Почему в Церкви не хватает священников?

Нельзя за счёт снижения качества образования решать проблему количества пастырей

Новости РПЦ  Русская школа  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
0
3064
Время на чтение 7 минут
Фото: youtube.com

В Русской Православной Церкви вновь заговорили о нехватке священников. Храмов много, а служить зачастую некому. И все меньше тех, кто готов принять сан, говорится в материале РИА Новости.

Святейший Патриарх Кирилл заявил недавно, что в зоне СВО не хватает штатных военных священников: одновременно там находится всего от 15 до 25 человек. «...Это очень мало», — подчеркнул Первосвятитель.

Дефицит кадров наметился и среди тюремного духовенства. Например, около двадцати лет назад за столичными СИЗО было закреплено примерно 70 священников. Однако со временем ситуация изменилась. Некоторые состарились и не могут по состоянию здоровья посещать заключенных. У других попросту нет времени: стали настоятелями храмов, в том числе строящихся.

Кроме того, та или иная епархия периодически сообщают о дефиците духовенства. Молодые священнослужители уезжают в крупные города, где материальные условия более благоприятные.

О кадровом голоде в Церкви заговорили пару лет назад — тогда на 38 649 храмов приходилось 35 677 священников. Среди главных причин в первую очередь называли последствия демографической ямы 1990-х. Сейчас добавился еще один немаловажный фактор: два года пандемии, унесшие жизни 200 пастырей.

Согласно последнему отчету Учебного комитета Церкви, в 2022-м на пастырское направление семинарий поступили 1143 человека. Для сравнения: в 2019-м набрали более полутора тысяч первокурсников, позже с каждым годом число абитуриентов уменьшалось приблизительно на две сотни.

Еще одна характерная черта — все более популярен заочный формат обучения. Ранее он был продолжением очной формы: студенты переводились после поставления — чтобы иметь возможность служить на приходе, а значит, и обеспечивать семью.

Теперь же все наоборот: многие предпочитают сохранить привычный образ жизни, а духовное образование получить в удаленном режиме. Из-за этого среди заочников все меньше духовенства.

«Кадровым голодом в полном смысле слова это назвать трудно. Но отрицательной тенденцией — можно. И наша задача — ее исправить», — говорит глава Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.

По его словам, еще недавно многие епархии могли себе позволить открыть религиозный вуз. Но со временем финансово содержать учебные заведения стало сложно. Да и конкурс снижался, особенно в регионах с плохой демографией. Поэтому один из возможных путей решения проблемы — переформатировать «отстающих».

Возможно, некоторые семинарии будут давать лишь базовую богословскую подготовку, после которой студенты решат, идти в священство или нет. Кроме того, малочисленные учебные заведения смогут примыкать к более крупным. Этому, по словам главы Учкома, поспособствует дистанционный формат. «В конечном счете наша цель — не количество священников, а качество их знаний», — подчеркивает отец Максим.

О причинах нехватки священников размышляет в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев:

Тема очень интересная и близкая для меня. В Брянской епархии я прослужил 18 лет. 10 лет из них я отдал тюремному служению, окормлял зону ИК-4 Брянской области. Один раз в неделю служил в зоне, иногда мероприятия проходили два раза в неделю. Ритм был серьёзный, поэтому я хорошо знаком с этой проблемой.

К сожалению, до сих пор не отлажена система взаимодействия ФСИН и Русской Православной Церкви. Например, перед отъездом из Брянской епархии мне предложили должность штатного сотрудника в воспитательном отделе колонии. Я согласился, но такая традиция имеет под собой непостоянный и несистемный характер. В каждой зоне складываются особые отношения начальника ИК и духовенства.

В течение 10 лет окормления тюрьмы мне не платили оклада. Я мог окормлять тюрьму, потому что у меня был хороший приход, было на что жить и что подарить заключённым. Мы привозили в ИК кресты, иконы, утварь, всё необходимое для Богослужения. И никто нас не финансировал.

