Наше время – время компьютеров, интернета и нанотехнологий. Восторгаясь достижениями современной науки и техники, мы не особо задумываемся – для чего, собственно, они нужны и с какой целью были созданы. Задавшись этим вопросом, мы получим несколько неожиданный ответ.
Технические новшества, поразительные изобретения и хитроумные компьютерные программы являются лишь следствием трех человеческих желаний. Первое из них – расширить, желательно до бесконечности, свои возможности. Второе – удовлетворить свое любопытство. Третье – обеспечить максимальный комфорт и получить удовольствие.
Казалось бы, все понятно и естественно, но в процессе осуществления этих благих намерений возникли непредвиденные сложности. Начать с того, что возможности людей выросли многократно, но еще больше выросли их запросы.
Далее оказалось, что перестройка сознания человека под информационно-компьютерное поле влечет за собой неспособность к реальной жизнедеятельности, ибо виртуальное пространство существует по иным законам, чем реальный мир, а существование параллельно в двух мирах влечет раздвоение сознания, которое никак нельзя назвать хорошим подарком для разума. Так или иначе, возникает вопрос об адекватности человека, его существования в реальной жизни. Конечно, в полной мере утрата жизнеспособности встречается пока не так часто, но стоит лишь присмотреться к продвинутым сисадминам и программистам, чтобы увидеть разные стадии этого процесса. Даже если не углубляться в психологические исследования изменения личности, проводящей за экраном половину своей жизни, одна банальная гиподинамия чего стоит. Резко помолодевшие за последние десятилетия сердечно-сосудистые заболевания наглядно свидетельствуют об удручающей слабости, а соответственно и неприспособленности современного человека к реальной жизни. Да еще проблемы со зрением, позвоночником, суставами, диабет и т.д.
Если говорить о личности… Законы виртуального мира примитивны и полностью укладываются в простую формальную логику. Виртуальный мир – одномерен. В жизни все гораздо сложнее. За последние полтора-два десятка лет, когда компьютеры стали полноправными членами каждой семьи, накопилось достаточно много информации о его воздействии на человека. Мы уже имеем поколение полностью сформировавшихся людей компьютерной эпохи. Увы, наряду с понятными плюсами использования ПК, есть не меньшее число минусов, если не большее. Термин «цифровая деменция» скрывает за собой ужасающую правду – деградация умственных способностей напрямую зависит от времени проведенного в виртуальном пространстве. Сейчас мы уже можем с уверенностью говорить об опасности привыкания к цифровым устройствам в раннем детстве. Дети, освоившие гаджеты в возрасте до 7-8 лет как правило плохо способны к творчеству. В подавляющем большинстве случаев они не могут сделать что-то материально-конкретное своими руками. Например, сколотить скворечник для них - неразрешимая задача. Более того, уже в более взрослом состоянии они с трудом могут освоить рабочие профессии. Ну и, наконец, отсутствие жизненной интуиции стало просто бичом продвинутых пользователей. Незаметно происходит атрофия чувств, за ненадобностью они постепенно отмирают. Люди становятся как бы замороженными, все больше напоминая Кая из сказки Г.Х. Андерсона «Снежная королева». Только вместо сказочной королевы они вполне добровольно и реально попали под власть виртуального мира и цифровых технологий.
Понаблюдайте за молодыми людьми, уткнувшимися в свой любимый гаджет. Они перескакивают с одного сайта на другой, из одной соцсети спешат в другую, нигде подолгу не задерживаясь. Длинный текст, или нечто требующее усилие внимания, просто игнорируется. В лучшем случае прочитывается две – три фразы и дальше, дальше, дальше… Процесс осмысления практически отсутствует. Некогда. Человек становится ущербным – ни чувств, ни разума. Чувства не нужны, а думать – некогда. По законам физиологии человеческого организма то, что не развивается – отмирает. В итоге получаем недоразвитую личность, уверенную в своем всемогуществе. Вот она – цифровая деменция во всей красе. А как же иначе? Ведь интернет всегда под рукой, кнопочку нажмешь – получишь ответ. А насколько уж он правильный, кто его давал, да ещё зачем и почему – эти вопросы остаются без ответа.
В одной из телепередач, посвященных цифровым технологиям будущего, молодой парень с пеной у рта доказывал преимущество машин и компьютеров над человеком: память, реакция, производительность. Из этого делался вывод о необходимости создания киборгов – этакой составной химеры из механизмов и человека. Вот, мол, настоящий сверхчеловек – человек будущего с неограниченными возможностями. Смотрел я на него и думал: да, дружок, тебе видно действительно пора киборгом становиться, коль скоро ты осознаешь свое ничтожество перед машиной. Видимо ты ни на что и не способен больше. Даже классику фантастики не читал: хотя бы А. Азимова, С.Лема, К.Саймака, Р. Бредбери, да и многих других, поставивших вопросы существования киборгов, андроидов и сосуществования их с человеком во всей глубине и остроте.
