СВО России на Украине – это не война против Украины, а очередная битва за Святую Русь; за подтверждение выбора веры св. князя Владимира, за исполнение заветов свт. Илариона Киевского, за сохранение Русской земли прп. Нестора летописца...
Современное положение России в чем-то напоминает кон. XV – нач. XVI вв., когда Московское государство во главе с великими князьями и государями всея Руси Иваном III и его сыном Василием III медленно, с великими трудами собирало русские земли, вело многочисленные русско-литовские войны за наследство Древней Руси.
В 1480 г. в правление Ивана III почти трехвековое ордынское иго закончилось для Руси в результате «Стояния на Угре» (пограничной многомесячной битвой под Калугой) бегством войска хана Большой Орды Ахмата и освобождением страны от выплаты дани Орде.
Но на западе большая часть древнерусских земель (в т.ч. нынешние Беларусь и Украина) находилась под властью «Литвы» – Великого княжества литовского (ВКЛ). Противостояние Руси и Запада тогда имело характер, аналогичный современному российско-украинскому – соперничество Юго-западной и Северо-восточной Руси. В то время ВКЛ выступало как альтернативная Русь, но с тенденцией «лечь» под Запад и стать анти-Русью. Так оно и случилось.
Вначале Польша была союзником ВКЛ (как и сейчас для Украины). Но после образования Речи Посполитой (объединения Польского королевства и ВКЛ) в 1569 г. противостояние уже стало русско-польским.
Довольно скоро, в 1596 г. Собор епископов Западнорусской митрополии подписал в Бресте унию с католической Церковью: принял католическое вероучение, признал над собой власть римского папы, сохранив при этом православный обряд. В результате родилась так называемая «греко-католическая церковь». Таким образом альтернативная государственность Западной Руси получила религиозное подкрепление в виде противоборства римо-католического Запада с православным Востоком.
В настоящее время поляки хотят повторить тот же манёвр и включить в Польшу западные земли Украины – свои «Восточные крессы» (окраины), хотя бы до рубежа Днепра.
И на Херсонщине сейчас война перешла в стадию «Стояния на Днепре», а под Донецком идут упорные бои с нашим медленным продвижением вперед.
Проект «анти-Русь». Всем понятны планы Запада превратить юго-западную Русь в анти-Россию и анти-Русь. Такое уже было в прошлом. Желают повторить и теперь.
Потому так много на украинском фронте западных наемников, особенно польских (да и действующих военнослужащих Войска Польского тоже), которым внушили, что они воюют за «исконные польские земли», отнятые у них «москалями» в XVII в. Напомним, что в августе 1812 г. поляки из корпуса Понятовского, входившего в Великую армию Наполеона, штурмовали Смоленск с возгласом: «Да здравствует родина!», очевидно помня, что когда-то Смоленск был и «литовским», и «польским». Так что аппетит на русские земли у Польши и теперь будет приходить «во время еды»...
Следуя сценарию и иезуитским методичкам XVI века сейчас на Украине запрещают Русскую Православную Церковь (УПЦ МП) и «делают» свою из раскольнических структур и самосвятов ПЦУ, благословленных стамбульским епископом, продавшим за «чечевичную похлебку» церковное первородство Константинополя американскому Госдепу и мировой закулисе. В ближайших планах формальное поглощение канонической Украинской Православной Церкви «самостийной» ПЦУ, а потом её слияние в «незалежном» экстазе с греко-католическим каноническим недоразумением под управлением римского папы-иезуита.
И вот она, готовая антирусская «Украина-Русь» профессора Грушевского! Конечно, не такая католическая как Западу хотелось бы, но зато уже не православная: с запрещенным и вытравленным русским языком; с воспитанной ненавистью к русским и к исторической России (а не только РФ). Еще не поляки, но уже не русские – манкурты с отшибленной памятью и переписанной историей в школьных и вузовских учебниках...
А потому пора нам всем вспомнить про единое древнерусское государство, бытовавшее на этих землях, и о нашей идентичности: «откуда есть пошла и стала есть русская земля» («Повесть временных лет» прп. Нестора Летописца).
