Правильное кино

Впечатления зрителя о фильме С.Урсуляка «Праведник»

Концепция воспитания человека  Закон О культуре в России  Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
848
Время на чтение 5 минут
Фото: из открытых источников

Связанные с Днём Защитника Отечества 4 дня выходных позволили мне часть свободного времени посвятить походу в кино с детьми. В качестве объекта для семейного просмотра был выбран фильм Сергея Урсуляка «Праведник», что в какой-то мере было рискованно, в связи неоднозначной репутацией многих последних фильмов про войну.

В частности, можно вспомнить поделки типа «Сволочи», «Аджимушкай. Подземелье смерти» (телеканал «Интер») или «Незламна» («ХХ век фокс»), который специально для России впарили под громким названием «Битва за Севастополь». Но если враньё про «сволочей» российская общественность быстро раскусила, то фильм «Аджимушкай. Подземелье смерти» был уже не так топорно сделан: на съёмки даже пригласили в качестве консультанта единственного оставшегося в живых свидетеля тех событий, что, однако, не помешало создателям картины протолкнуть своё искажённое видение этой героической истории.

Ещё тоньше поступил режиссёр Мокрицкий со своими американскими товарищами. К сожалению, в России многие не заметили эту «американскую жвачку», и даже наградили этот байопик-блокбастер про «Незламну» какими-то премиями, не на секунду не задумавшись, а почему на Украине были запрещены к показу многие военные фильмы, прославляющие советское прошлое, а «Незламну» с песнями картавого украинского соловья Славы Вакарчука пропустили. Вот и будет теперь российская молодёжь судить о светлом образе Людмилы Павличенко по навязанному Голливудом стереотипу – по угрюмой физиономии Юленьки Пересильд и думать, что Людмила Павличенко не идейный человек, а жертва обстоятельств, которая пошла на войну не Родину защищать, а с мужиками вопросы решать. И только благодаря тому, что сохранилось достаточное количество документальных кадров с реальным образом улыбающейся жизнерадостной Л. Павличенко, можно узнать, какой она была на самом деле и почему пошла на войну. Про другие киноподелки, например, про «Зою» и «Девятаева» лучше, чем Евгений Баженов и Клим Жуков не скажешь.

Но вернёмся к фильму Сергея Урсуляка. Фильм посвящён тому, как офицер Красной Армии Николай Киселёв в 1942 году смог вывести из немецкого тыла по лесам Белоруссии группу евреев, которые чудом смогли сбежать из гетто и добраться до советских партизан…

Когда я вёл своих детей на фильм, в моей памяти почему-то всплывали кадры из фильма Элема Климова «Иди и смотри» про трагедию белорусской деревни Хатынь, ведь тогда я был примерно их возраста, и нас всем классом на просмотр водила наша учительница. В то время фильм Э. Климова на нас произвёл неизгладимое гнетущее впечатление, мы до глубины души прочувствовали ужас и мерзость фашизма и на всю жизнь поняли, что нельзя заигрывать с этим демоном, который людей превращает в животных. И потому теперь были большие сомнения, не окажется ли фильм очередным антисоветским опусом, и как воспримут его уже мои дети. Но сомнения быстро рассеялись.

Сергею Урсуляку удалось пройти по лезвию бритвы, не скатившись в беспросветную «чернуху» и одновременно показать трагическую и героическую историю с оптимистическим концом и даже с элементами юмора, который выручал героев в самых отчаянных ситуациях. И что самое главное, здесь не было идеологических диверсий и развенчания советского периода истории. А когда один из персонажей в разговоре с Киселёвым напоминает ему, что коммунисты отбирали имущество у богатых евреев, тот ему без тени сомнений ответил, что в настоящее время есть только одно безопасное место, где все эти беженцы найдут спасение, – это советская территория – в братской семье народов СССР.

Вообще, по большому счёту этот фильм не носит чёткой национальной или религиозной окраски, ведь в нём есть люди разных национальностей и вероисповеданий, и в нём, не считая современности, проходят сразу несколько сюжетных линий, и в каждой свои главные герои и своя история преодоления. Например, история самого Николая, сумевшего не погибнуть на минном поле, сбежать из плена и стать командиром партизанского отряда, а потом взять на себя большую ответственность за вывод мирных людей в советский тыл. Или история персонажей Хабенского и Хаматовой, которым предстоял непростой выбор, кому из числа своих детей дать шанс на спасение и отправить их в опасный путь из гетто в лес к партизанам. Или история пожилой матери, которая вынуждена послать своих взрослых, но не умеющих стрелять сыновей на верную гибель, чтобы задержать группу карателей и чтоб смогли уйти дети и старики. Или история красавицы Любы, которая сделала неправильный выбор в попытке ценой предательства спасти свою семью из лап СС, но в итоге погибла сама, погубила многих своих соплеменников и не спасла родственников. А также история пожилой женщины, которая выбилась из сил во время тяжелого перехода и приняла решение остаться в лесу, чтоб остальные смогли оторваться от преследователей. Или история немки, вышедшей замуж за еврея, и оказавшейся вместе с мужем среди беженцев, а когда её всё-таки настиг каратель, навёл автомат и спросил: «Вы немка?», и она ни секунды не сомневаясь, ответила: «Я еврейка!»…

