Тайны Богоявленского собора в Полоцке

Несомненно, что этот храм принесёт для истории Белоруссии новые исторические открытия

Новости РПЦ  Новости Белоруссии  Проблемы церковной жизни 
0
1577
Время на чтение 11 минут
Фото: Предоставлены автором

В наше время мало кто пишет про нелёгкую эпоху девяностых годов прошлого века, в частности, про Белорусскую Православную Церковь. Полоцкая епархия очень древняя и ведёт свою историю от 992 года, когда здесь была учреждена первая епископская кафедра. Это была самая древняя кафедра на территории современной Беларуси. Именно с Полоцкой земли вышла наша святая Евфросиния Полоцкая – восточнославянская просветительница, первая женщина в Беларуси, признанная святой. Просветитель Беларуси Франциск Скорина – восточнославянский книгопечатник, лекарь, философ-гуманист 16-го века. В Белоруссии ученого считают одним из самых выдающихся деятелей науки. Симеон Полоцкий – русский богослов, духовный писатель, стихотворец, деятель культуры середины 17-го века.

В 1992 году нас, Андрея и Алексея Буховецких, приняли на работу в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Эта обитель потихоньку восстанавливалась. В обители мы проработали два года, тогда нас с братом заметил Полоцкий новый епископ Глеб, он нас благословил перейти в Свято-Богоявленский собор – православный кафедральным храм, построенный в стиле барокко в городе Полоцке, это часть комплекса Свято-Богоявленского мужского монастыря, памятника архитектуры XVIII века.

В 1761—1779 годах был построен каменный Богоявленский собор. В 1780—1788 годах на средства, отпущенные императрицей Екатериной II, к западу от храма, на месте деревянного здания братской школы, был возведён каменный двухэтажный корпус монастыря, и две теплые церкви – Свято-Евфросиниевская и Свято-Екатерининская. На сегодняшний день в двухэтажным корпусе бывшего монастыря размещается Музей-библиотека Симеона Полоцкого и Музей книгопечатания.

В начале советского времени собор закрыли, храм стоял пустым в запущенном виде долгое время, фасад храма рассыпался. Были времена даже, что храм стоял без крыши, и только потом Полоцкие власти сделали капитальный ремонт, в 70-х годах ХХ века жилой корпус монастыря использовался как жилой дом, храм был переоборудован в спортивный зал. В 1981 году в здании собора размещалась картинная галерея. В 1991 году собор был заново открыт для Богослужений, иконостас только выложили из кирпича, настоятелям храма был Гончарук Александр Павлович. С 1995 г. по 2001г. служил настоятелем Богоявленского кафедрального собора Полоцкой епархии. Служил благочинным Полоцкого округа.

Именно про этот храм мне, Андрею Буховецкому, хочется поделиться своими воспоминаниями – как я сам лично несколько лет там работал с 1994 года, сначала работал в качестве простого рабочего, потом по благословлению епископа Полоцкого и Глубокского Глеба (Савина) стал пономарём. Наша обязанность была прислуживать при Богослужении, а также звонить в колокола.

В это непростое время для Церкви и нашего государства России и Белоруссии я сделал свои первые краеведческие наблюдения.

В этом прекрасном храме я сделал несколько необыкновенных открытий в 1995 году, когда мы уже работали в храме, для нас, верующих прихожан, внутри храм казался очень скромным, на стенах храма было очень мало икон.

При отце Александре Гончаруке мы, Андрей и Алексей Буховецкие, не один раз красили купола собора в зелёный цвет, для нас это была большая честь побывать, работать на куполах собора. Удивительно, что в 1995 году в храме был нижний Клирос с правой стороны храма. Но они состояли из старых верующих прихожан Полоцка, любой из Полочан мог взять благословения у настоятеля храма, войти на Клирос, чтобы участвовать в Богослужении. Епископ Полоцкий и Глубоцкий Глеб был простым человеком, с ним всегда можно было поговорить, епископ Глеб на свои именины всегда приглашал в епархию за стол священников, дьяконов, пономарей, всех кто служил в храме, всех угощал и дарил книги и деньги. Именно епископ Глеб нам, Андрею и Алексею Буховецким, оплатил поездку в Москву и в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Кстати, мы с братом помним, как ходили в недавно открывшуюся Полоцкую епархию, которая находилась в деревянном доме недалеко от Свято-Евфросиниевского монастыря в деревянном секторе Полоцка.