В служении тюремного и военного духовенства есть прорехи: до сих пор священники не являются штатными сотрудниками ведомств. Наш батюшка, отец Константин Голубев, в прошлом офицер Флота, ныне пытается заняться решением этого вопроса. Он ищет взаимодействия с военным руководством. Отец Константин рассказывал, что до сих пор священники в зоне СВО ничего не получают. Всё держится на энтузиазме и внутренних порывах. Государство не принимает таких законов, которые позволяли бы духовенству Русской Православной Церкви сотрудничать с военным и тюремным ведомствами.

Если эта проблема решится, то и решатся все остальные. Нужно священников сделать штатными сотрудниками ведомств. Это касается и медицинских учреждений.

Теперь о проблеме нехватки священников. У нас из прихожан Ропшинского прихода, где я являюсь настоятелем, до десятка людей учатся в духовных семинариях, в основном в СПбДА. И это только с одного нашего прихода.

Что является неправильным на первом этапе призыва к священству? Наш приход имеет миссионерскую направленность. Мы принимаем любого человека, который говорит: «Батюшка, я хочу петь в хоре». Или: «Я хочу помогать в алтаре».

Мы принимаем всех молодых людей, которые хотят трудиться. В праздничные дни в алтаре бывает более 20 человек, а на клиросе – десятки поющих. Это даёт возможность привлечь молодёжь и зрелых людей к церковному служению. Между тем, на первом приходском уровне священнику или регенту проблематично подключать новых людей. Уже есть алтарник, пономарь и поющие. Это же лишняя проблема – надо понять, что за человек пришёл, а вдруг он что-то предосудительное делает. Поэтому относятся очень настороженно. По обыкновению в храмах говорят: нам никто не нужен. А вот с этого приходского уровня начинается цепочка становления будущих священников Церкви.

Среди наших воспитанников больше десятка людей, которые служат в храмах – священники, диаконы, алтарники. Подобный миссионерский подход позволяет на первом приходском этапе привлечь новых людей к служению в Церкви.

В этом году в ноябре было 25-летие моей священнической хиротонии. Поэтому я рассказываю об отлаженном механизме из своего пастырского опыта: каждый год наши прихожане и мои духовные чада поступают в Духовную семинарию. Я постоянно езжу к владыке с рекомендациями – их огромное количество.

Мои дети и прихожане учатся в Духовной академии и семинарии, поэтому мне знакома ситуация внутри учебных заведений. Протоиерей Максим Козлов сказал правильные и верные слова, что необходимо качественное обучение будущих пастырей. Но, к сожалению, этого не происходит, потому что из-за нехватки семинаристов упал качественный уровень образования.

Когда я поступил в Духовную семинарию, на первом курсе было 100 человек. До 5 курса доучились 45 человек. Остальные были отчислены, потому что была жёсткая система отчисления за слабую учёбу. А защитили дипломы только 15 человек.

Сейчас происходит с точностью наоборот. Мой сын рассказывает о массовости крайне низкого уровня знаний среди его однокурсников. В итоге руководство учебного заведения вынуждено оставлять учиться слабых студентов.

Ещё одно наблюдение. Мой второй сын Степан учится в магистратуре, на год его отправили учиться в Германию в Падерборн. Так вот он мне рассказал, как устроена учеба у католиков: католическое духовенство обучается в семинарии 8 лет, а не 4 года, как у нас.

Первый год идёт обучение подготовительное, затем 4 года – обучение, а затем – практика: социальная и богослужебная практика. На каждой практике будущий священник знакомится со всеми деталями, нюансами и особенностями служения. Ему говорят: смотри, тебе придётся трудно. На всех этапах его как бы отговаривают. В чине пострижения в монахи игумен кидает ножницы, как бы отказываясь постригать. И это символично. У человека не должно быть иллюзий о том, чем он будет заниматься. И качественно этот вопрос можно решать только так. Я в этом глубоко убеждён, иначе правильные слова отца Максима рискуют остаться только словами. Нельзя за счёт качества образования решать проблему количества священников. Но в реальности происходит совсем по-другому.

Всё начинается с приходского уровня. Нужно рекомендовать учебным заведениям составлять методички. Духовенству всех епархий на курсах повышения квалификации предлагать и показывать, каким образом осуществлять миссионерскую деятельность на приходах.

