаю, что это хороший политический приём. Как и блестяще вмонтированный фильм о бесчинствах и преступлениях бандеровцев.
Замечу, что Президент России ни слова не проронил не только про приватизацию, но даже про санкции. Это весьма сильный политический ход Путина. Он даёт понять, что России плевать на экономическую атаку Запада. Дело не в приватизации, а в системных инструментах управления и планировании экономики, что и показал Президент.
Из его доклада следует, что Россия развивается независимо, ставит планы, достигает цели, имеет неплохие экономические показатели по итогам 2022 года и смотрит с оптимизмом в светлое будущее!
Дай Бог, чтобы риторика доклада была реализована на практике и дала результаты. Но без смены успешного экономического блока, к сожалению, это вряд ли будет возможно. Они настаивают на приватизации, на борьбе с инфляцией, а Президент ставит задачу качественно иного роста – по реальным параметрам экономики. А это выдвигает требование – изменения подхода в области макроэкономического планирования и политики. Кто не увидел этого – должен будет, на мой взгляд, оставить должность в экономическом блоке правительстве, который может стать обузой заявленному развитию России.