В Русской Православной Церкви вновь заговорили о нехватке священников. Храмов много, а служить зачастую некому. И все меньше тех, кто готов принять сан, говорится в материале РИА Новости.
Святейший Патриарх Кирилл заявил недавно, что в зоне СВО не хватает штатных военных священников: одновременно там находится всего от 15 до 25 человек. «...Это очень мало», — подчеркнул Первосвятитель.
Дефицит кадров наметился и среди тюремного духовенства. Например, около двадцати лет назад за столичными СИЗО было закреплено примерно 70 священников. Однако со временем ситуация изменилась. Некоторые состарились и не могут по состоянию здоровья посещать заключенных. У других попросту нет времени: стали настоятелями храмов, в том числе строящихся.
Кроме того, та или иная епархия периодически сообщают о дефиците духовенства. Молодые священнослужители уезжают в крупные города, где материальные условия более благоприятные.
О кадровом голоде в Церкви заговорили пару лет назад — тогда на 38 649 храмов приходилось 35 677 священников. Среди главных причин в первую очередь называли последствия демографической ямы 1990-х. Сейчас добавился еще один немаловажный фактор: два года пандемии, унесшие жизни 200 пастырей.
Согласно последнему отчету Учебного комитета Церкви, в 2022-м на пастырское направление семинарий поступили 1143 человека. Для сравнения: в 2019-м набрали более полутора тысяч первокурсников, позже с каждым годом число абитуриентов уменьшалось приблизительно на две сотни.
Еще одна характерная черта — все более популярен заочный формат обучения. Ранее он был продолжением очной формы: студенты переводились после поставления — чтобы иметь возможность служить на приходе, а значит, и обеспечивать семью.
Теперь же все наоборот: многие предпочитают сохранить привычный образ жизни, а духовное образование получить в удаленном режиме. Из-за этого среди заочников все меньше духовенства.
«Кадровым голодом в полном смысле слова это назвать трудно. Но отрицательной тенденцией — можно. И наша задача — ее исправить», — говорит глава Учебного комитета протоиерей Максим Козлов.
По его словам, еще недавно многие епархии могли себе позволить открыть религиозный вуз. Но со временем финансово содержать учебные заведения стало сложно. Да и конкурс снижался, особенно в регионах с плохой демографией. Поэтому один из возможных путей решения проблемы — переформатировать «отстающих».
Возможно, некоторые семинарии будут давать лишь базовую богословскую подготовку, после которой студенты решат, идти в священство или нет. Кроме того, малочисленные учебные заведения смогут примыкать к более крупным. Этому, по словам главы Учкома, поспособствует дистанционный формат. «В конечном счете наша цель — не количество священников, а качество их знаний», — подчеркивает отец Максим.
О причинах нехватки священников размышляет в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев:
Тема очень интересная и близкая для меня. В Брянской епархии я прослужил 18 лет. 10 лет из них я отдал тюремному служению, окормлял зону ИК-4 Брянской области. Один раз в неделю служил в зоне, иногда мероприятия проходили два раза в неделю. Ритм был серьёзный, поэтому я хорошо знаком с этой проблемой.
К сожалению, до сих пор не отлажена система взаимодействия ФСИН и Русской Православной Церкви. Например, перед отъездом из Брянской епархии мне предложили должность штатного сотрудника в воспитательном отделе колонии. Я согласился, но такая традиция имеет под собой непостоянный и несистемный характер. В каждой зоне складываются особые отношения начальника ИК и духовенства.
В течение 10 лет окормления тюрьмы мне не платили оклада. Я мог окормлять тюрьму, потому что у меня был хороший приход, было на что жить и что подарить заключённым. Мы привозили в ИК кресты, иконы, утварь, всё необходимое для Богослужения. И никто нас не финансировал.
В служении тюремного и военного духовенства есть прорехи: до сих пор священники не являются штатными сотрудниками ведомств. Наш батюшка, отец Константин Голубев, в прошлом офицер Флота, ныне пытается заняться решением этого вопроса. Он ищет взаимодействия с военным руководством. Отец Константин рассказывал, что до сих пор священники в зоне СВО ничего не получают. Всё держится на энтузиазме и внутренних порывах. Государство не принимает таких законов, которые позволяли бы духовенству Русской Православной Церкви сотрудничать с военным и тюремным ведомствами.
Если эта проблема решится, то и решатся все остальные. Нужно священников сделать штатными сотрудниками ведомств. Это касается и медицинских учреждений.
Теперь о проблеме нехватки священников. У нас из прихожан Ропшинского прихода, где я являюсь настоятелем, до десятка людей учатся в духовных семинариях, в основном в СПбДА. И это только с одного нашего прихода.