Одно дело выпустить плакаты, которые нам присылают из учебных заведений: приглашаем учиться! Но этот призыв не привлечёт студентов в семинарию. Нужно работать с духовенством, настоятелями храмов, чтобы они проводили миссионерскую деятельность на приходах и привлекали к Богослужению интересующих людей.

Обязательно нужно держать определенный образовательный уровень, иначе быть беде. Мы можем получить таких священников, которые запросто оставят священство, столкнувшись с житейскими трудностями.

Ещё есть важный момент, который мы обсуждали с преподавателями в духовной семинарии: после окончания учёбы все хотят рукоположиться и стать священниками на благополучном приходе. Многие идут в академию, магистратуру, аспирантуру для того, чтобы их с учёной степенью взяли на хороший приход. Человек, уже отучившись, готов 3-5 лет ждать хорошего места.

Как можно решить эту проблему? Думаю, стоило бы направлять выпускников семинарий на практику в бедные приходы, потому что люди панически боятся оказаться где-нибудь в деревне. Городские люди совершенно не знают сельской приходской жизни – там, где каждый человек ценен, должно быть особое отношение к людям. В деревне священник вынужден быть миссионером – он каждого человека ценит.

А в городе, где идёт людской поток, семинарист не видит миссионерского предназначения. Ведь в храмы городские люди приходят независимо от качеств священника. Подобная практика могла бы дать будущему священнику раскрыться, посмотреть на мир с иной стороны, кто и как живёт. После окончания учёбы кто-то поехал бы и в сёла и деревни, а кто-то хотя бы вынес для себя бесценный опыт деревенской жизни и общения с прихожанами сельского храма.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11.

Ну ладно еще, когда человек не обладает способностями логического мышления и навыками диспута, а потому вместо аргументов сразу же переходит на оценку личности собеседника - это уже довольно привычная картина. Однако в данном случае какой-то хрестоматийный пример интеллектуального бесстыдства (именно в данном случае эта орфография уместна): "товарищ" утверждает, что всякое соприкосновение Церкви с государством, этим "князем века сего" для нее губительно. Ему возражают: почти всю свою историю Церковь существовала совместно с государством, без этого никакая "симфония властей" попросту невозможно, и отказ от этого сотрудничества приводит к внутреннему разрушению Церкви. Отсюда "товарищ" делает неожиданный вывод: Вы-де призываете бороться с властями и государством. Неожиданно, мягко говоря. Разумеется, какие-либо дискуссии при таком поведении потенциального собеседника утрачивают всякий смысл. Остается лишь в очередной раз пожалеть, что все чаще на РНЛ звучат голоса и суждения не тех людей, чье мнение действительно важно и дорого, а тех, без кого этот процесс проходил бы не в пример толерантно, уважительно и достойно.

10. главное - вбить клин

Уже со слов о конспирологии потянуло духом либерализма, который имеет одну цель: мобилизовать всех на борьбу с государством. В данном случай, настроить священнослужителей да и вообще всех православных против государства и против священноначалия. Дескать, почему они не заботятся!? Надо требовать! Надо бороться! Объединяться и бороться!
Объединяться, надо полагать, вокруг этих либералов и бороться против существующих властей, как государственных, так и церковных. Уже много десятилетий самозванные хозяева мира (ну, конечно же, это опять "конспирология"! Нет никаких хозяев, никаких ФРС, ВМФ, клубов!) через своих идеологических слуг мобилизуют массы во всех странах бороться против своих национальных государств. Сколько изобретено для этого! "Гражданское общество" - это не общество граждан страны, это общество, которое борется против государственной власти. "Открытое общество" -- это опять же не общество страны, готовое к общению с другими культурами, это общество, открытое для управления извне. Толерантное к чуждым идеям, как толерантен умирающий организм к болезнетворным бактериям и вирусам.
Вся эта показная забота о ком угодно на самом деле преследует цель настроить людей против существующей власти.
viktormaximov / 28.12.2022, 10:33

9.

