27-28 декабря по приглашению митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия (Полеткина) мне довелось побывать в Самаре. Это была моя первая поездка в Самару, и она оказалась насыщена разнообразными мероприятиями, встречами и поистине неизгладимыми впечатлениями.
Для любого православного петербуржца Самара – город заведомо особенный, потому что здесь долгое время служил наш Санкт-Петербургский архиерей – митрополит Иоанн (Снычёв). И уже этот факт роднит Самару и Санкт-Петербург. Хотя, как выяснилось, общего и родственного значительно больше. Впрочем, своими впечатлениями о городе поделюсь ниже, а сначала скажу о деловой части поездки.
Из аэропорта мы прибыли в Самарскую семинарию, где была запланирована моя лекция перед семинаристами и студентами самарских вузов.
Перед лекцией мы пообщались с ректором Самарской духовной семинарии протоиереем Максимом Кокаревым и преподавателем кафедры теологии и истории религии Самарского госуниверситета (СНИУ им. академика С.П. Королева) Дмитрием Юрьевичем Икомасовым, который участвует в возрождении на самарской земле казачества.
Лекция моя была посвящена проблемам русской историософии и называлась «Поворотные пункты русской истории». В своей лекции я обратил внимание на те события нашей истории, которые задали алгоритмы развития России и русского народа, определили наш менталитет. Я призвал молодёжь вчитываться и вглядываться в нашу историю, чтобы нам понять самих себя.
Я писал об этих проблемах в цикле своих заметок по русской историософии, которые были опубликованы РНЛ и журналом «Славянка» (см. начало здесь; продолжение здесь и последний по времени текст здесь).
Тема историософии, учитывая, что молодёжь не очень хорошо знает историю, непростая тема. И меня порадовало, что, несмотря на это, было довольно много вопросов от слушателей, порой даже полемических. Видно, что проблемы, о которых, быть может, я порой чрезмерно сложно вещал, их волнуют. И это радостно, ведь сегодня принято ругать нашу систему образования и критиковать нашу молодёжь.
После лекции состоялась запись беседы с митрополитом Сергием, что собственно и стало формальным поводом для моей поездки в Самару. В феврале исполняется 30 лет пребывания на Самарской кафедре владыки Сергия. Это – безусловно, знаковое событие не только для Самары и самого Владыки, но и для всей нашей Церкви. Ведь в последнее время столь длительное пребывание архиерея на кафедре – редкость. И уже это обращает на себя внимание. Не говоря об огромном опыте церковно-общественной работы митрополита Сергия. Именно этому я и посвятил большую часть интервью с Владыкой. Я не стал акцентировать внимания на «юбилейных сюжетах» – деталях биографии, чисто церковные проблемах – строительство храмов, подготовка духовенства, хотя в реальности, наверняка, это занимает большую часть времени архиерея. Кстати, Самарская митрополии сегодня разделена аж на 5 епархий – тоже уникальный случай, когда в одной области пять епархий.
Главное, о чём мы говорили с Владыкой, и чему, к сожалению, сегодня не уделяется пока достаточного внимания, – это церковная работа в сфере образования и воспитания молодёжи. А здесь в Самарской митрополии накоплен богатейший опыт работы, в том числе в сфере взаимодействия с государственными структурами и вузами. И этот опыт, убеждён, должен быть сегодня востребован на общероссийском уровне. Тут и система непрерывного православного образования, и внедрение идей семейного воспитания в образовательный процесс, и опыт организации воспитательной работы во внеучебное время через систему детских епархиальных образовательных центров, и многое другое.
Во многом, как мне говорили, успехи связаны с активностью и системной работой митрополита Сергия с государственной властью. Но начиналось всё это в лихие 90-е годы очень непросто.
Конечно, большую роль в организации работы играют помощники архиерея. В первую очередь, конечно, священнослужители, которые принимают активное участие в этих трудах, что называется «не за страх, а за совесть». За время моего пребывания в Самаре мне довелось довольно много общаться с ректором Самарской семинарии протоиереем Максимом Кокаревым, который опекал меня эти два дня, встретиться и познакомиться с архимандритом Вениамином (Лабутиным), как оказалось, давним читателем РНЛ, директором некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» священником Дионисием Лёвиным и другими священнослужителями. Вспоминали мы не раз и скончавшегося в сентябре минувшего года давнего и постоянного автора РНЛ архимандрита Георгия (Шестуна).
Помощниками Владыки являются и многие активные миряне. И в первых рядах – Самарское отделение Союза православных женщин в лице его руководителей Марии Александровны Матанцевой и Ирины Анатольевны Ананьевой.
Ну и конечно, радостно мне было повидать нашего постоянного автора – замечательного православного поэта, бывшего депутата Государственной Думы Дмитрия Вадимовича Сивиркина, с которым в последнее время всё чаще общался по телефону.
Помимо образовательных проектов речь в интервью с Владыкой шла и о созданной во время эпидемии ковида обители милосердия, и о работе с казачеством (епархия активно опекает казачий корпус и казачьи классы), и о многом другом. Словом, опыт богатейший, который получен благодаря, прежде всего, активной деятельности правящего архиерея. Митрополиту Сергию удалось в 90-ые годы переломить негативное отношение власти к вмешательству Церкви в общественные дела. И вот сегодня это приносит свои плоды.
Надеюсь, в ближайшее время мы опубликуем интервью с митрополитом Сергием на РНЛ.
