Доверие граждан ФРГ к федеральному канцлеру Олафу Шольцу и федеральному правительству за 2022 год снизилось почти вдвое. Об этом свидетельствуют данные опубликованного во вторник опроса социологической компании Forsa, проведенного по заказу телеканалов RTL и N-TV, сообщает ТАСС.
Ежегодный опрос о доверии к политическим институтам ФРГ показал, что доверие к посту федерального канцлера снизилось с 57% в прошлом году до 33%, федеральному правительству доверяют 34% респондентов, что на 22 процентных пункта меньше, чем годом ранее. Как напоминает телеканал Эн-тэ-фау, по итогам 2020 года, когда канцлером была Ангела Меркель, уровень доверия к занимаемой ей должности составлял 75%.
Значительное снижение доверия отмечается также для парламента (37%, минус 13 п.п.), федерального президента (63%, минус 12 п. п.), мэров городов (44%, минус 11 п. п.). Меньше всего – по 7 процентных пунктов – потеряли политические партии и Евросоюз, но их поддержка изначально была на низком уровне и сейчас составляет 17% и 31% соответственно. Меньшей поддержки нет ни у одного политического института. В целом все важнейшие политические инстанции потеряли поддержку за год.
Итоги опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» известный журналист, германист Тимофей Леонидович Борисов:
Итоги немецкого опроса довольно-таки предсказуемы. Падение доверия немцев к власти объясняется весьма просто: выросли коммунальные счета. В итоге холодильник победил телевизор. По телевизору записные немецкие эксперты призывают всячески помогать Украине в борьбе с «агрессивной Россией». Немецкие бюргеры соглашались с экспертами, но только до тех пор, пока не получили платёжки за тепло, воду и электричество.
В Германии действует система, когда жители не сразу получают повышенные счета, а несколько позже. С начала нового года немцы стали получать счета с большими цифрами, чем были крайне недовольны. Немецкий бюргер своеобразный – он всегда смотрит в основном в свой карман. Либеральные ценности важны для немцев, но карман дороже. Людям не понравилось то, что указано в платёжках. И этим объясняется результаты опроса.
Кто выигрывает от недовольства людей? Как всегда бывает во всех странах – оппозиция. Прежде всего – Христианско-демократический союз (ХДС).
А если сейчас распадётся трёхсторонняя коалиция во главе с Шольцем и его социал-демократами, то на его место придёт кто-то из ХДС – её глава Фридрих Мерц или лидер Христианско-социального союза в Баварии (ХСС) Маркус Зёдер.
Однако у обоих есть очень большие минусы. Фридрих Мерц – тряпка. На 101% – американский проект. Совершенно не харизматичный и не лидер по характеру. У Маркуса Зёдера другой минус – он баварец. А в Германии не любят баварцев, хотя он как раз таки харизматичный лидер.
Увидим ли мы распад коалиции – вопрос пока сложный. Хотя зачатки для этого есть. Весь декабрь в Германии под жесточайшей критикой находилась министр обороны Кристина Ламбрехт, фактически её уничтожили все системные СМИ Германии. И в новом году продолжили её «убивать». Многие говорят, что дни Ламбрехт на посту министра обороны сочтены. Если уйдёт Ламбрехт, доверенное лицо от социал-демократов канцлера Шольца, то может посыпаться и вся коалиция. Но немцы – консерваторы, поэтому не готовы каждый год выбирать себе правительство. И это свидетельствует о том, что всё-таки правительственная коалиция может удержаться. Хотя раскачивающих моментов для её падения нарастает всё больше и больше. И как оно будет – сказать пока сложно.
Падение доверия немцев к власти не приведёт к изменениям отношений с Россией. Наших раскладов там нет. Фридрих Мерц и Маркус Зёдер – совершенно непророссийские лидеры.
В Германии практически не осталось пророссийских политиков. Есть более-менее здравомыслящие практичные политики, депутаты Бундестага, которые, прежде всего, находятся в партии «Альтернатива для Германии» либо в «Левой партии Германии». Но обе партии не являются определяющими – они фактически развалились и не представляют вообще никакой силы. И уверен, что на следующих региональных выборах эти партии не попадут ни в один региональный парламент. Партии находятся на грани абсолютного распада. Сара Вагенкнехт удерживает на плаву «Левую партию». Не было бы её – и не было бы всей остальной партии. Но это абсолютно аморфное образование, которое раскололось после начала Специальной военной операции России. Большая коалиция выступила против СВО, некоторые – поддержали. Левых уже не существует в Германии. Левой повестки в Германии нет.
«Альтернатива для Германии» набирает очки и может набрать еще. Если у них сейчас 16%, что немало, то в потенциале они могут набрать 24%. Но в партии «Альтернатива для Германии» есть слабость – они правые. А правые или коричневые, светло-коричневые – для Германии исторически неприемлемо. И никто не будет вступать с ними в коалицию.
Посмотрим. Возможно всё, тем более в нынешних непредсказуемых условиях и быстро меняющейся реальности. Для нас лучше было бы, чтобы голоса набирала «Альтернатива для Германии». По крайней мере, её поддерживает русскоязычная диаспора Германии – так называемые русские немцы, прибывшие после распада Советского Союза из Казахстана и Киргизии.
Пока действует крайне неустойчивая трёхсторонная коалиция, коалиция светофоров (нем. Ampelkoalition) – коалиционное правительство Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Свободной демократической партии (СВДП) и Альянса 90/Зеленых и ХДС во главе с пока ещё лидером Фридрихом Мерцем.
1. Либеральные ценности важны для немцев, но карман дороже