В Белгородской области 18-20 мая 2023 прошли литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле». Они проводятся с 1999 года и организованы в ознаменование памяти подвига советского народа в героическом танковом сражении под Прохоровкой. Центральным событием фестиваля является церемония награждения поэтов и прозаиков – лауреатов всероссийской литературной премии «Прохоровское поле», которая присуждается за высокохудожественное раскрытие патриотической темы.
Первым лауреатом премии стал поэт-фронтовик Михаил Федорович Борисов, Герой Советского Союза, совершивший свой подвиг в знаменитом таковом сражении под Прохоровкой 11 июля 1943 года, когда 19-летним юношей он лично подбил семь танков врага. Михаил Фёдорович ушёл из жизни в 2010-ом, но в моей памяти навсегда встречи с ним, в том числе и в Прохоровке, куда я приезжала с писательской делегацией ещё в далёких 2006-2007 годах.
С тех пор здесь многое изменилось: государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» теперь включает музеи «Третье ратное поле России», «Битва за оружие Победы», «Музей бронетанковой техники», «Памятник Победы «Звонница», а также публичную библиотеку имени основателя фестиваля Н.И. Рыжкова и большой гостиничный комплекс. Признаюсь, мне, как внучке погибшего на Курской дуге пехотинца Василия Дмитриевича Пичугина, отрадно смотреть на величественные памятники, запечатлевшие исторические личности и главные моменты сражения, на огромные современные здания. На библиотеку, открытую при храме святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, в ознаменование 50-летия Великой Победы в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Её фонд комплектуется за счёт подаренных книг и сейчас насчитывает более 76 000 единиц хранения, полученных от благотворителей, издательств, организаций и, конечно же, писателей. В этот раз, по сложившейся традиции, наша делегация не осталась в стороне ̶ библиотечные полки пополнили новые сборники современной поэзии, прозы и публицистики, изданные в разных регионах страны.
Поражающий своими масштабами музей «Третье ратное поле России» общей площадью 5000 кв. м открылся 2 мая 2010 года. Его смело можно отнести не только к достоянию Белгородчины, но и всей России. Музей составляет единый архитектурный ансамбль с Петропавловским храмом и культурно-историческим центром. Архитектурной доминантой комплекса является величественный собор. Устроителям музея удалось создать атмосферу вселенскости подвига наших предков и благодарной памяти их потомков. В центре предмузейной площади – грандиозная скульптурно-художественная композиция «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран». Сжатый до миниатюры образ Прохоровской битвы, тем не менее, в полной мере передаёт накал происходившего, от скульптурной композиции невозможно оторвать глаз, кажется, слышен рёв взъярённых моторов, лязганье и скрежет грозного железа. Автор композиции народный художник России Фридрих Согоян.
В 2020 году к 77-летию битвы на Огненной дуге в комплекс вошёл музей, посвящённый героям тыла «Битва за оружие Великой Победы», крупнейшее в стране хранилище памяти о масштабной эвакуации предприятий и людей из прифронтовой зоны вглубь страны. Экспозиция повествует о героическом подвиге тыла, помогает понять, насколько велика цена Победы, когда даже в детсадах ребятишки помогали оснащать каски для бойцов. Для зрителей на видеоэкранах разворачиваются истории людей, сумевших выстоять в то нелегкое время: вот рассказ о мальчишке Володьке, который в 1943 работал на военном заводе, там же в столовой, получая суп на донышке алюминиевой миски, мечтал хоть раз поесть досыта. И однажды, он увидел, что все остальные ждут, когда он закончит обед, не притрагиваясь к еде. «Володя, ̶ сказали ему, ̶ у тебя сегодня день рождения, мы дарим тебе по ложке супа». Впервые он встал из-стола сытым…
В экспозиции музея около двух тысяч экспонатов ̶ личные вещи выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, выдающихся конструкторов, инженеров и директоров заводов предвоенного и военного времени. Думаю, что многие молодые люди после экскурсий и рассказов о своих сверстниках выходят из музея другими людьми. Жаль, что это не случилось с Министром культуры РФ Ольгой Любимовой, открывавшей экспозицию в 2020-м. В противном случае не было бы в нашей столице на набережной арт-объекта в виде куска чего-то такого дурно-пахнущего. И не появился бы новый возмутительный памятник в «Зарядье» – голова первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Судите сами: чтобы отметить 60-летие первого полёта в космос, столичные креативщики не придумали ничего лучше, как установить голову Гагарина и просверлить в ней отверстие. По приставленным ступенькам вы можете подняться и заглянуть в эту самую дыру в голове. Что вы там увидите, я не знаю.
Честно говоря, не рискнула приблизиться, а ведь арт-объект адресован детям. Может, им демонстрируют мозги первого космонавта, может, показывают космос, а, может, комиксы?… Такое вот арт-уничтожение священного для нескольких поколений образа не только героя СССР-России, но героя всей Земли, которому теперь можно запросто сделать дыру в голове и ещё заглянуть туда любому желающему…
Когда наша писательская делегация, включавшая представителей разных краёв России, в том числе и Донбасса, после музеев, после звонницы Прохоровского поля, аллеи памятников командующим сражения и рядовым воинам в парке Победы, после потрясающей диорамы «Огненная дуга», прощалась с Белогорьем, чувство гордости, сознание величия и бессмертия подвига наших предков горело в наших сердцах. И ещё осознание, что весь этот мемориальный комплекс третьего ратного поля Отечества создан воистину благодарными потомками, достойными своего наследия людьми с большой буквы, такими же патриотами и сынами Отчизны, как и их отцы, деды и прадеды. Несомненно, одну из главных ролей в созидании мемориала и по настоящему всероссийского фестиваля сыграл Евгений Степанович Савченко, ныне экс-губернатор Белгородской области, пришедший на встречу с писателями и в этом году. Очень многое в образовании, науке, в строительстве и в промышленности, в сельском хозяйстве Белогорья созидалось этим человеком как возвращение морального долга за те жертвы, принесённые в Великой Отечественной ради Родины: дети и внуки героев, положивших свои жизни ради их счастья, обязаны быть счастливыми.