Ну а потом, в неформальной обстановке, за обедом поговорили с Владыкой и на другие темы, которые я посчитал неуместным поднимать в интервью. Прежде всего, о ситуации на Украине (митрополит Сергий долгие годы был близким помощником митрополита Владимира (Сабодана), частенько бывал на Украине, знает и понимает ситуацию не понаслышке), и о тревожной ситуации в мировом Православии. Мне было интересно услышать его оценки и его мнение.
А на следующий день меня ждала экскурсия по Самаре. Мы посетили вначале Детский епархиальный образовательный центр, где состоялась обстоятельная беседа с отцом Дионисием Лёвиным. Следующий пункт – Покровский кафедральный собор, где покоится митрополит Мануил (Лемешевский) и другие самарские архиереи и где долгое время служил митрополит Иоанн (Снычёв).
Незабываемые впечатления остались от посещения жемчужины Самарского края Иверского женского монастыря. Монастырь находится в живописном месте, удивительно красивы храмы обители. Настоятельница матушка Феодосия провела для меня замечательную экскурсию, из которой я узнал, кстати, об одном весьма примечательном факте нашей истории. Оказывается, во время восстания болгар против османского ига в 1877-1878 годах, когда Россия в итоге вступилась за единоверных и единокровных братушек-славян и начала войну с Турцией, для повстанцев в Иверском монастыре сёстрами был специально вышит флаг, под которым сражались болгары. Этот «Самарский флаг», изодранный пулями и снарядами, потрёпанный зимними ветрами, сегодня хранится в Болгарии как реликвия. По инициативе болгар была сделана копия с флага, которая ныне находится в Иверском монастыре в часовне в честь святых Царственных мучеников. И это неслучайно. В бытность цесаревичем Государь Николай Александрович во время своего знаменитого путешествия на Восток, возвращаясь с дальней окраины империи, был и в Самаре. Поэтому часовня Царственных Страстотерпцев тут вполне исторична.
Я не преминул побывать на месте знаменитого теперь уже «Зоиного стояния», которое прославлено благодаря фильму «Чудо». Впрочем, тут впечатления сложные. С одной стороны, видно, что это место почитается – на улице у того самого знаменитого дома, где произошло чудо, связанное с иконой святителя Николая Чудотворца, трудами доброхотов поставлен памятник святителю. С другой стороны, сам дом по улице Чкалова, к сожалению, сгорел (или подожгли, это ведь центр города – «золотая земля»). Как мне поведали, некие предприимчивые бизнесмены хотят на этом месте возвести многоквартирный жилой дом, чтобы выгодно продавать здесь квартиры. Но общественностью поднимается и вопрос о мемориализации этого места – места недавнего чуда, потрясшего тогда всю Самару, засвидетельствовавшего для уже отходивших от веры советских людей близость Бога. Остаётся надеяться, что в итоге победит государственно-церковный интерес, а не частный, и там появится музей. Это сегодня может быть и весьма выгодно в контексте развития внутреннего туризма.
Перед вылетом в Санкт-Петербург я принял участие в заседании рабочей группы Самарского отделения Всемирного русского народного собора, которое проводил митрополит Сергий. Владыка попросил меня, как эксперта ВРНС, выступить на заседании. Я сказал о том, что сегодня ВРНС, как самая авторитетная общественная организация России, открыто ставит вопрос о необходимости идеологии, эта тема обсуждалась на последнем заседании Собора, ей уделено много внимания в итоговом документе – Наказе Собора. Рассказал также о прошедшем 15 декабря заседании Санкт-Петербургского отделения ВРНС.
Самарское отделение ВРНС – одно из старейших. Видно, что митрополит Сергий уделяет его развитию много внимания и сил. Заседание рабочей группы прошло не только с участием духовенства, но и педагогического сообщества Самары. В частности, в заседании участвовал ректор Самарского политеха (СГТУ) Дмитрий Евгеньевич Быков, а затем подъехала и проректор Самарского социально-педагогического университета Наталья Николаевна Кислова. Такой уровень представительства о многом говорит.
На заседании речь шла об усилиях по реализации Указа Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В числе прочих тем, на заседании обсудили идею создания при губернаторе центра по защите традиционных ценностей в рамках реализации Указа Президента. Такие центры, как сообщал недавно заместитель председателя ВРНС Константин Малофеев, созданы в Челябинске и Новосибирске. Идея создания такого центра прозвучала и на форуме ВРНС в Санкт-Петербурге, в котором принимали участие два заместителя председателя Собора Константин Малофеев и Александр Щипков, и которое прошло под председательством митрополита Варсонофия и губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова.
Будем надеяться, что эта идея будет реализована и в Самаре.
На заседании также речь шла о необходимости работы с учителями истории, в частности, архимандрит Вениамин (Лабутин) говорил о том, что необходимо создать систему переподготовки учителей истории, провести анализ учебников по истории. И речь шла о создании учебного пособия для воспитательных уроков «Разговоры о важном», которые сегодня внедряются в школе.
Примечательно, что митрополит Сергий постоянно призывал своих соработников активнее включаться в эту работу с целью оздоровления общества.
А в заключение произнёс такие важные слова: «Мы с Небом связаны, поэтому нас не победить!». Воистину так!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России
2.
1.
Место "Зоиного стояния" ни в коем случае нельзя уступать застройщикам. Пусть будут посрамлены их жадность и сребролюбие.