Полоцкий епископ Глеб любил после службы летом и осенью пройтись пешком от Свято-Богоявленского собора до епархии, а это почти два километра. Епископа Глеба можно было всегда увидеть с полочанами, которые приходили к нему за благословением во время прогулки по Полоцку. Во время богослужения епископ Глеб всегда на своей проповеди в храме рассказывал о Христе и христианах, о святых, со слезами на лице можно было видеть глубокую веру архиерея, всегда, когда епископ выходил из алтаря, народ из всех уголков храма подходил к алтарю, чтобы услышать его проповедь. При епископе Глебе в алтарную часть храма купили красивые золотистые оклады для деревянного престола храма и жертвенника.

В девяностых годах прошлого века Свято-Богоявленский собор всегда был наполнен народом. После развала СССР народ пошел в храмы искать Бога, Истину, утешения в своей нелёгкой жизни. При епископе Глебе на Святое Причастия шёл почти весь верующий народ храма.

Свято-Богоявленский собор нуждался в ремонте. Мы, братья Буховецкие, постепенно окрашивали стены как и внутри храма, так и снаружи, белили известью. Когда все молярные работы были сделаны, мы начали обследовать небольшие подвалы Богоявленского собора.

Если стоять и смотреть на центральный вход храма, то мы увидим, что впереди по бокам храма есть две башни колокольни, именно под этими колокольнями находятся подвалы храма. Первый подвал находится со стороны Нижне-Покровской улицы, там сейчас находится теплопункт обогрева собора, второй подвал расположен вдоль стены храма со стороны Западной Двины, именно эта часть подвала храма таит в себе тайну.

По благословлению епископа Полоцкого и Глубоцкого Глеба мы, Андрей и Алексей Буховецкие, и Николай Хорошкевич начали заниматься очисткой этого подземного помещения, внутри подвала оказались много гнилых досок, подвал был внутри очень сырой от влаги. Под колокольней мы обнаружили кирпичный дренаж для отвода грунтовых вод в сторону Западной Двины, подвал был сводчатый из красного кирпича XVIII века.

Когда за неделю мы вычистили весь подвал от мусора, мы простукали стены подвала, в конце подвала мы заметили, что стена выложена немного не так как обычно весь подвал XVIII века, в том месте был очень глухой стук. Тогда вечером после службы мы рассказали о наших исследованиях епископу Глебу, архиерей дал нам разрешения разобрать стенку в подвале храма.

На следующий день мы легко вручную разобрали кирпич, за стеной была немного засыпана земля, мы тогда отгребли землю в сторону и нам открылись кирпичные ступени из красного кирпича XVIII века. Мы пришли к мнению, что из храма можно было попасть в подвал храма по этой лестнице, потом мы заложили эту стену кирпичом, до сих пор мало кто знает про эти старые ступени, в советское время, когда укладывали новый пол, тогда, наверное, и засыпали вход в подвал храма.

Также нами был случайно обнаружен старинный склеп, выложенный из старинного красного кирпича, когда мы обследовали внутренности захоронения, там только лежали четыре бронзовые ручки от гроба и части истлевавшего священнического облачения, предполагаемого захоронения священника, в склепе лежало только несколько человеческих костей.

О нашей находке мы доложили епископу Глебу. Он осмотрел склеп и благословил запечатать, заложить вход в склеп кирпичом. Мы пришли к выводу, что склеп уже вскрывали в годы советской власти. Эти три тайны только одного подвала под храмом.

Но самое и почётное в нашей службе при Богоявленском соборе было то, когда нам доверили первыми в истории после советской власти установить новые отлитые колокола. Нам рассказали местные старожилы, что в советское время, когда храм закрывали, верующие прихожане вместе со священником успели снять колокола и закопали их недалеко от храма.