Хорошо, предположим: киборги, или там андроиды – неважно. Но резонно хочется спросить: а какой же в таком случае положительный вклад в этот конгломерат внесет человек? Тело? Любая часть и все тело уступает по мощности механизмам. Разум? Но электроника считает быстрее. Тем более, что развитие искусственного интеллекта тоже не стоит на месте. Возникает вопрос: зачем вообще нужен человек? В идеальной модели цифровой технократии он и не нужен. Так, рудимент, атавизм прошлого. И остается последние уже умозаключение в логической цепочке: если человек не нужен, то надо от него избавиться. Понимаешь ли ты, юный проповедник машинного будущего, что в нем для тебя нет места? Ты не нужен, от тебя надо избавиться, в виду твоей неспособности конкурировать с компьютером. Радует тебя такое будущее? Надеюсь, что капля здравого смысла еще осталась и ответом будет: «нет». Хотя, конечно, можно за идею и умереть, жаль только, что эта идея не твоя, да еще и человеконенавистническая, зато накрепко вдолбленная в сознание.
В этой связи хочется пару слов сказать и об интернете. Неправильно рассматривать его как индифферентное хранилище информации. Начнем с того, что информация, сама по себе никогда не бывает нейтральной. В той или иной мере она всегда воздействует на человека – таков закон психологии. Воздействие это может быть совсем незаметным, а может вызвать бурю чувств, но так или иначе оно есть всегда. Поскольку человек живое, постоянно меняющееся существо, то и информация, получаемая извне, подталкивает его к изменениям. Основных векторов воздействия всего два: развитие или деградация. Учитывая процент лжи, деструктивных новостей и безумных идей, информация из интернета преимущественно направлена на деградацию человеческой личности.
Подключаясь к глобальной сети, человек волей-неволей становится частью глобального социума. Следовательно, в той или иной мере (которая напрямую зависит от его вовлеченности в процесс), он начинает подчиняться законам социума, а не психологии. Тем самым человек теряет свою индивидуальность, прямо пропорционально времени, проведенному во всемирной сети. В итоге он становится лишь мизерной, практически незаметной частью миллиардной массы, образующей глобальное сообщество пользователей. В настоящее время можно говорить о глобальной парадигме сознания современного человечества. Эта парадигма полностью подчинена законам массовой психологии. А толпой гораздо легче управлять, чем отдельными индивидуумами. И чем больше толпа, тем проще. Так что глобализация сознания – по сути самый верный и надежный способ управления человечеством. Что мы и наблюдаем в последние годы. Клише массового сознания становятся универсальными, благодаря интернету и СМИ. Они мгновенно распространяются по разным странам и континентам, достигая до мозга каждого пользователя.
Вот, например, ряд понятий, составляющих священную корову глобального сознания: права человека, свобода слова, демократия, равноправие, безопасность, мир, технологии, прогресс, рынок, экономическая выгода… Список достаточно длинный, приводить его полностью не имеет смысла, да он, кстати, постоянно еще и пополняется. Для рассмотрения вопроса о манипуляциях массовым сознанием и крайней стандартизации мышления современного человека нужна отдельная работа. Здесь эта проблема упомянута лишь для полноты картины.
Вернемся, однако, к персональному пользователю. Кстати, какое точное словечко «пользователь». Что называется, не в бровь, а в глаз. Мы можем только «пользоваться», ничего практически не производя. По крайней мере, только этого от нас и ждут. Так что же бедный пользователь? Поток информации захлестывает его с головой. Огромное число картинок, лозунгов и видеороликов, заманчиво мелькающих на экране, навязчиво стараются привлечь к себе внимание. Зачастую им это удаётся и человек уже и не помнит, для какой цели он раскрыл ноутбук или взял в руки смартфон. При этом большинство послушно поглощаемой информации носит не только фрагментарный, но и откровенно бредовый характер. Чего только стоят постоянно повторяемые в новостях мантры о пришельцах, внеземных цивилизациях и НЛО. Или о чудовищах и конце света. То, что ни одно такое сообщение не подтвердилось, никого не смущает. На следующий день опубликуют аналогичную новость, зачастую почти дословно повторяющую предыдущую, разве что дату и место изменят. Иначе как шизофренией массового сознания это явление назвать нельзя. При этом поток информации ни на секунду не прекращается, создавая у пользователя иллюзию полной погруженности в жизненный процесс. На самом деле это именно иллюзия, и отрываясь от экрана, человек ощущает внутреннюю пустоту. При этом он совершенно убежден в свободе своей воли и даже может убежденно называть телевизор «дебилизатором» и «зомби ящиком», не догадываясь о том, что сам уже зомбирован гораздо более эффективно с помощью ПК или любимого гаджета.
Зависимость от чрезмерного объема в большинстве своем ненужной и даже вредной информации формируется достаточно быстро. Достаточно месяц – другой провести уткнувшись в гаджет или ПК и уже окажется, что для поглощения информации и общения в соцсетях двух часов в день катастрофически не хватает. Через полгода и трех и четырех часов будет мало. Так, незаметно и с виду совершенно добровольно человек попадает в неосознанное рабство. Он становится пленником и рабом своего гаджета и в подавляющем большинстве случаев освободится от этой зависимости самостоятельно не может.
Подвести краткий итог всему вышеизложенному можно слегка перефразированными словами известного героя народной сказки: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от всех ушел, от реальности и подавно ушел, а от гаджета уйти не могу». Ну и конец этой истории примерно такой же, как и в сказке о Колобке. Помните? С чем, собственно, нас всех и можно поздравить. А пользователь был такой вкусный… то есть продвинутый.
Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России