Что является неправильным на первом этапе призыва к священству? Наш приход имеет миссионерскую направленность. Мы принимаем любого человека, который говорит: «Батюшка, я хочу петь в хоре». Или: «Я хочу помогать в алтаре».
Мы принимаем всех молодых людей, которые хотят трудиться. В праздничные дни в алтаре бывает более 20 человек, а на клиросе – десятки поющих. Это даёт возможность привлечь молодёжь и зрелых людей к церковному служению. Между тем, на первом приходском уровне священнику или регенту проблематично подключать новых людей. Уже есть алтарник, пономарь и поющие. Это же лишняя проблема – надо понять, что за человек пришёл, а вдруг он что-то предосудительное делает. Поэтому относятся очень настороженно. По обыкновению в храмах говорят: нам никто не нужен. А вот с этого приходского уровня начинается цепочка становления будущих священников Церкви.
Среди наших воспитанников больше десятка людей, которые служат в храмах – священники, диаконы, алтарники. Подобный миссионерский подход позволяет на первом приходском этапе привлечь новых людей к служению в Церкви.
В этом году в ноябре было 25-летие моей священнической хиротонии. Поэтому я рассказываю об отлаженном механизме из своего пастырского опыта: каждый год наши прихожане и мои духовные чада поступают в Духовную семинарию. Я постоянно езжу к владыке с рекомендациями – их огромное количество.
Мои дети и прихожане учатся в Духовной академии и семинарии, поэтому мне знакома ситуация внутри учебных заведений. Протоиерей Максим Козлов сказал правильные и верные слова, что необходимо качественное обучение будущих пастырей. Но, к сожалению, этого не происходит, потому что из-за нехватки семинаристов упал качественный уровень образования.
Когда я поступил в Духовную семинарию, на первом курсе было 100 человек. До 5 курса доучились 45 человек. Остальные были отчислены, потому что была жёсткая система отчисления за слабую учёбу. А защитили дипломы только 15 человек.
Сейчас происходит с точностью наоборот. Мой сын рассказывает о массовости крайне низкого уровня знаний среди его однокурсников. В итоге руководство учебного заведения вынуждено оставлять учиться слабых студентов.
Ещё одно наблюдение. Мой второй сын Степан учится в магистратуре, на год его отправили учиться в Германию в Падерборн. Так вот он мне рассказал, как устроена учеба у католиков: католическое духовенство обучается в семинарии 8 лет, а не 4 года, как у нас.
Первый год идёт обучение подготовительное, затем 4 года – обучение, а затем – практика: социальная и богослужебная практика. На каждой практике будущий священник знакомится со всеми деталями, нюансами и особенностями служения. Ему говорят: смотри, тебе придётся трудно. На всех этапах его как бы отговаривают. В чине пострижения в монахи игумен кидает ножницы, как бы отказываясь постригать. И это символично. У человека не должно быть иллюзий о том, чем он будет заниматься. И качественно этот вопрос можно решать только так. Я в этом глубоко убеждён, иначе правильные слова отца Максима рискуют остаться только словами. Нельзя за счёт качества образования решать проблему количества священников. Но в реальности происходит совсем по-другому.
Всё начинается с приходского уровня. Нужно рекомендовать учебным заведениям составлять методички. Духовенству всех епархий на курсах повышения квалификации предлагать и показывать, каким образом осуществлять миссионерскую деятельность на приходах.
Одно дело выпустить плакаты, которые нам присылают из учебных заведений: приглашаем учиться! Но этот призыв не привлечёт студентов в семинарию. Нужно работать с духовенством, настоятелями храмов, чтобы они проводили миссионерскую деятельность на приходах и привлекали к Богослужению интересующих людей.
Обязательно нужно держать определенный образовательный уровень, иначе быть беде. Мы можем получить таких священников, которые запросто оставят священство, столкнувшись с житейскими трудностями.
Ещё есть важный момент, который мы обсуждали с преподавателями в духовной семинарии: после окончания учёбы все хотят рукоположиться и стать священниками на благополучном приходе. Многие идут в академию, магистратуру, аспирантуру для того, чтобы их с учёной степенью взяли на хороший приход. Человек, уже отучившись, готов 3-5 лет ждать хорошего места.
Как можно решить эту проблему? Думаю, стоило бы направлять выпускников семинарий на практику в бедные приходы, потому что люди панически боятся оказаться где-нибудь в деревне. Городские люди совершенно не знают сельской приходской жизни – там, где каждый человек ценен, должно быть особое отношение к людям. В деревне священник вынужден быть миссионером – он каждого человека ценит.