Продолжу:
И если Вас так отвращает государство, то, напомню, главное его свойство - организованная и организующая власть, присуще и самой Церкви. Вы предлагаете отказаться от власти? Тогда вслед за тем исчезает церковная иерархия, часть таинств, например, прощать грехи. Что остается?! Батюшка, поднявший вопрос о проблемах существования священства в наши дни (едва ли не первый случай вынесения этого вопроса на публичное размышление), совершенно прав и большой умница. И факты, указанные им, можно, увы, продолжать и продолжать. Нет свяшенников в армии, нет их в школах, тюрьмах, больницах, Церковь фактически перестала окормлять миллионы людей, даже уже вошедших в нее. И проблема эта, конечно же, лежит не в ее "государственном" существовании, а в других негативных явлениях, которые мы обычно замалчиваем. И с которыми, к сожалению, наше священноначалие, включая Синод, не желает бороться. А если и борется", то лишь на бумаге и в отчетах. Дела - нет. Характерный пример: создали год назад Африканский экзархат, его глава торжественно пообещал явить миру программу развития африканских приходов, но пока только пару раз съездил на этот континент и заключил соглашения с... монофизитами о предоставления нам их храмов для служения. А в остальное время, судя по его интервью, он занимается комментированием вопросов, никакого отношения к Африке не имеющим. Опять же, не занимается их решением, а комментирует - трудоемкий , надо полагать, процесс, достойный статуса митрополита Русской церкви. И весь этот анекдот выдается за "дело". Не стыдно? И, главное, всех это устраивает, никто не спросил: для чего было начинать все это, если никакого результата нет?! Как видите, дело не в "мистических конспирологиях", а в нас самих. Собственно, как говорил классик, разруха всегда обитает в головах людей, а не в разрушенных клозетах - те просто следствие нашей умственной разрухи и духовной деградации.

8.

Человек всегда пытается регулировать свою жизнь - "государственно, политичсеки, экономически", для того ему Господь разум и даровал. Если продолжить Ваше предложение и отдать священника исключительно на Божье попечение, то, следовательно, его нужно изъять из любого "земного" попечения, в том числе вывести из-под действия государственного закона, отказать в любом обеспечении - социальном, пенсионном, медицинском и т.д. Избили священника? Уголовное дело не нужно возбуждать по этому факту. Ведь все по воле Божьей. Украли у него имущество? Священник не должен обращаться в полицию и суд - ведь он в воле Божьей. Заболел - таблетки не принимай, к врачу не обращайся - все на волю Всевышнего. По Вам именно так и выходит. Интересно, захочет ли сам священник так жить? И, кстати, почему мы выделяем именно священника? Давайте распространим этот принцип на всех христиан, откажемся от законов, властей, пенсий, зарплат, пособий на детей и инвалидов - все отдадим на Божьей попечение: Он создал нас, пусть и думает, как обеспечить. Так выходит? И еще: Церковь изначально существовала в государстве. Равноапостольный Константин Великий ее легализовал, св. Феодосий Великий своим законом определил, что именно вера Никейских отцов, Римского папы и Александрийского архиерея является истинной, а остальные - ересь и ложь. Вы предлагаете Церкви покончить с государственным бытием? Но тогда нужно отказаться от всех Вселенских Соборов - их созывали императоры, они же утверждали вопросы на них и узаканивали их оросы, придавая им форму государственного закона. Откажемся вслед за этим от всех догматов и канонов - они всегда утверждались Церковью при непосредственном участии государственной власти. То есть, напишем новую историю "новой Церкви"?

7. Ответ на 6, Алексей Михайлович:

Вы правы, "Вопросы, как легко понять, риторические". Это и хотелось мне донести, но в краткой форме это трудно. Сфера отношений человека и Бога не регулируется, не определяется человеческими, пусть даже и правительственными, государственными решениями. Бог ведет нас путями иными. А стремление государственно, политически, экономически отрегулировать жизнь Церкви даже с самыми лучшими намерениями, в том числе и с заботой о священнослужителях, ничего хорошего не даст. На самом деле за вашими благими пожеланиями скрывается стремление князя века сего подчинить себе Церковь (которую не он создал). Вы можете этого не осознавать и вероятнее всего не осознаете, вы наполнены самыми благими намерениями, но плоды подобной "заботы" могут привести только к зависимости служителей Христа от людей века сего. Нет. Жизнь священника должна быть и она есть в руках Божиих. И более ни в чьих.
viktormaximov / 27.12.2022, 15:03

6.

