Вчера на сайте у нас была опубликована статья Василия Владимировича Дворцова «Вперёд – в прошлое» с подзаголовком «Фантастика против Христианства».
Публикация вызвала полемику в соцсетях, основная претензия к тексту заключалась в том, что если любую выдумку позиционировать в качестве того, что считается в аскетике прелестью духовной, то у нас останутся из литературы только словари да справочники.
Что плохого в том, что прозорливые фантазёры изобразят иллюстрации возможных последствий воплощения в жизнь той или иной инженерной или футурологической мысли?
Разве Жюль Верн (и его последователи вплоть до Азимова) или философы-антиутописты – такие уж вредители?
И тут важно сделать уточнение – для христианина опасность произведений, написанных в жанрах научной фантастики, фэнтези и антиутопии не в том, что читателю преподносится некая выдумка, а в том, что выдумывается такая мифологическая картина мироздания, где нет места Вседержителю. И это дезориентирует читателя, который ищет помимо увлекательного сюжета ещё и подсказки на ответы на Главные вопросы.
Творца, как мы помним, старательно изгоняли на протяжении всего XIX века: Дарвин – из природы; Маркс – из исторических процессов; Фрейд – из наших душ и т.д.
Но картина мира, созданная вульгарными материалистами, оказалась слишком пресной, и тогда выручило то, что классифицируется в качестве пантеистического космизма. На самом деле за столь мудрёным термином скрывается банальная магия – предположение, что всё во вселенной пронизано некой безликой «силой», и одни умеют пользоваться этими энергиями, другие – нет. Наиболее завершённое воплощение эта незамысловатая идея получила в знаменитой саге про «Звёздные войны».
Там ведь т.н. «тёмная сторона силы» – это вовсе не какая-то «не та энергия», нет, энергия безлика. Но существуют якобы «хорошие» методы использования этой «Силы», а есть – «плохие».
Всё плохое и всё хорошее уже есть в человеке, и некоторые его действия активизируют плохое, а некоторые – хорошее. Никакого внешнего по отношению к человеческому сознанию духовного фактора якобы не существует. Испытал неправильные эмоции, поддался их влиянию – взращиваешь в себе «тёмное», не поддался – молодец!
И западным постхристианам, играющим в буддистов, и постсоветским атеистам, играющим в йогов, такая постановка вопроса оказалась весьма по нраву.
Вот это – действительно проблема проблем, и на этом, уверен, нужно делать акцент.
Иначе люди, столкнувшись с критикой самого, пожалуй, популярного жанра в современной культуре, воспримут наши предупреждения в качестве «демонстрации мракобесия».
Ещё раз.
Одно дело – сочинять истории, которые происходят с вымышленными героями, но в мире, где действуют невымышленные законы, и совсем иное – фабриковать реальность, в которой просто нет Бога как такового и действуют законы, описываемые при посредстве мифологической картины, сфабрикованной на основе атеистических идей.
В спектре от МЛФ до той или иной разновидности магизма.
И в этом смысле полагаю, что от советской литературы, где писатели-атеисты покушались изобразить душевную жизнь человека, – вреда не меньше, чем от фэнтези или постапокалиптики.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
87. Ответ на 86, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
https://www.youtube.com/watch?v=u7xrScFHgPE
86.
85. Ответ на 84, иерей Илья Мотыка:
Чем и вызван мой комментарий на монолог Волкова.
84. Ответ на 79, С. Югов:
Насколько помнится, в одной из записей-бесед очень ярко, живо темы проблем с ВЕРОЙ коснулся протоиерей Андрей Ткачев – именно стороны «запретительной» как ОСНОВНОГО способа «гашения» неудобных вопросов…. Впрочем, то несложно узреть и в известном разговоре с Преподобным Серафимом Саровским Н. А. Мотовилова о цели жизни христианской, коим отрок задавался не единожды получая от лиц сана духовного один и тот же односложный ответ – ходи, мол, в Церковь и… не «заморачивайся»? Но ведь не у одного Мотовилова проявлялась подобная любознательность? А получал ли человек вмещаемый ответ? Кстати, чем не почва-то для возникновения т.н. АТЕИЗМА, склоняемого ныне «на все лады»?