А в городе, где идёт людской поток, семинарист не видит миссионерского предназначения. Ведь в храмы городские люди приходят независимо от качеств священника. Подобная практика могла бы дать будущему священнику раскрыться, посмотреть на мир с иной стороны, кто и как живёт. После окончания учёбы кто-то поехал бы и в сёла и деревни, а кто-то хотя бы вынес для себя бесценный опыт деревенской жизни и общения с прихожанами сельского храма.
11.
10. главное - вбить клин
Объединяться, надо полагать, вокруг этих либералов и бороться против существующих властей, как государственных, так и церковных. Уже много десятилетий самозванные хозяева мира (ну, конечно же, это опять "конспирология"! Нет никаких хозяев, никаких ФРС, ВМФ, клубов!) через своих идеологических слуг мобилизуют массы во всех странах бороться против своих национальных государств. Сколько изобретено для этого! "Гражданское общество" - это не общество граждан страны, это общество, которое борется против государственной власти. "Открытое общество" -- это опять же не общество страны, готовое к общению с другими культурами, это общество, открытое для управления извне. Толерантное к чуждым идеям, как толерантен умирающий организм к болезнетворным бактериям и вирусам.
Вся эта показная забота о ком угодно на самом деле преследует цель настроить людей против существующей власти.
9.
И если Вас так отвращает государство, то, напомню, главное его свойство - организованная и организующая власть, присуще и самой Церкви. Вы предлагаете отказаться от власти? Тогда вслед за тем исчезает церковная иерархия, часть таинств, например, прощать грехи. Что остается?! Батюшка, поднявший вопрос о проблемах существования священства в наши дни (едва ли не первый случай вынесения этого вопроса на публичное размышление), совершенно прав и большой умница. И факты, указанные им, можно, увы, продолжать и продолжать. Нет свяшенников в армии, нет их в школах, тюрьмах, больницах, Церковь фактически перестала окормлять миллионы людей, даже уже вошедших в нее. И проблема эта, конечно же, лежит не в ее "государственном" существовании, а в других негативных явлениях, которые мы обычно замалчиваем. И с которыми, к сожалению, наше священноначалие, включая Синод, не желает бороться. А если и борется", то лишь на бумаге и в отчетах. Дела - нет. Характерный пример: создали год назад Африканский экзархат, его глава торжественно пообещал явить миру программу развития африканских приходов, но пока только пару раз съездил на этот континент и заключил соглашения с... монофизитами о предоставления нам их храмов для служения. А в остальное время, судя по его интервью, он занимается комментированием вопросов, никакого отношения к Африке не имеющим. Опять же, не занимается их решением, а комментирует - трудоемкий , надо полагать, процесс, достойный статуса митрополита Русской церкви. И весь этот анекдот выдается за "дело". Не стыдно? И, главное, всех это устраивает, никто не спросил: для чего было начинать все это, если никакого результата нет?! Как видите, дело не в "мистических конспирологиях", а в нас самих. Собственно, как говорил классик, разруха всегда обитает в головах людей, а не в разрушенных клозетах - те просто следствие нашей умственной разрухи и духовной деградации.
8.
7. Ответ на 6, Алексей Михайлович:
6.
5. секуляризация
Марионетками всех стран, –
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман" (А. Блок).
А двигает марионетками "князь века сего". Кстати, не мира сего, а века сего, то есть этого периода времени. Повсеместность товарно-денежных отношений сделала невозможной жизнь без денег. Если в далекие века деньги были средством для приобретения товара, то теперь, наоборот, товар служит средством получения денег. Если у тебя нет товара, продавай себя, свою рабочую силу, своим знания и умения, свое тело, свои убеждения, свою родину, свою совесть...
В организационном плане возможность платить зарплату священникам (в том числе сельским) может иметь только государство. Но кто платит, тот и заказывает музыку. Церковь как общественную организацию победить, задавить можно. Но как веру в Бога ее уничтожить нельзя. А верующие как раз и составляют Церковь. Вот те священники, которым прихожане несут и продукты, и одежду, и деньги, и останутся в Церкви. А "зарабатывать хорошие деньги"надо не в Церкви. К счастью, Церковь, в особенности ее сельские приходы, остается единственной истинно некоммерческой организацией, которая существует не ради денег. Пока она некоммерческая, я готов в ней трудиться. Станет коммерческой -- пусть другие трудятся. У нас и прихожане такие. Надо было газопровод провести, подходит человек: "Если бесплатно, то работы внутри ограды я могу все выполнить. А если за плату, то пусть другой, не буду отнимать хлеб".
Так что отбор идет естественным путем.
4. Почему в Церкви не хватает священников?
3. Ответ на 2, Алина:
2. Об ОБРАЗОВАННОСТИ священников