Вспомнить, как благословил Крестом киевские горы св. апостол Андрей Первозванный, как крестил здешние племена св. великий князь Киевский Владимир («Красное солнышко» русских былин), как правили здесь древнерусские князья свв. благоверные Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и иные. Как воевал с ворогами былинный богатырь Илья Муромец, закончивший свой земной путь монахом Киево-Печерской лавры, где поныне почивают его честные и нетленные мощи.
Вспомнить, как в XI веке основали на Руси православное монашество преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, как начиналась и строилась Русская Православная Церковь с ее святыми владыками, преподобными мужами и женами...
Как начиналось русское летописание – не на «украинской мове», а на древнерусском языке, даже сейчас более понятном, чем созданный дореволюционными укрофилами и советским институтом этнографии АН УССР «литературный украинский язык»...
Икона «Держава». В напоминание об этих духовных истоках АНО "Славься Отечество!" была инициирована общественная программа «Держава: истоки, история, идентичность» и задумана икона «Держава». В этих задумках довелось принять участие и автору этих слов. Задумки реализовались, хотя и не совсем по-нашему (художники всегда видят «по-своему»), но все же в дереве и красках, а не в мечтаниях.
В результате группой иконописцев ПСТГУ был написан новый образ «Держава (Святые покровители Русской земли)». Икона сложная, многофигурная и потому будет не лишним привести не только ее фото (см. ниже), но и описание.
Средник. В среднике иконы апостол Андрей Первозванный и св.вел. князь Владимир, водружающий крест. Обе фигуры стоят на полусфере, символически изображающей Русскую землю как ДЕРЖАВУ, как объект власти и ее символ. Подобно тому, как Державу Российского Государства, хранящуюся в коллекции Государственной Оружейной палаты Московского Кремля украшает пояс драгоценных камней, вставленных в зубчатые золотые касты, символическую полусферу на иконе окружает зубчатая каменная стена. В центре ограду полусферы завершает изображение храма. Его центральную главу венчает тот Крест, который держит в руке св. князь Владимир. Это изображение символически показывает, что святой князь водружает Крест на Русской земле, а Первозванный апостол благословляет это деяние.
Изображение Креста отражает его многозначный смысл: крест, водруженный Апостолом на Киевских горах; Корсунский Крест – символ крещения Русской земли и св. князя Владимира; «древяное копие», поразившее ад, оружие, разрушившее языческих идолов Русской земли, копие против «духов злобы поднебесной», с которыми сражаются христиане на протяжении земной истории человечества.
Русская земля изображается в виде ее условной карты, а центральный пояс полусферы-державы украшают названия городов – символизирующих основные центры Русской земли: Херсонес (Корсунь) в Таврии (место проповеди апостола Андрея и крещения кн. Владимира); Киев (стольный град великого князя); Смоленск (запад Русской земли); Новгород Великий (место первоначального княжения Владимира, символизирует весь север Русской земли); Москва (стольный град русских царей, духовная столица после Киева и Владимира-на-Клязьме); Санкт-Петербург (столица Русской империи); Екатеринбург (срединный град Русской земли, место убиения царственных мучеников); Владивосток (восточные пределы Русской земли на берегу Тихого океана).
Деисусный чин (на верхнем поле иконы). Христос в полусфере двумя руками благословляет фигуры свв. апостола и князя в среднике. Христос – Царь Небесный, истинный Государь Русской земли, Которому служит русский народ после своего Крещения. Его образ завершает вертикаль средника, где по центру изображен Крест Господень. Богоматерь – Небесная заступница Русской земли. Иоанн Предтеча – учитель покаяния, напоминающий нам о необходимости покаяния Руси и русского народа за свои прегрешения, богоотступничество и уклонение от своего предназначения. Архангелы Михаил и Гавриил – представители воинства Небесного Царя.