Можно, конечно, играть в коспирологию и валить в кучу исторические факты, соедитнив и православных государей, и большевиков в единое целое, но главное, очевидно, в данной негативной тенденции другое. И ранее и, особенно в последние годы священство и церковный клир пребывает в бесправном состоянии: у них нет твердой зарплаты, пенсии, отпусков, в случае ранней смерти священника его семья обречена на нищенское существование, перевод с прихода на приход, который вообще-то не приветствуется, мягко говоря, канонами, сегодня стал видом наказания от правящего архиерея или благочинного. С точки зрения закона священник оценивается как член религиозной организации, у него нет даже тех гарантий, которые Трудовой Кодекс предоставляет рядовому обывателю. А аналог или замену ТК наш Синод не спешит подготавливать. Священник бесправен, и потому многие, кто сегодня мог бы с честью осуществлять это служение, не желают идти этим путем. И в массе своей идут в пресвитерство молодые люди далеко не самого широкого интеллекта и личностного характера. Либо откровенные карьеристы, уже вполне определившие, как и каким путем они станут "делать жизнь". В недавнем времени их ряды обильно разбавляли либеральствующие интеллигенты, от которых зла было еще больше. Довольно часто общаюсь со священстивом и вынужден согласиться, что с каждым годом оно все менее и менее демонстрирует качества, должные быть у пресвитера, в том числе интеллект, широту кругозора, сочувствие к своей пастве, стойкость веры и духа. Сегодня в массе своей это "служители алтаря", а не пастыри Церкви. Проблема есть, но что, в частности, предлагает Синод и лично о. Максим Козлов? Обычные трафаретные уверения, что и с такой бедой мы справимся. Вопрос: как? Какие меры предлагаются им? Вопросы, как легко понять, риторические. Никто ничего не преджлагает. Удивительно даже, что сма проблоема вдруг и неожиданно сделалась публичной, а не замолчана по обыкновению. Решения, живое делание заменяются отчетами, бюрократией и внешним благочестием, которые легко раскрывает себя как ложь перед глазами паствы. Но, как обычно, мы удовольствуемся "агитками" и лозунгами, давно подменив дело словом, да и то пампезным...

5. секуляризация

Для того и отделяли Церковь от государства, чтобы она перестала существовать. Правда, Церковь оказалась более живучей, чем полагали политики. Поэтому отделение Церкви от государства дополнили новыми мерами: лишить Церковь имущества (собственно, это начиналось еще при королях-императорах, продолжилось при большевиках), наложить непосильные налоги, запретить не только проповедь, но и выход за ограду в облачении священника. Сейчас такие меры покажутся слишком одиозными, ведь теперь "демократия". "Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, –
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман" (А. Блок).
А двигает марионетками "князь века сего". Кстати, не мира сего, а века сего, то есть этого периода времени. Повсеместность товарно-денежных отношений сделала невозможной жизнь без денег. Если в далекие века деньги были средством для приобретения товара, то теперь, наоборот, товар служит средством получения денег. Если у тебя нет товара, продавай себя, свою рабочую силу, своим знания и умения, свое тело, свои убеждения, свою родину, свою совесть...
В организационном плане возможность платить зарплату священникам (в том числе сельским) может иметь только государство. Но кто платит, тот и заказывает музыку. Церковь как общественную организацию победить, задавить можно. Но как веру в Бога ее уничтожить нельзя. А верующие как раз и составляют Церковь. Вот те священники, которым прихожане несут и продукты, и одежду, и деньги, и останутся в Церкви. А "зарабатывать хорошие деньги"надо не в Церкви. К счастью, Церковь, в особенности ее сельские приходы, остается единственной истинно некоммерческой организацией, которая существует не ради денег. Пока она некоммерческая, я готов в ней трудиться. Станет коммерческой -- пусть другие трудятся. У нас и прихожане такие. Надо было газопровод провести, подходит человек: "Если бесплатно, то работы внутри ограды я могу все выполнить. А если за плату, то пусть другой, не буду отнимать хлеб".
Так что отбор идет естественным путем.
viktormaximov / 27.12.2022, 07:04

4. Почему в Церкви не хватает священников?

