15 мая в Москве в «Институте Царьграда» состоялся интересный семинар на тему «Философия либерализма. Опыт деконструкции», в котором мне довелось принять участие. Главными докладчиками на семинаре выступили кандидат философских наук Наталья Викторовна Мелентьева и кандидат философских наук, доктор политических и социологических наук, директор Института Царьграда Александр Гельевич Дугин.
«Институт Царьграда» выложил запись семинара. Она довольно длинная – почти четыре часа. Мне дали слово в самом конце, я говорил коротко на тему идеологии либерализма, о чем писал в своей большой работе «Реабилитация идеологии».
Докладчики предложили экскурс в логику развития европейской мысли, показав, что тенденция к расчеловечиванию и трансгуманизму, которая всё явственнее проявляется в жизни западной цивилизации, была заложена ещё в древние времена, когда на понятийном уровне из-за особенностей латыни некоторые важные философские категории не нашли своего выражения латыни и затем в европейских языках. Истоки современного либерализма докладчики видят в философии номинализма и в философских спорах позднего Средневековья.
Философско-лингвистический ракурс проблемы, конечно, был интересен, но, на мой взгляд, сводить всё к нему – значит упрощать проблему. Не случайно я задал вопрос докладчикам – а почему именно на Западе возник либерализм. Отвечая на него, Александр Дугин увидел корень именно в языке, в том, что в латыни отсутствовали некоторые важные понятия, которые были присущи греческому языку и от него перешли в богословие и мировоззрение славянских народов.
Язык, несомненно, важен, для понимания истоков нынешнего краха западной цивилизации. А то, что западная цивилизация переживает крах, мы уже видим воочию, по крайней мере, видят те люди, которые понимают, что цивилизация – это не только и не столько материальные богатства, которыми сегодня кичится Запад. Запад умирает в духовном смысле. Это видели ещё в ХIХ веке наши русские славянофилы. Это видели наиболее глубокие умы Запада, например, Шпенглер в начале ХХ века. Сегодня смерть Запада становится очевидной для всех людей, совсем уж не лишённых духовного зрения.
На мой взгляд, причины духовной катастрофы Запада нужно искать не столько в особенностях языка, сколько в варварском характере западной цивилизации, которая была создана варварами и покорёнными ими постримлянами – частично окультуренными и охваченными влияниям великой Римской империи народами юга и юго-востока европейского континента.
Примечательно, что те территории, которых в наибольшей степени коснулось влияние Римской империи, худо-бедно до сих пор сохраняют католичество, то есть более высокую в духовном смысле религиозную систему. А северные европейские народы, которых в меньшей степени коснулось влияние Римской империи, вступили на путь протестантизма и в наибольшей степени продвинулись по пути расхристианизации, внедрения новой «нормальности» вместо христианской культуры, которая и создала европейскую цивилизацию.
Варварский дух, который подспудно жил в европейских народах, и погубил Западную цивилизацию. Что такое дух варварства? Это, прежде всего, дух гордыни. Именно гордыня привела к катастрофе Западную цивилизацию. В чём это выражалось?
Во многих факторах. Например, в том, что западный епископат во главе с папой Римским не смог правильно выстроить церковно-государственные отношения, и в итоге церковный Рим пытался подчинить себе светскую власть, что привело в дальнейшем к тяжелейшим войнам между светской властью и находящимися под влиянием Ватикана правителями. И, в конце концов, папство лишилось светской власти, но заразилось властным духом, который на Руси неслучайно называли папёжничеством.
Варварский дух гордыни выразился и в том, что европейские народы попытались украсть идею Империи, но поскольку не смогли её глубоко понять, варварски исказили её суть. Ведь империя Римская, империя Ромейская и империя Русская строились на принципе «единство во многообразии». А западные империи (в наименьшей степени католическая Австрийская империя и в наибольшей степени протестантская Британская империя) жёстко разделили империю на метрополию и колонии. И задачи империи они видели в грабеже колоний.
Все три Рима никогда не стремилась к тому, чтобы грабить колонии. Напротив, стремились поднимать и возвышать колонии до уровня метрополии, включали в свой состав представителей элит колонизируемых территорий. В этом и заключается сила и притягательность подлинной империи. Западные империи – это империи господства и подчинения. Отсюда и тот тип колонизации, который западные народы продемонстрировали на американском континенте, когда очищали территории от населения. И совершенно иной была русская колонизация Сибири и Дальнего Востока.
Этот варварский дух гордыни выразился и в том надрыве, который попытались реализовать лучшие представители западных народов, приняв Христианство. Ведь попытка распространить обет безбрачия не только на монашествующих, но и на белое духовенство – это и есть горделивая попытка сформировать некую касту избранных. Неслучайно Католическая церковь исказила принцип соборности и разделяет членов церкви на «церковь учащую» и «церковь учащуюся», которые и причащаются разным способом. И к чему это привело? Ныне, когда дух века сего практически подчинил западную церковь, мы видим воочию постоянные скандалы, связанные с обвинениями в педофилии католических священников.
Этот надрыв выразился и в специфическом типе западной христианской религиозности, в почитании тех западных подвижников, которые уходили от духовности к душевности, к своеобразному христианскому сентиментализму. Можно привести множество примеров западных духовных авторитетов.
Варварская гордыня выразилась и в создании воинских рыцарских орденов, сформированных по принципу орденов монашеских с обетами безбрачия для рыцарей, выступавших в походы для освобождения Гроба Господня. Однако эти крестовые походы в итоге выродились в погром Ромейской империи в 1204 году и в нашествия на православные земли Востока, в том числе на Русь. Чем этот надрыв сам себя и разоблачил.
Примечательно, что в России традиция западных воинских орденов была припринята только на западной окраине Русского мира – в Запорожском войске. В отличие от других казачьих объединений запорожцы не женились и не оседали на землю. Из-за чего они горделиво и с презрением относились к казакам Дона и Кубани, которые вели естественный образ жизни – заводили семьи, оседали на землю. Неслучайно Запорожской войско, как только Российское государство вышло к границам юго-востока, было ликвидировано властью, как опасный источник для естественного течения жизни.
И далеко неслучаен культ запорожцев у нынешних украинских националистов, которые пытаются себя ассоциировать с запорожцами, возродить тот самый дух казачества.
На мой взгляд, именно этот варварский дух западной цивилизации, выразившийся в европейской гордыне, и привёл к нынешней катастрофе Запада.
Поэтому, когда мы ищем истоки противостояния России и Запада, мы должны понимать, что это продолжение борьбы Империи (Третьего Рима) и Варварства. И нас не должна смущать мишура внешнего блеска Запада. Она совсем скоро окончательно поблекнет. По крайней мере, элита, управляющая западными странами сегодня, производит совсем уж жалкое впечатление.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания, член Союза писателей России
6.
Христос Петру: отойди от меня сатана, ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Путин правильно назвал Запад сатанинским. Но это относится, конечно, в первую очередь к его элите и подпольной антихристовой банде Deep State (Закулисе).
5.
" Die Brüder zollten mir ihre höchste Bewunderung, Leonardus umarmte mich, er nannte mich den Stolz des Klosters."
- Братия выразила мне высочайшее восхищение, Леонардус обнял меня, он назвал меня гордостью монастыря. ( Испортили парня - С..Н.)
4. Согласен полностью в главном
А чтение Дугина вызывает оскомину.
Типичный путаник, любящий многозначительные словечки, за которыми часто нет даже полезного для обсуждаемой темы содержания.
3.
2.
1. Брат ты мне или не брат, рад ты мне или не рад...