Но никто не стремился отправиться на поиск старых колоколов. И только настоятель храма отец Александр нашел мастеров по отливки колокольного дела. Когда ещё колокола только отливали по благословлению епископа Полоцкого и Глубоцкого Глеба нас, Андрея и Алексея Буховецких, и Хорошкевича Колю благословили лезть на колокольню и начать в стене в колокольне выдалбливать отверстия для подвода деревянных балок для колоколов. Кирпич оказался очень твёрдый, чтобы выдолбить четыре отверстия для балок. Мы выдалбливали полторы недели вручную, потом подвели деревянные балки в отверстия, нам помогал пономарь Латыш Андрей. Когда всю конструкцию мы установили, прочно закрепили в отверстиях деревянные балки, пришло время с помощью крана и лебёдки ставить новый большой колокол. Когда все колокола были установлены, мы первые зазвонили в колокола после советского времени.

В бывшем монастыре в монашеском двухэтажном корпусе есть сохранившиеся подвалы XVIII века. Большая часть используется под нужды Полоцкого Национального историко-культурного музея-заповедника – Музея-библиотеки Симеона Полоцкого. Старожилы Полоцка рассказывают, что те, кто восстанавливали этот двухэтажный корпус, в одном из отсеков подвала нашли множества монашеских захоронений. Было видно, что старинные гробы были сложены друг на друга, как в Псково-Печерском монастыре. Но чтобы продолжить реставрацию этот отсек подвала замуровали кирпичом. До сих пор около зданий этого корпуса, когда проводили новою теплотрассу, находили человеческие захоронения – предполагаемые монашеские захоронения. Эта вся территория до сих пор мало изучена.

Самое интересное, что в Свято-Богоявленском полоцком соборе до наших дней сохранились три фрагмента фресковой росписи второй половины XVIII века, именно внутри храма стены, внутреннюю поверхность купола полоцкого храма эти фрески видны и сейчас. Но в девяностые годы в соборе проводился ремонт: из строительной Полоцкой организации взяли женщин малеров и штукатуров, одна женщина начала в алтарной части и за приделами алтарной части отбивать штукатурку от стен, где штукатурка отслаивалась от стены, там стали видны старинные росписи фресок XVIII века. Мы наблюдали, как были видны красочные одеяния святых. На одной открывшейся фреске были видны ноги в обуви светло коричного цвета святого. Эти открытия видел епископ Глеб, но на реставрацию этих фресок не было в епархии денег. И тогда эти фрески закрыли новой штукатуркой.

Мы пришли к выводу, что в начале советского времени, когда закрыли храм, здание стояло долгое время в запустении и только новые хозяева арендовали храм, тогда и заштукатурили новой штукатуркой всю фресковую роспись храма. Значит, не только фрески были в куполе храма, но могли быть на стенах, сводах, столбах храма. На сегодняшний день в кафедральном Богоявленском соборе есть небольшая комната, которая до сих пор заложена кирпичом.

Можно смело сказать, что Свято-Богоявленский полоцкий собор до сих пор не был изучен профессиональными специалистами. Я думаю, что именно этот храм принесёт для истории Полоцка новые исторические открытия.

Но на древнейшей Полоцкой земле Беларуси новым епископом стал Игнатий – архиерей Белорусского экзархата, Русской Православной Церкви, епископ Полоцкий и Глубокский. 16 октября 2018 г. в домовом храме в честь Собора Белорусских святых при Минском епархиальном управлении Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским Павлом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 25 октября 2018 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 28 октября за Литургией в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 98) назначен Преосвященным Полоцким и Глубокским.

Сегодня в Полоцкой и Глубокской епархии в особенности в Свято-Богоявленском соборе можно наблюдать, как храм пополняется Полоцкими прихожанами. Епископ Игнатий стал часто приезжать по приходам Полоцкой и Глубокской епархии, совершая Богослужения в храмах. Народ стал большим трепетом относиться к нашей православной истории.

Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», член Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «ТАЙФУН», г. Полоцк, Беларусь

Фото из личного архива Андрея Буховецкого и Антона Галушкина

Источник – Православные русские обители. Книгоиздательство П.П. Сойкина, Санкт-Петербург, 1910 г.

Епископ Глеб (Савин)

В миру Савин Георгий Семёнович, родился 2 января 1945 года в селе Хизово Гомельской области, Белоруссии, в семье служащих.

По окончании средней школы в 1963 году поступил в Минскую духовную семинарию, но после её закрытия в том же году был вынужден возвратиться домой.

Исполнял послушания пономаря и псаломщика в Никольской церкви деревни Новый Кривск Гомельской области.

