Моё детство прошло в глубинке, в станице на севере Кубанского края. И до сих пор памятно одно из знаковых мест детства и юности – книжный магазин, из которого без покупки я не выходила, даже если в кармане находились только медяки: поэтические сборники современных тогда авторов стоили двадцать-тридцать копеек. Давно канули в лету карманные издания со стихами в мягкой обложке, давно поэтов заменили клоуны на ТВ, и очень-очень давно нет в моей станице книжного магазина. Нет его и в соседних станицах, сёлах, как нет и во многих городах.
Поэтому печально, неудивительно, что на встрече с юными читателями во всероссийском детском профориентационном центре «Смена» в Анапе, куда мы привезли новые книги кубанских писателей, у нашего стенда толпились ребята, приехавшие из разных регионов страны, и меня растрогала девушка, которая с особым трепетом касалась обложки, осторожно листала сборники, отходила и снова возвращалась. На мой вопрос, что так сильно её заинтересовало, она призналась: «А я никогда столько новых книг не видела. У нас в городе книжного магазина нет. И библиотеку закрыли»… Приехала она в Анапу из Карелии, если не изменяет память, из города Кондопога. Ещё раз: не из хутора, не из посёлка, а из города, самой читающей страны 20-го века. А в 21-м веке библиотеки и книжные магазины России, похоже, исчезают раньше читателей. Особенно это касается «независимых магазинов».
Международный термин «независимый книжный магазин» появился как противопоставление сетевым книжным магазинам, число которых тоже сокращается. Независимые создаются, как правило, энтузиастами с целями сделать книги доступнее и возможностью знакомить читателей с авторами и издательствами, не представленными широко. Точнее – с продукцией не монополистов, типа АСТ, а небольших издательств, прежде всего региональных. Для независимых книжных магазинов характерна авторская подборка ассортимента, не диктуемая издательствами, и низкие цены. Таких магазинов, например, в миллионном городе Краснодаре всего три – «Добролавка», «Чарли» и «Кот учёный». Только здесь есть надежда увидеть книги кубанских издательств, хотя это и не факт.
В середине февраля 2023 года заместитель председателя правительства Татьяна Голикова провела совещание по вопросам реализации национального проекта «Культура» в 2022-2023 годах. В своей речи Татьяна Алексеевна сообщила: «Уровень кассового исполнения национального проекта «Культура» – один из самых высоких среди всех нацпроектов: 99,9%. В 2022 году он реализован на 99,95%». Министр культуры РФ Ольга Любимова в свою очередь перечислила, сколько домов культуры отремонтировано, сколько предстоит ещё, как оснащают музеи и музыкальные школы, библиотеки и театры. О книжных магазинах, традиционно, не прозвучало ни слова.
Похоже, что в зону правительственных интересов книжные магазины, как объект культуры, никогда не входили и входить уже не будут. Даже несмотря на подписанный в последние дни 2022 года Президентом РФ закон, продлевающий возможность получения господдержки малому и среднему бизнесу, который продаёт художественную, учебную, просветительскую и справочную литературу для детей и юношества. Согласно этому закону власти могут оказать финансовую, информационную, консультационную поддержку малому и среднему бизнесу в сфере социального предпринимательства. Эта мера должна была помочь восстановлению и развитию отрасли, особенно в регионах, где есть экономические сложности с распространением книг через небольшие книжные магазины. А Михаил Мишустин на одном из заседаний Валдайского форума суть этого закона трактовал так, что благодаря цифровому профилю значительно упростится процесс получения этих самых мер поддержки.