Боковые поля иконы (избранные святые по чинам). На боковых полях изображаются: слева сверху вниз: свв. равноапостольные просветители и учители славянские Кирилл (†869) и Мефодий (†885); Петр (†1326), митр. Киевский, Московский и всея Руси; прп. Антоний Печерский (†1073); прп. Сергий Радонежский (†1392); прп. кнг. Ефросиния Полоцкая (ок. †1173).
Справа сверху вниз: свв. блгв. князья Борис и Глеб (†1015); св. патриарх Тихон (†1925); св. князь Александр Невский (†1263); Серафим Саровский (†1833); св. равноап. княгиня Ольга (†969).
Нижнее поле иконы. На нижнем поле слева направо изображаются фигуры святых, связанных с важнейшими периодами и переломными событиями Русской истории.
Первая группа – св. жены блаж. Матрона Московская (†1952) и Ксения Петербургская († ок. 1791); преподобные отцы: св. прп. Илья Муромец († ок. 1188), Феодосий Печерский (†1074), кн. Даниил Московский (†1303) и Александр Свирский (†1533); святители: митр. Владимир Киевский (†1918), архиеп. Иоанн Шанхайский (†1966), митр. Филарет Московский (†1867), митр. Иона Московский (†1461), патр. Гермоген (†1611), патр. Иов (†1607), митр. Алексей Московский (†1378); святые: царств. мч. Николай (†1918), царевич Димитрий Угличский (†1591), блгв. князь Владимир Мономах (†1125), блгв.князь Ярослав Мудрый (†1054), блгв.князь Андрей Боголюбский (†1174), блгв. царь Феодор Иоаннович (†1598), блгв. кн. Игорь Черниговский (†1147), блгв. кн., прп. Олег Брянский (†1307), блгв. кн., мч. Михаил Черниговский (†1245) и блгв.кн. Михаил Тверской (†1318); св. жены – прмц. вел. кнг. Елизавета Федоровна (†1918) и св. блгв. княгиня Анна Кашинская (1368).
Судьба иконы. С оригинала иконы в «Софрино» были сделаны копии, которые расходятся по России и за ее пределами. Иконы переданы в Севастополь, Черноморскому флоту, в ближние и дальние епархии Русской Церкви (Челябинская, Омская, Владивостокская и др.), Свято-Серафимовский мужской монастырь на острове Русский (г. Владивосток), Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня Омской епархии...
Икона в епархиях Русской Церкви.
Член Наблюдательного совета АНО «Славься, Отечество», сенатор от исполнительной власти Челябинской области, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности М.Н. Павлова от имени АНО «Славься, Отечество!» вручила икону «Держава» митрополиту Челябинскому и Миасскому Алексию. 18 октября 2022 г. Фото: АНО «Славься Отечество!»
Председатель правления АНО «Славься, Отечество!» Николай Кузнецов вручил икону «Держава» заместителю Председателя Совета министров Республики Крым — Постоянному Представителю Республики Крым при Президенте РФ Георгию Мурадову. Фото: АНО «Славься Отечество!»
Архиепископ Михаил (Донсков) с иконой «Держава» (Владыка Михаил - епископ Русской православной церкви заграницей на покое, в недавнем прошлом архиепископ Мёдонский, викарий Женевской и Западно-Европейской епархии). 6 декабря 2022 г. Фото: АНО «Славься Отечество!»
Настоятель храма во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия (Сапун-гора, Крым) иерей Николай Яковлев передает икону «Держава» 30-ой дивизии надводных кораблей Черноморского флота. 20 ноября 2022 г. Фото: АНО «Славься Отечество!»
Благочинный Севастопольского округа, настоятель Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе протоиерей Сергий Халюта с иконой «Держава». Фото: АНО «Славься Отечество!»
В рамках программы «Держава» член правления АНО «Славься, Отечество!» Татьяна Дивакова побывала в Свято-Серафимовском мужском монастыре на острове Русский (г.Владивосток) передала икону «Держава» игумену Клименту (Кривоносову). 6 сентября 2022 г. Фото: АНО «Славься Отечество!»