Очень хорошо удалось немецкому актёру Дитмару Кёнигу сыграть отрицательного персонажа – роль абсолютного зла – офицера СС, который предстаёт здесь холоднокровным, расчётливым, безжалостным, идейным убийцей с инстинктом охотника, от которого невозможно укрыться, и который поставил цель сделать из Белоруссии «юденфрай». Нет, он не психически больной – он продукт накачки человеконенавистнической идеологией. Он всё делает осознанно, и потому опасен вдвойне.

Сергей Маковецкий в этой картине предстал эдаким несколько стереотипным евреем, который иногда разряжал тяжёлую атмосферу своими шутками и оптимизмом.

И даже Фёдор Добронравов, сначала чем-то напомнил персонажа из «Сватов», но всё же не увёл своего Тимчука в ту сторону.

И, конечно, выше всяких похвал сыграл Александр Яценко. Его персонаж получился спокойный, добрый и при этом очень уверенный, несуетливый. Он как шахматист всегда переигрывает своего визави на один ход вперёд, из всех безнадёжных ситуаций находит выход. И поэтому переводчица Аня, которая поначалу сомневалась в том, что Николай Киселёв способен выполнить это задание, со временем меняет своё мнение и даже влюбляется в Киселёва. Этот фильм, по моему мнению, является очередной удачей Александра Яценко.

Интересно, что с Александром мне довелось видеться во время работы на двух проектах в Ялте: в далёком 2001 году на картине «Шик» и совсем недавно на проекте «Чёрная весна». В последний раз съёмка проходила в одном из ялтинских ресторанов, и Яценко пришёл на площадку, как нам показалось «подшофе», хотя запаха алкоголя не было. Но потом выяснилось, это он так готовился к роли, ведь в том эпизоде он должен был играть пьяного посетителя. Так что талант перевоплощения у него большой, ведь никто из нас ни на секунду не засомневался в том, что он не трезв.

В фильме есть и другие яркие персонажи, в частности, партизан Ферзь и его возлюбленная… Но, в целом, режиссёру удалось создать настоящий ансамбль, в котором никто не фальшивил, и получился шедевр. Причём, что очень важно, без скрытых смыслов и «двойного дна». Может быть, этому поспособствовало, что «ХХ век фокс» больше к нам не лезет со своим видением мира, а может быть то, что Никита Сергеевич Михалков приложил руку к созданию этого фильма в качестве продюсера, и не допустил в картину ничего от лукавого.

Николай Орлов, публицист, г. Ялта

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Концепция воспитания человека
О некоторых причинах разводов
О непонимании супругами особенностей мужского и женского мировосприятия
07.05.2025
Да поможет нам… Сталин!?
Пристрастные заметки о посещении музея Победы на Поклонной горе
02.05.2025
Всемирная палата номер шесть
Мир превратился в огромную психиатрическую больницу
30.04.2025
Одержим ли мы Победу над инфернальным злом?
Главный удар в борьбе с матом нужно наносить по коммерческим организациям, публичным персонам и Интернету
16.04.2025
Сохранить человека в расчеловечиваемом мире
В Москве обсудили социальное партнёрство в реализации государственной политики в сферах образования и воспитания
16.04.2025
Все статьи темы
Закон О культуре в России
Опера или политика?
Болезни интеллигенции
22.01.2025
«Подобные изображения "демонических" существ неприемлемы»
Православные общественники Самары обратились к Президенту России по поводу «шишиг-летунов»
03.01.2025
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Попытка деятелей культуры и журналистов защитить «шишиг-летунов» остро ставит вопрос о необходимости вернуть культуру под контроль государства
28.12.2024
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
80 лет Великой Победы!
У нас нет права на забвение подвига наших дедов и прадедов
07.05.2025
Ждать ли провокаций на 9 мая? Что означают
заявления Трампа о возможном выходе из переговоров?
07.05.2025
Белорусский поход
Воспоминания ветерана
06.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Идеологические посылы от Путина
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.05.2025 11:55
Преподобная Анастасия Киевская
Новый комментарий от влдмр
07.05.2025 11:46
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
07.05.2025 11:44
О кризисе и перспективах монархического движения в России
Новый комментарий от р.Б.Алексий
07.05.2025 10:02
О Соборах 1598 и 1613 годов
Новый комментарий от влдмр
07.05.2025 09:34
Провальные дела на действия врагов
Новый комментарий от Русский танкист
07.05.2025 07:16
Верните нашу акваторию, промысловый потенциал и нефть!
Новый комментарий от Александр А.Б.
07.05.2025 04:22