В реальности же господдержка социально ориентированных независимых книжных магазинов больше похожа на поддержку банковского сектора. Закон формальный, и поддержка виртуальная. Книжные магазины как массово закрывались, так и продолжают закрываться: в 2020 году независимых книжных магазинов по стране насчитывалось семьдесят. Только вдумайтесь в эту цифру! Именно семьдесят. На всю огромную Россию. Между прочим, только на одном Манхэттене их столько же…
Далее процитирую Наталью Семёнову, генерального директора «Центра социальных инициатив», владельца книжного магазина в Новороссийске: «Удивительно, но факт. В пылу борьбы с гей-пропагандой вдруг массово заговорили о роли книги в формировании детской и подростковой психологии. Вот же прекрасный повод обратить взоры на книжные. Но Роспотребнадзор обошёлся рекомендациями крупным сетевикам и интернет-гигантам убрать непристойности с витрин и полок и заменить их прекрасными образцами советского реализма. Всё, работа проведена. Но при этом каждый день люди спрашивают: почему эта книжка стоит у вас столько, а в Интернете – столько? По секрету как практик скажу: 30 процентов цены на книгу – это аренда помещений, а на интернет-площадках типа Ozon или “Яндекс Маркет” 100 и больше процентов к цене добавляют на логистику. Это информация к размышлению для тех, кто любит пользоваться только маркетплейсами при покупке книг. Если на пальцах: брошюрка, которая в магазине стоит 40 рублей, в интернет-маркете может стоить… нет, не 80, а минимум 200. Такая суровая реальность. Но невидимая рука маркетинга указывает нам путь, озарённый звездой Ozon.ru или Wildberries. Как будто, прикоснувшись к свету этих звезд, мы сами становимся светлее, просвещённей и успешней. Да, реклама мощный двигатель. Но и такая же мощная лапша на ушах… Кроме того, заниженная цена на литературу – это результат того же “слива” товара при ликвидации магазина. Когда я на торговой площадке Озона или Wb попадаю на продавца, сбывающего книги по цене ниже реальной, понимаю: еще один не выдержал и бежит с тонущего корабля, сбрасывая на ходу “груз”. Ничего кроме печали это не вызывает. Ещё одна проблема — художественная ценность книги не имеет значения или определяется лайками проплаченных и мотивированных отзовиков. Ведь так и было с "Летом в пионерском галстуке", когда родители массово скупали своим детям этот образец западной толерантности, оценивая "шедевр" только по комментариям в Интернете».
«Неконтролируемый демпинг со стороны издательств – тоже огромная проблема, – продолжает Наталья Семёнова. – Все "плюшки мира" – скидки и эксклюзивы – издательства предоставляют маркетплейсам. Представитель одного из издательств, выпускающих пособия по подготовке к ЕГЭ, без всякого лукавства так и сообщила, что будут продолжать политику эксклюзивов, когда весь тираж продают какому-то маркетплейсу, а все остальные будут ждать. Это большая несправедливость. Издательства играют в поддавки, а крайними остаются в этой игре именно реальные книжные магазины. Вот здесь-то и нужна рука регулятора, здесь нужно реагировать и думать, как инфраструктуру поддержать. Потому что партнёров нужно развивать и ценить, а не душить поодиночке, прикрываясь законами экономики».
Из вышесказанного можно сделать уверенный вывод: давно возникла крайняя необходимость закрепить статус книги как особого жизнеобеспечивающего товара и регулировать книжную торговлю как культурную деятельность. Если не произойдёт возрождения и развития книжных магазинов, в том числе независимых, как базового элемента инфраструктуры чтения во всех регионах России, мы не сможем называться цивилизованной страной. Процесс возрождения должен проходить под личным контролем руководства каждого субъекта РФ. Необходима полная компенсация арендных платежей, а не предоставление льготных условий аренды под книжные магазины в фойе библиотек и клубов, как предлагалось экс-министром Владимиром Мединским.
Ну и не могу не привести слова Натальи Семёновой о перспективах и тенденциях: «Многих книготорговцев волнует вопрос: как на покупателе отразится запрет на печать Стивена Кинга, Джоан Роулинг и других лидеров продаж. Удивительно, но на смену им приходит букинист. Сейчас букинистическая продажа в крупных городах выходит из подвалов и гаражей и занимает все более комфортные площади. Интерес у тех, кому в районе тридцати, к книгам-ровесникам, к советской фантастике, полным собраниям сочинений классиков, к научным и учебным изданиям, которые печатались в 60-70-е годы, растёт. Это новая культурная революция в книготорговле».
Когда-то наше поколение предало свои книги. Помните стопы и груды книг возле мусорных контейнеров? Выбрасывали десятилетиями собираемые домашние библиотеки в угоду модному тогда евроремонту. Но, может быть, хотя бы наши дети и внуки исправят наши ошибки? Ведь свежие общественные опросы наполняют надеждой: в последние два-три года интерес к чтению, хоть помаленьку, но растёт. А благодаря заботе государства, книжные магазины снова появятся в глубинке страны?
Светлана Николаевна Макарова-Гриценко, председатель Краснодарской краевой писательской организации, главный редактор журнала «Краснодар литературный», заслуженный деятель искусств Кубани