В рамках программы «Держава» Т.Дивакова побывала в Ачаирском женском монастыре Честного Креста Господня Омской епархии Русской Православной Церкви, где передала икону «Держава» игуменье Таисии (Полипчук). «Вся наша держава держится на молитвах наших святых, – сказала игуменья Таисия. – Это сила нашей России. Сила в крещении, которое совершил князь Владимир, сила в наших святых, на которых мы опираемся – и наша держава этим процветает и крепнет!». 10 октября 2022 г. Фото: АНО «Славься Отечество!»
Икона в зоне СВО. 7 декабря 2022 г. в новостном сюжете Первого канала российского ТВ икона «Держава» была показана в расположении воинской части на Херсонщине. После рассказа о прибытии на фронт гигантской георгиевской ленты (на 7 мин. 50 сек. сюжета) военнослужащему вручается икона со словами: «Чтоб она охраняла вас везде и во всем».
Так неведомыми нам путями и не иначе как особым Промыслом Божиим икона "Держава" попала на фронт.
Скриншот телесюжета ТВ-1. 7 декабря 2022 г.
Цель написания нового образа. Икона пишется для молитвы, для напоминания о событиях священной истории или истории конкретной страны, города, народа, в которой Церковь усматривает действие Промысла Божия. Выше в описании иконы кратко говорилось об этом. Добавим к тому еще несколько важных слов.
Святитель Иларион Киевский († 1055 г.), первый митрополит из «русинов» к 50-летнему юбилею Крещения Руси (1038 г.) составил и огласил в присутствии вел. князя Ярослав Мудрого, знати и народа «Слово о Законе и благодати» (Ужанков А. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: НИЦ «Академика», 2013, с. 49–73.), ставшее своего рода древним манифестом «русской идеи».
Свт. Иларион говорит о крещении Руси: «Лепо Благодати и Истине на новых людей воссиять!.. Ибо вера благодатная по всей земле простерлась и до нашего народа русского (в оригинале стоит «языка русьскааго», что лишний раз указывает на отсутствие «украинцев» в Киеве и «Киевской Руси») дошла... Вот уж и мы со всеми христианами славим Святую Троицу... Все страны благий Бог наш помиловал, и нас не презрел – восхотел и спас нас, и в разум истинный привел... Прежде были мы, как звери и скоты… и лишь к земному прилежали, и даже мало о небесном пеклись». Но теперь «чужими будучи, людьми Божьими мы назвали себя» (Иларион. Слово о Законе и благодати. М.: Столица: Скрипторий, 1994, с. 61–67).
Свт. Иларион видит в Крещении Руси исполнение древних ветхозаветных пророчеств: «Даниила: "Все люди, племена и народы Ему послужат". <…> И Давида: … "Да познаем на земле путь Твой, и во всех народах спасение Твое"» (Там же, с. 69–71; здесь и далее выделения в цитатах наши. – В.Н.).
Свт. Иларион величает князя Владимира: ученик Христа (Там же, с. 83); учитель веры для Русской земли (Там же, с. 73, 83); он «во владыках апостол… нас душою мертвых, умерших недугом идолослужения, воскресивший» (Там же, с. 97). Владимир «предал людей своих и город… святой Богородице» (Там же, с. 93-95). Иларион уподобляет князя равноапостольному Константину. Тот покорил Богу царство эллинов и римлян, а Владимир – Русь, где теперь также «Христос царем зовется». Константин «с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес», а Владимир «с бабкою своею Ольгой, принеся крест из Нового Иерусалима, Константина града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру» (Там же, с. 91).
Свт. Иларион утверждает наличие у своих современников преемственности в вере и благочестии князя Владимира и тем завещает будущим поколениям русского народа подтверждать совершенный им выбор веры, трудиться, дабы и в будущем всеянные в Русскую землю князем-учителем семена веры приносили добрый плод. Обращаясь к уже почившему князю, автор восклицает: «Узри внуков своих и правнуков, как здравствуют, как хранимы Господом, как благоверие держат по завету твоему, как святые церкви чтут, как славят Христа, как поклоняются имени Его» (Там же, с. 97).