В 1965 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1969 году продолжил учёбу в Московской духовной академии.

21 декабря 1971 года был пострижен в монашество с именем Глеб инспектором Московской духовной академии архимадритом Симоном (Новиковым).

15 февраля 1972 года был рукоположен во диакона в Воскресенском храме Москвы архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), 27 февраля 1973 года рукоположен во пресвитера архиепископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым).

В 1973 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Богослужения годичного круга и их значение в пастырском служении». В 1973-1976 годах обучался в аспирантуре при Московской духовной академии, выполнял различные послушания в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1976 году переведён в клир Донецкой епархии с назначением настоятелем Покровской церкви города Шахтёрска Донецкой области.

В 1979-1983 годах преподавал литургику в Одесской духовной семинарии; с 1983 года продолжил пастырское служение в Покровской церкви Шахтёрска.

В 1987 году возведён в сан архимандрита.

В 1988 году назначен настоятелем Александро-Невского храма в городе Славянске Донецкой области. С марта 1990 года исполнял обязанности благочинного 4-го Славянского округа.

По избрании Синодом Украинского экзархата, 20 июля 1990 года Священным Синодом Русской Православной Церкви ему определено быть епископом Симферопольским и Крымским.

2 августа 1990 года был хиротонисан во епископа Симферопольского и Крымского. Хиротонию во Владимирском кафедральном соборе Киева возглавил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко).

27-28 мая 1992 года был участником Харьковского Архиерейского собора, избравшего нового предстоятеля Украинской Православной Церкви.

11 июня 1992 года определением Синода Белорусского экзархата и 17 июля того же года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен правящим архиереем Полоцкой епархии. 16 сентября 1992 года постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви освобождён от управления Днепропетровской епархией с правом перехода в Белорусский экзархат.

26 сентября того же года вступил в управление Полоцкой епархией с титулом «Полоцкий и Глубокский». При нём была завершена реконструкция здания Полоцкого епархиального управления, возобновлён выпуск «Полоцких епархиальных ведомостей». Особой заботой архиерея было возрождение монашеской жизни в Евфросиниевом Полоцком женском монастыре, где им было налажено совершение уставных богослужений и начаты реставрационные работы Евфросиниевского храма в Полоцке.

28 декабря 1996 года освобождён от управления Полоцкой епархией и почислен за штат с пребыванием в Муромском Преображенском мужском монастыре Владимирской епархии. По причине ухудшения здоровья поселился в городе Жлобине, где с разрешения правящего архиерея Гомельской епархии регулярно служил в близлежащих храмах. Епископ Глеба был кандидатом богословия.

Скончался 28 сентября 1998 года. Погребён, согласно завещанию, на кладбище села Хизова, рядом с могилами своих предков.

Награды: орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени 1989 год

Внутри храма. Автор стоит на месте, где есть тайные подвальные ступени.



Епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий


Епископ Глеб (Савин). 1994 г. У мощей преподобной Евфросинии Полоцкой.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Буховецкий
Встали на защиту России в 1812 году
О подвиге крестьян белорусской деревни Жарцы
09.04.2024
Пришло время восстановить святыню всем миром!
В белорусском агрогородке Клястицы Витебской области хотят поставить часовню Святых Апостолов Петра и Павла
26.03.2024
Купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет
Этот народный обычай может быть весьма опасным для здоровья
19.01.2024
«Зрелище погибели войск его невероятно!»
Полоцкие краеведы отметили годовщину окончания Отечественной войны 1812 года
09.01.2024
«Графу Витгенштейну принадлежит слава победы»
Памяти героя Отечественной войны 1812 года генерал-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна, 255 лет со дня рождения которого отмечается в январе
26.12.2023
Все статьи Андрей Буховецкий
Новости РПЦ
Все статьи темы
Новости Белоруссии
Всебелорусское народное собрание: на трудном пути к возрождению русской соборности
Часть 1. Краткий экскурс в отечественную историю соборности
25.04.2024
Пора восстановить историческую справедливость
Почему в Белоруссии до сих пор не поставили памятник Петру Христиановичу Витгенштейну?
16.04.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
Хранить память о нашей общей героической истории
Необходимо восстановить исторический монумент героям Отечественной войны 1812 года в Клястицах
13.04.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39