Отсюда вопросы к нынешним обитателям высоких кабинетов о нашем моральном долге перед сегодняшними защитниками России. Все мы знаем, что всего прочнее на земле памятник из «царственного слова», и стихи о героях СВО пишутся и публикуются во всех регионах страны. Союз писателей России вместе с издательством «Вече» хотели бы представить сборники, посвящённые боевым подвигам наших современников на ежегодном фестивале на Красной площади «Книга России», который традиционно проходит в самом начале июня. Но, как и в прошлом году, мероприятие не вошло в план фестиваля, не то что главная сцена фестиваля, но даже 45-минутная площадка в одном из многочисленных «шатров» для презентации книг о ведущейся на Украине войне за Русский мир устроителями не выделена.
Порой хочется воскликнуть вслед за Никитой Михалковым: «Где хоть одно сдержанное обещание? Почему кремлёвских вредителей вопреки обещаниям продолжают в упор не замечать?». Ведь за прошедшие полтора года СВО в культурной политике страны ничего не переменилось. Неизменным осталась принадлежность Союза писателей России к Минцифре, а не Минкульту, неизменённой осталась ситуация с принципиальным неучастием государства в издании книг с, казалось бы, столь востребованными временем произведениями повышенной патриотической и гражданской тематики, всё то же ̶ с книжными магазинами. Не исчезла латиница, не стираются иностранные слова на наших улицах и в эфире. Не прекращается вестернизация страны. И вот следующая жёсткая, но справедливая реплика Михалкова: «Как так получается, что слуги народа – они же сами себя так и называют – действуют исключительно наоборот? Против своего же народа. Это – откровенные вредители, сидящие наверху. Я не могу сказать о том, что они плохие депутаты. Плохие те, кто выполняют свою работу некачественно, спустя руками. А эти… не выполняют вовсе, они преследуют собственные интересы или интересы коллективного Запада. Они, не скрывая, отдают все свои силы. В работу. Только в работу во вред нашей Родины. Это как называется? Самая верхушка вообще понимает, что эти люди разрушают Россию изнутри? Никакие внешние враги и не нужны. Дайте им ещё поорудовать с десяток лет, всё само собой развалится. От вредителей, подобно бабушкам в огородах и на дачах, нужно избавляться. Иначе урожая не будет».
А как мы посмотрим в глаза наших воинов, когда они вернутся с полей сражений и увидят дырку в голове Гагарина? Увидят на сценах хоть и бородатого, но в женских одеяниях Киркорова с пугливым Агутиным? При этом не услышат песен и стихов о себе, о своих подвигах с экранов ТВ и радиоэфирах? А ведь на Прохоровских чтениях композитором-песенником Надеждой Колесниковой была представлена песня на стихи лауреата премии «Прохоровское поле» 2023 года Виктора Кирюшина «Позывной Россия», которая, поверьте, способна сплотить страну и придать нашим воинам сил для победы!
Как мы посмотрим в глаза наших бойцов, когда они узнают, что за расхищение 50 млн рублей всё так же, как и до войны, не срок дают, а новую должность? Об этом опять же спрашивал Михалков в «Бесогоне»: «почему патриотов Родины не ценят, а за предателями гоняются – только не с целью посадить их в тюрьму, а чтобы предложить всё ту же новую должность?»
Победители вернутся с фронтов. И если мы не сможем ничего изменить в нашей культурной политике, то смогут они. И тогда, может быть, и у здания Минобороны на Фрунзенской набережной появятся памятники не актёрам, сыгравшим роли солдат Великой Отечественной войны, пусть даже в самых известных фильмах (таких памятников уже два), а настоящим реальным Героям России. Таким, как мой земляк Александр Мальцев с позывным «Кубань», памяти которого я посвятила стихотворение.
Позывной «Кубань»
В каком краю рождаются герои?
Как угадать?
Когда лютует брань,
Встают богатыри на поле боя.
Идут в бессмертье. И средь них — «Кубань».
Мобилизован в северной столице.
Опыт Чечни продолжен в СВО.
А позывной? Кубань родная снится!
Лабинск и мама, и друзья его.
— Он был мужик. Из тех, кто гибнет стоя.
— Он ввёл нас в бой. А дело было дрянь.
Накрыло группу. И сквозь грохот боя:
«Держись, «Кубань»! Прикрой ребят, «Кубань»!
Он всё сумел! Остался жить «трёхсотый».
А накануне фрициков взял в плен,
орудуя во вражеском окопе
похлеще, чем заморский супермен.
И журналисты налетели вскоре.
— Где Мальцев здесь? Кто Александр? Встань!
На первом месте в новостном просторе
подвиг солдата с позывным «Кубань».
…Героя смерть — сродни закату солнца.
Путь воина бессмертьем осиян.
Течёт река и песня вольно льётся,
звучит в эфире позывной «Кубань»…
Светлана Николаевна Макарова-Гриценко, председатель Краснодарской краевой писательской организации, главный редактор журнала «Краснодар литературный», заслуженный деятель искусств Кубани