Свт. Иларион призывает князя Владимира, пребывающего в Небесном Царстве, помолиться «о земле своей и о людях, ими ты благоверно владычествовал. Да сохранит их в мире и благоверии предание твое! И да славится в нем правоверие, и да проклято всякое еретичество! И да соблюдет их Господь Бог от всякой рати и пленения, от голода и всякой скорби и печали» (Там же, с. 99–101).
Профессор А.Н. Ужанков пишет, что по мысли свт. Илариона «русский народ Божиим Промыслом обрел спасительную христианскую веру, должен хранить ее, какую принял, до Страшного Суда и следить, чтобы никто не похитил у него православного венца. Для этой миссии он и был избран Богом в новый период человеческой истории» (Ужанков А. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. М.: НИЦ «Академика», 2013. с. 77; выделено нами. – В.Н.).
Русь у свт. Илариона наследница ушедшей славы древнего Израиля и преходящей «славы Царьграда» (Там же, с. 94) – пребывавшей еще в расцвете на тот момент Византии. «Русский народ, а не ромеев, избрал Господь как носителя и хранителя Благодати в новозаветный период... В этом и заключается Божественный промысел о русском народе и его историческая миссия» (Там же, с. 81).
Излагая мысль свт.Илариона, А.Н. Ужанков пишет, что с принятием христианства Русь «влилась в единый мировой исторический процесс». Древнерусское государство, став христианским, не нуждалось в опеке Византии или кого бы то ни было. «Более того, русскому народу уготовано великое будущее…» По сути, продолжает ученый, «Иларион впервые в русской историографии сформулировал "русскую идею" – хранение Русью православия до Страшного Суда» (Там же, с. 93).
Всё сказанное выше имеет прямое отношение к иконографии иконы «Держава», которая должна средствами иконописи выражать идею посвящения Русской земли Богу и служение Ему русского народа как его национальную идею.
Итак, святой образ «Держава» создан для того, чтобы напоминал нашим воинам и всем нам о духовных и исторических истоках Руси – нашей общей родины великороссов, малороссов и белорусов, издревле называвшейся Русская земля; чтобы бороться нам не столько против Украины, сколько за Святую Русь свт. Илариона Киевского, предсказавшего Руси великое будущее на века вперед; чтобы по слову того же свт. Илариона Русь до Страшного Суда хранила неповрежденным святое Православие, что и есть для нее национальная идея до скончания времен; чтобы нам в битве с ворогами, видимыми и невидимыми, устоять в правде Божией; чтобы помнить и исполнять завет непобедимого и победоносного А.В. Суворова: «Молись Богу, от Него победа!»
Празднование иконе «Держава». Предлагается установить ежегодное празднование иконе 12 июня (н.ст.). Это позволит наполнить духовным содержанием государственный праздник "День России", отмечаемый в этот день с 1992 г.
Владимир Иванович Немыченков, публицист, член Союза писателей России
ТРОПАРЬ
Спаси, Господи, люди Твоя и сохрани державу,// юже даровал еси нам служити Ти до скончания мiра.// Да исполним вси завет святый:// Земле Русьская// первозванный тя Андрей благослови,// и единодержец Владимир крести,// храни веру православную,// в ней же тебе утверждение и спасение!
КОНДАК
Днесь Земля Русьская славно славит просветителя своя:// Андрея во апостолах первозваннаго, Русь крестом осенившаго,// и единодержца Владимира, во владыках апостола,// вси языки наша воедино собравшаго// и святым крещением Христу в державу сотворшаго.// Тем же мы има благодарно вопием:// радуйся двоице святая, Крест в нас воздвигшая// и Святой Троице в служение положившая.
Использованные материалы:
1. Сайт АНО «Славься Отечество!»
2. Сайт ТВ 1-й канал, 7 дек.2022 г.
1. Актуально, грамотно, церковно...