Так, что Л.Н. Толстой, представляется, с одной стороны, безусловно, «жертва» неправильной ИНТЕРПРЕТАЦИИ Слова Божьего и не только (!), а с другой – НЕПОСЛУШАНИЯ в ситуации, неведения ГРАНИЦ собственного познания, его ограниченности, ну и еще ОДНОЙ – исключительно принципиально--важной «вещи», кою оставим «за кадром»!
Обратим внимание и на такую «деталь» - «КОЛОКОЛ» вдарил и… разве не «срезонировала» соответствующим образом окружающая среда?
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/05/17/nazad__v_buduwee?page=3Кстати ответ священнослужителей был не поверхностный, как кажется изначально. Так как участие в богослужении, таинствах, молитве дома и соблюдение заповедей, это очень хорошее средство для благочестивого настроя жизни при определенном усердии. Слушание проповедей, чтение Евангелия и другой духовной литературы, принесло бы хорошие плоды. К сожалению после эпохи Просвещения подобные книги в среде образованных людей мало встречались. Обучение в гимназиях и вузах носило антицерковный характер. Поэтому подросток из образованных был вынужден маскировать свой интерес если он возникал. Да и удовлетворить его было проблематично без доброго совета. А совет надо было еще спросить и попасть на доброго советчика.
83. Ответ на 80, Русский Сталинист:
К нашей древней столице отцов
Где нашёл он таких генералов
И таких легендарных бойцов?
Он взрастил их!
Над их воспитанием много думал
Он ночи и дни.
О, к каким грозовым испытаниям
Подготовлены были они! (А. Вертинский. "Он. Песня о Сталине" 1945 год)Гражданская война шла на национальных окраинах. Среди русских граждан СССР коллаборационистов было немного. Это хиви в первую очередь, но они служили из-за страха. Карательными экспедициями против жителей деревень пограничных территорий с Эстонией отличились новгородские и псковские старообрядцы.
82. На 76
81. Переводчик на русский язык, обрати внимание!
80. На 76 комментарий
К нашей древней столице отцов
Где нашёл он таких генералов
И таких легендарных бойцов?
Он взрастил их!
Над их воспитанием много думал
Он ночи и дни.
О, к каким грозовым испытаниям
Подготовлены были они! (А. Вертинский. "Он. Песня о Сталине" 1945 год)
79. В Священном Писании сказано: При многословии не миновать греха (Притч. 10: 19)
Насколько помнится, в одной из записей-бесед очень ярко, живо темы проблем с ВЕРОЙ коснулся протоиерей Андрей Ткачев – именно стороны «запретительной» как ОСНОВНОГО способа «гашения» неудобных вопросов…. Впрочем, то несложно узреть и в известном разговоре с Преподобным Серафимом Саровским Н. А. Мотовилова о цели жизни христианской, коим отрок задавался не единожды получая от лиц сана духовного один и тот же односложный ответ – ходи, мол, в Церковь и… не «заморачивайся»? Но ведь не у одного Мотовилова проявлялась подобная любознательность? А получал ли человек вмещаемый ответ? Кстати, чем не почва-то для возникновения т.н. АТЕИЗМА, склоняемого ныне «на все лады»?
Так, что Л.Н. Толстой, представляется, с одной стороны, безусловно, «жертва» неправильной ИНТЕРПРЕТАЦИИ Слова Божьего и не только (!), а с другой – НЕПОСЛУШАНИЯ в ситуации, неведения ГРАНИЦ собственного познания, его ограниченности, ну и еще ОДНОЙ – исключительно принципиально--важной «вещи», кою оставим «за кадром»!
Обратим внимание и на такую «деталь» - «КОЛОКОЛ» вдарил и… разве не «срезонировала» соответствующим образом окружающая среда?
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/05/17/nazad__v_buduwee?page=3
78.
Увы, отношение ув. о. Александра к Романовым тенденциозно в большей мере, нежели исторично. Как и отношение иных к СССР.