Господь пошлёт делателей на ниву свою
Vladislav / 22.12.2022, 22:27

3. Ответ на 2, Алина:

Для меня эта тема очень актуальна, так как я делаю справочную книгу для одной из наших епархий. Если бы я сразу знала, с чем мне придется столкнуться, отказалась бы. Уровень знаний священства нижайший!.........

Так и откажитесь, а то (при таком подходе к делу) головные боли замучают.
Человек / 22.12.2022, 17:08

2. Об ОБРАЗОВАННОСТИ священников

Для меня эта тема очень актуальна, так как я делаю справочную книгу для одной из наших епархий. Если бы я сразу знала, с чем мне придется столкнуться, отказалась бы. Уровень знаний священства нижайший! Я понимаю, что епархия "деревенская", там села и районные центры, но священники пишут "окончил духовную семинарию..." - да, именно заочная форма. В итоге, батюшки не понимают - я это вижу по их отчетам, - чем приход отличается от храма, православная община от прихода... Создали несколько человек в селе общину, храмового здания, само собой, нет, даже молитвенного помещения нет, батюшка приезжает проводить духовные беседы в местном доме культуры раз в месяц. Естественно, никакого собрания не проводилось, приходского совета нет, финансовой деятельности нет. Зато всё это гордо именуется "приходом". Я сижу и думаю: книга справочная, по ней через годы будут судить о религиозной жизни в районах. Что писать? Лгать, что здесь в каждом селе "приходы", или просить священников все же исправить на "православная община"? А отчеты-то в Патриархию идут, и там указана численность приходов - всех вместе, и реальных, и вот таких. И что самое главное: я ведь вижу, что отцы стараются, проводят какую-то работу с населением, мотаются по своим селам, где есть хотя бы несколько верующих. Вижу и то, что люди в некоторых местах сами строят храмы, на свои кровные, а потом эти храмы стоят пустые, потому что служить некому, да и горстка людей не прокормит священника. В лучшем случае, он будет приезжать раз-два в месяц. Деревня тихо умирает, а вместе с ней и возможность возрождения духовной жизни, хотя у людей явно есть в этом потребность. На мой непрофессиональный взгляд, в чем-то здесь могло бы, наверное, помочь возрождение монастырей - будут и те, кто служит, и те, кто работает, чтобы прокормить себя и других. У обителей всегда есть какая-то хозяйственная деятельность, есть трудники, есть иноки, есть духовенство. Но вот в этой епархии всего два монастыря, и народу там крайне мало. В монахи не загонишь, это особый путь, поэтому вопрос увеличения численности братии - это тоже отдельная, острая и болезненная тема.
Алина / 22.12.2022, 08:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Аркадий Петровцев
«К нам пришла беда»
Сгорел Дом трудолюбия в Оржицах
11.11.2024
Благодарность читателям Русской народной линии
Священник Алексий Серебряков благодарит за помощь и просит присылать записки для поминовения
12.10.2024
Господь ведёт Россию в правильном направлении
Как относиться к данным Росстата, согласно которым 71,6% женщин хотели бы иметь только одного или двух детей
24.03.2023
Не гонитесь за карьерой и общественным признанием!
О роли женщин в российском обществе
08.03.2023
Все статьи Протоиерей Аркадий Петровцев
Новости РПЦ
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Зачем?
Уничтожен уникальный природный символ Пресвятой Троицы при входе в Троице-Сергиеву Лавру
16.11.2024
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Петрозаводске прошел региональный этап Рождественских чтений
15.11.2024
В целях сохранения и укрепления русской духовной культуры
В уральской столице завершился II фестиваль церковного искусства «"Истоки" в Екатеринбурге»
14.11.2024
Все статьи темы
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 10:03
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47